Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/28-7 "О жалобах на решения, действия (бездействие) избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, территориальной избирательной комиссии Одинцовского района Московской области и Избирательной комиссии Московской области, иных обращениях в связи с проведением досрочных выборов депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области" на территориальную избирательную комиссию Одинцовского района Московской области возложена обязанность незамедлительно отменить решения избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 13 февраля 2016 года N 1-1302 и от 19 февраля 2016 года N 1-1902. Избирательная комиссия Московской области была обязана в пределах своей компетенции незамедлительно осуществить контроль за реализацией указанного постановления и соблюдением избирательных прав граждан.
В целях исполнения указанного постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации территориальная избирательная комиссия Одинцовского района Московской области своим решением от 20 апреля 2016 года N 6/1 отменила решения избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области. Избирательная комиссия Московской области 21 апреля 2016 года проинформировала Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о принятом территориальной избирательной комиссией решении.
Принимая постановление от 25 мая 2016 года N 8/67-7 "О контроле за соблюдением законодательства о выборах при реализации постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/28-7 "О жалобах на решения, действия (бездействие) избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, территориальной избирательной комиссии Одинцовского района Московской области и Избирательной комиссии Московской области, иных обращениях в связи с проведением досрочных выборов депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила новые недостатки в деятельности избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области, связанные с сохранностью избирательной документации, и определила меры реагирования, которые необходимо в связи с этим предпринять Избирательной комиссии Московской области.
Во исполнение названного постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Избирательная комиссия Московской области провела проверку деятельности избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области. С учетом установленных нарушений комиссия инициировала процесс привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Констатировав факт досрочного прекращения полномочий членов избирательной комиссии сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области и тот факт, что названная комиссия осталась в неправомочном составе, на территориальную избирательную комиссию Одинцовского района Московской области Избирательная комиссия Московской области возложила обязанность принять меры по сбору предложений и назначению новых членов комиссии поселения.
В рамках реализации своих полномочий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, иные избирательные комиссии продолжают осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав граждан в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области.
В производстве Волоколамского городского суда Московской области находится административное дело N 2а-935/2016 по административному исковому заявлению С.В. Кабурневич к территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области об отмене решения от 8 февраля 2016 года N 1888 "Об определении результатов досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу N 3" и признании результатов выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу N 3 недействительными.
Избирательная комиссия Московской области была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации привлекалась судом для дачи заключения по делу в соответствии с частью 7 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 6 июня 2016 года административное исковое заявление было оставлено без удовлетворения.
Соглашаясь с тем, что при проведении досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области 7 февраля 2016 года не было допущено фундаментальных нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлечь однозначную невозможность определения действительной воли избирателей, нельзя не отметить, что причиной некоторых претензий административного истца стало несовершенство правового регулирования в Московской области отдельных избирательных процедур.
Указанное обстоятельство явилось основанием для анализа со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состояния нормативного регулирования порядка реализации избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов в Московской области, а также отдельных особенностей правоприменительной практики.
Экспертиза Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" показала, что в названном Законе отсутствует регулирование относительно вида избирательной системы, применяемой на выборах во вновь образованных муниципальных образованиях, а также в случае, если уставом муниципального образования не определен вид избирательной системы.
Данное обстоятельство не может повлиять на правовую определенность порядка проведения выборов в сельском поселении Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области и не повлияло на проведение досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области ввиду утверждения в 2013 году представительными органами названных муниципальных образований схем многомандатных избирательных округов (решение Совета депутатов сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района Московской области от 12 декабря 2013 года N 7/2, решение Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 23 января 2013 года N 500/119). Уставы же названных муниципальных образований хоть и не определяют конкретный вид избирательной системы при проведении выборов депутатов, но и не содержат положений, не позволяющих применять утвержденные схемы избирательных округов.
Однако данное несовершенство правового регулирования порождало и продолжает порождать споры.
Так, при проведении выборов в Совет депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района 14 марта 2010 года на момент назначения выборов депутатов в Уставе городского поселения Шатура содержалось регулирование, предусматривающее одновременно проведение выборов по пропорциональной и мажоритарной избирательным системам, то есть не была четко определена избирательная система, в соответствии с которой необходимо проводить выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура.
Данное обстоятельство позволило Московскому областному суду прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае содержание Устава городского поселения Шатура в части определения вида избирательной системы при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура нельзя признать определенным (определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 августа 2010 года по делу N 33-15779).
Важность необходимости данного регулирования обусловлена еще и тем обстоятельством, что только с 2013 года в Московской области на основании решений Московского областного суда признаны неправомочными составы 12 представительных органов муниципальных образований различного уровня, включая советы депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района и сельского поселения Барвихинское Одинцовского муниципального района, что влекло за собой необходимость проведения досрочных выборов.
Налаживание Избирательной комиссией Московской области систематической работы, в том числе с участием соответствующих органов исполнительной власти Московской области, по анализу состояния нормативных актов муниципальных образований, регулирующих подготовку и проведение муниципальных выборов, а также выполнения представительными органами и главами муниципальных образований законодательства, непосредственно связанного с реализацией избирательных прав граждан, позволило бы минимизировать негативные последствия несовершенства данных актов местного самоуправления.
В Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступают обращения от различных участников избирательного процесса и Избирательной комиссии Московской области, связанные с вопросами назначения выборов глав вновь образованных муниципальных образований и выборов депутатов советов депутатов вновь образованных муниципальных образований.
Однако особенности правового регулирования создания вновь образованных муниципальных образований и отсутствие определенности у избирательных комиссий в Московской области в вопросе необходимости назначения там выборов порождают соответствующие споры. Так, например, в настоящее время вопрос определения порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озеры Московской области является предметом исследования и оценки Московского областного суда.
В то же время согласно пункту 8 статьи 4 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области" Избирательная комиссия Московской области обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе по вопросам, связанным с реализацией и защитой конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, по иным вопросам, связанным с избирательным законодательством Московской области.
Однако в должной степени предоставленным правом Избирательная комиссия Московской области до настоящего времени не воспользовалась.
Закон Московской области от 3 июня 2016 года N 59/2016-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 2 июня 2016 года N 6/168-П), во многом устранивший имевшиеся недостатки Закона, был принят, как видно из пояснительной записки к проекту Закона, по инициативе Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы.
При этом в Законе Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" по-прежнему не реализованы требования пункта 18 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" об установлении порядка предоставления избирательным комиссиям муниципальными организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, эфирного времени для информирования избирателей, печатной площади для опубликования решений и актов, размещения иной печатной информации. Отсылочной нормы в части 13 статьи 11 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недостаточно для реализации данного требования. Представляется правильным установить конкретные объемы предоставляемого эфирного времени, печатной площади, а также сроки такого предоставления.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в качестве одного из оснований для отказа в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу является предоставление документов, оформленных с нарушением требований закона. Однако пункт 14 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такого основания не содержит.
Кроме того, из абзаца второго части 6 статьи 27 и из пункта 3 части 7 статьи 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" следует исключить слова ", настоящим Законом", поскольку согласно пунктам 14 и 142 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отказ в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, возможен только в случае несоблюдения требований Федерального закона.
В Законе Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" также не урегулированы сроки определения результатов выборов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области" Избирательная комиссия Московской области при проведении выборов, референдумов является вышестоящей комиссией для избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий, комиссий референдума, сформированных на территории Московской области.
При подготовке и проведении выборов депутатов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области Избирательная комиссия Московской области контролирует соблюдение избирательных прав, права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, постоянно проживающих (в случаях, предусмотренных законами, - временно находящихся) на территории муниципального образования, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования (подпункт "а" статьи 10 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области").
В то же время обстоятельства, послужившие основанием для принятия постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/28-7 и от 25 мая 2016 года N 8/67-7, были установлены непосредственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая в силу своей компетенции не является непосредственным участником правоотношений, связанных с организацией и проведением муниципальных выборов. Только после принятия обязывающих решений Избирательной комиссией Московской области принимались необходимые меры реагирования на установленные нарушения избирательного законодательства.
В связи с этим обращает на себя внимание и тот факт, что в ходе проведения избирательных кампаний на территории Московской области в период с 2013 по 2015 год имели место случаи, когда усматривались основания для отмены решений Избирательной комиссии Московской области.
Так, на заседаниях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", были отменены решения Избирательной комиссии Московской области от 8 августа 2013 года N 122/1750-5 "О жалобе кандидата на должность главы Можайского муниципального района Московской области Маслова Сергея Владимировича" (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 августа 2013 года N 191/1310-6) и от 15 августа 2013 года N 126/1794-5 "О жалобе кандидата на должность Главы сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области Курепина Константина Дмитриевича" (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 92/1316-6).
Кроме того, на заседании Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, были выявлены основания для отмены решений Избирательной комиссии Московской области от 15 августа 2014 года N 184/2631-5 и N 184/2632-5 о жалобах кандидата на должность Главы городского округа Котельники и кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Котельники Соколовой Татьяны Викторовны (заседание Рабочей группы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 августа 2014 года N 9).
Принимая во внимание указанное обстоятельство, 26 августа 2014 года Избирательная комиссия Московской области отменила свои решения и зарегистрировала Т.В. Соколову кандидатом на должность Главы городского округа Котельники и кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Котельники.
Кроме того, в 2014 году Московским областным судом дважды признавались незаконными решения Избирательной комиссии Московской области, связанные с проведением муниципальных выборов.
Так, решением Московского областного суда от 3 сентября 2014 года по делу N 3-118/2014 по заявлению избирательного объединения "Щелковское районное отделение Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" было отменено решение Избирательной комиссии Московской области от 22 августа 2014 года N 186/2676-5 "О жалобе уполномоченного представителя избирательного объединения "Московское областное отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России".
Суд подчеркнул, в частности, что ссылка в оспариваемом решении Избирательной комиссии Московской области в обоснование его принятия на нарушение территориальной избирательной комиссией Щёлковского района установленных законом сроков выдачи итогового протокола и других документов является несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отмены законного решения и регистрации списка кандидатов при наличии недостаточного количества действительных подписей, что прямо предусмотрено законом в качестве безусловного основания для отказа в регистрации. При этом данное нарушение избирательного законодательства (представление недействительных подписей) является неустранимым и его оценка избирательной комиссией не зависит от доводов заинтересованных лиц.
Решением Московского областного суда от 8 сентября 2014 года по делу N 3-126/2014 признаны незаконными и отменены решения Избирательной комиссии Московской области от 26 августа 2014 года N 186/2688-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района" и решение Избирательной комиссии Московской области от 29 августа 2014 года N 188/2697-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района по подготовке и проведению выборов Главы сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года".
Судом было установлено, что оспоренные решения Избирательной комиссии Московской области о возложении полномочий комиссии муниципального образования по подготовке и проведению выборов главы и депутатов Совета депутатов на территории сельского поселения Ошейкинское на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района приняты в отсутствие обращения Совета депутатов данного муниципального образования. Ссылка Избирательной комиссии Московской области на незаконность решения Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области о возложении полномочий по организации и проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории сельского поселения Ошейкинское на избирательную комиссию Лотошинского муниципального района, даже если бы оно имело место, не могла, как отметил суд, служить основанием для принятия Избирательной комиссией Московской области решений, не соответствующих требованиям избирательного законодательства.
В деятельности нижестоящих по отношению к Избирательной комиссии Московской области избирательных комиссий также неоднократно отмечались недостатки.
Так, в 2012 году только самой Избирательной комиссией Московской области отменено 4 решения нижестоящих комиссий, в 2013 году - 19, в 2014 году - 39, в 2015 году - 7. При этом подавляющее число отмененных решений касалось вопросов отказа в заверении списков кандидатов либо отказов в регистрации кандидатов, списков кандидатов.
Отдельные наиболее грубые нарушения избирательного законодательства становились поводом для реакции со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
В частности, по результатам рассмотрения обращений депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.П. Обухова, иных участников избирательного процесса были выявлены факты нарушения избирательного законодательства со стороны территориальной избирательной комиссии Щёлковского района Московской области в рамках проведения выборов, проходивших на территории Щёлковского муниципального района Московской области 14 сентября 2014 года.
Избирательной комиссии Московской области предписывалось провести работу по исключению появления в практике работы нижестоящих комиссий решений, аналогичных решениям территориальной избирательной комиссии Щёлковского района от 17 сентября 2014 года N 221/1 "Об отмене решения Избирательной комиссии городского поселения Щёлково Московской области N 65/37 от 16.09.2014 г. "О признании результатов выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 3 недействительными" и N 221/2 "Об отмене решения Избирательной комиссии городского поселения Щёлково Московской области N 65/38 от 16.09.2014 г. "О признании результатов выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района по одномандатному избирательному округу N 5 недействительными".
Положения пунктов 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не наделяют избирательную комиссию муниципального района, полномочия которой в данном случае возложены на территориальную избирательную комиссию, правом отмены решения избирательной комиссии городского поселения о результатах выборов, поскольку данные вопросы в силу прямого указания, содержащегося в статье 77 названного Федерального закона, отнесены к исключительной компетенции суда.
Однако даже установленные факты нарушения избирательного законодательства не всегда получали свою своевременную оценку и реакцию.
Так, определением Можайского городского суда Московской области от 25 октября 2013 года было прекращено производство по гражданскому делу N 2-1565/2013 по заявлению Избирательной комиссии Московской области о расформировании избирательной комиссии Можайского района в связи с неисполнением ей постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 августа 2013 года N 191/1310-6. Основанием для прекращения производства послужил отказ заявителя от своих требований. Суд также отметил, что срок полномочий избирательной комиссии Можайского района, о расформировании которой заявлены требования, был прекращен в силу закона.
Приведенные выше обстоятельства недостаточного контроля со стороны Избирательной комиссии Московской области за соблюдением избирательных прав граждан и избирательного законодательства при проведении муниципальных выборов на территории Московской области могут оказать негативное влияние на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на территории Московской области.
Так, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило обращение депутата Московской областной Думы Н.Н. Еремейцевой, в котором она информирует о принятом Администрацией Щёлковского муниципального района постановлении от 10 мая 2016 года N 2155, которым был образован Координационный совет Щёлковского одномандатного избирательного округа N 127 по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в состав которого в качестве членов Совета, в частности, включены председатели территориальных избирательных комиссий Щелковского и Ногинского районов, ЗАТО Звездный городок, г. Ивантеевки, г. Лосино-Петровского, г. Фрязино, а также г. Черноголовки. При этом, если председатель территориальной избирательной комиссии Щелковского района входит в состав Совета по согласованию, то председатели иных избирательных комиссий были включены без такового.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Щелковскому одномандатному избирательному округу N 127 по предложению Избирательной комиссии Московской области постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 возложены на территориальную избирательную комиссию Щелковского района Московской области.
В соответствии с пунктом 16 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Как видно из положения о Координационном совете Щёлковского одномандатного избирательного округа N 127 по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, утвержденного названным постановлением, Совет создан в целях оказания содействия окружной избирательной комиссии и осуществления взаимодействия с избирательными комиссиями (абзацы 1, 4 пункта 2.1 положения).
Компетенция окружных и территориальных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определена статьями 29 и 30 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Так, согласно пункту 7 статьи 29 и пункту 7 статьи 30 названного Федерального закона соответствующие комиссии заслушивают сообщения представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.
В силу пункта 12 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Возможная дача поручений председателям избирательных комиссий председателем Координационного совета, являющимся должностным лицом органа местного самоуправления (абзац 2 пункта 4.2 положения), прямо свидетельствует о вмешательстве в компетенцию избирательных комиссий и их должностных лиц, что недопустимо и преследуется по закону.
Таким образом, включение в состав Координационного совета Щёлковского одномандатного избирательного округа N 127 по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва председателей избирательных комиссий, как по согласованию, так и без такового, противоречит приведенным положениям избирательного законодательства.
Примечательно, что уже 9 июня 2016 года Администрация Щёлковского муниципального района Московской области приняла постановление N 2692, которым ранее принятый акт был признан утратившим силу, а во вновь сформированный Координационный совет Щёлковского одномандатного избирательного округа N 127 по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва представители избирательных комиссий не включены.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пунктом 5 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обратилась в прокуратуру Московской области с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение аналогичных нарушений в иных муниципальных образованиях Московской области.
Рассмотренная ситуация стала следствием неэффективного взаимодействия избирательных комиссий, органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов. Включение же представителей избирательных комиссий в состав названного Координационного совета также может свидетельствовать о недостаточном понимании пределов своей компетенции органами местного самоуправления, которые к тому же могут быть наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Московской области, во взаимодействии с избирательными комиссиями.
Неэффективная реализация управленческих функций со стороны Избирательной комиссии Московской области как вышестоящей комиссии по отношению к территориальным избирательным комиссиям в целом и руководителей отдельных комиссий - в частности также может сказаться на уровне подготовке к выборам 18 сентября 2016 года.
Так, целый ряд претензий возникал со стороны участников избирательного процесса к председателю территориальной избирательной комиссии города Балашихи А.К. Кравченко по результатам проведенных 26 апреля 2015 года выборов депутатов Совета депутатов городского округа Балашиха. При этом Избирательная комиссия Московской области, формируя новый состав территориальной избирательной комиссии города Балашихи, 27 апреля 2016 года своим решением вновь назначила А.К. Кравченко председателем указанной комиссии. Однако, уже 12 мая 2016 года решением той же комиссии А.К. Кравченко был освобожден от обязанностей председателя территориальной избирательной комиссии города Балашихи на основании личного заявления, а председателем комиссии назначена Л.А. Кузнецова. При этом А.К. Кравченко был избран заместителем председателя территориальной избирательной комиссии города Балашихи и является им до настоящего времени.
После выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района, прошедших 14 сентября 2014 года, в судебном порядке было признано незаконным бездействие секретаря территориальной избирательной комиссии Щёлковского района И.В. Ивлиевой, которая сразу после этого была освобождена от должности секретаря комиссии по личному заявлению.
Однако при формировании территориальной избирательной комиссии Щёлковского района решением Избирательной комиссии Московской области от 10 февраля 2016 года N 252/3451-5 И.В. Ивлиева была назначена членом территориальной избирательной комиссии Щёлковского района по предложению Московского областного регионального отделения Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", хотя ее предложение не являлось обязательным к реализации при назначении состава комиссии. Более того, на организационном заседании территориальной избирательной комиссии нового состава И.В. Ивлиева вновь избрана секретарем комиссии.
Кроме того, анализ составов территориальных комиссий, сформированных Избирательной комиссией Московской области в 2015-2016 годах, показывает их тесную связь с местными администрациями и, соответственно, главами муниципальных образований или руководителями администраций.
Так, в состав территориальной избирательной комиссии города Балашихи (жалобы по прошедшим в 2015 году местным выборам не прекращаются до настоящего времени, а правоохранительными органами проводится проверка по фактам соответствующих правонарушений) из 14 членов комиссии по данным ГАС "Выборы" включены как минимум 5 работников администрации городского округа Балашиха, включая начальников организационно-контрольного и правового управлений. На данную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 117.
В состав территориальной избирательной комиссии города Серпухова из 12 членов комиссии включены 5 работников администрации, трое из которых являются руководителями комиссии (председатель, заместитель председателя и секретарь), а также работник аппарата Совета депутатов города Серпухова.
Также все руководящие должности занимают в территориальной избирательной комиссии Дмитровского района, на которую возложены полномочия окружной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 118, работники администрации Дмитровского района, также работниками администрации являются еще 2 члена комиссии.
Аналогичная ситуация усматривается и в территориальной избирательной комиссии Сергиево-Посадского района, на которую возложены полномочия окружной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 124, где председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии по основному месту работы являются работниками администрации района.
Подобная ситуация имеет место и в других территориальных избирательных комиссиях Московской области.
При таких обстоятельствах в ходе подготовки и проведении выборов 18 сентября 2016 года возможны жалобы со стороны участников избирательного процесса на применение административного ресурса и иные нарушения избирательного законодательства.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает, что проанализированные действия Избирательной комиссии Московской области и лично ее председателя И.Р. Вильданова, организующего работу комиссии, нельзя считать направленными на стабилизацию обстановки как в названных городах и районах, так и в Московской области в целом.
Исходя из изложенного, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приходит к выводу, что Избирательная комиссия Московской области и ее председатель И.Р. Вильданов в своей деятельности не на должном качественном уровне реализуют полномочия, предусмотренные подпунктами "а", "в", "ж", "з", "к", "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 2, 4, 10, 14 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области", что в случае сохранения такой тенденции без ее критической оценки и реакции может привести к утрате организационной способности Избирательной комиссии Московской области выступать в качестве избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы государственной власти Московской области, а также в качестве комиссии, призванной должным образом обеспечить избирательные права граждан при проведении муниципальных выборов. Данное обстоятельство может полностью исключить возможность доверия со стороны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации к работе Избирательной комиссии Московской области, связанной с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
В силу положений статьи 50 Устава Московской области, установивших, что Губернатор Московской области обеспечивает и защищает права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок в Московской области, а также осуществляет целый ряд полномочий, связанных с деятельностью исполнительных органов государственной власти Московской области, Администрации Губернатора Московской области, в том числе обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Московской области с иными органами государственной власти Московской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Московской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 4 статьи 5 Закона Московской области "Об Избирательной комиссии Московской области" Губернатор Московской области является непосредственным участником процесса формирования Избирательной комиссии Московской области.
С учетом приведенных положений законодательства, а также принимая во внимание характер установленных недостатков при проведении выборов в Московской области, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает необходимым обратиться с предложением к Губернатору Московской области о принятии необходимых и действенных мер, направленных на эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области с избирательными комиссиями всех уровней в целях недопущения появления факторов, оказывающих негативное воздействие на реализацию избирательных прав граждан в Московской области.
Руководствуясь статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению заявление Вильданова Ирека Раисовича о досрочном освобождении от должности председателя Избирательной комиссии Московской области и предложить ему сложить с себя полномочия члена Избирательной комиссии Московской области с правом решающего голоса.
2. Предложить Губернатору Московской области:
принять меры в отношении должностных лиц, в чью компетенцию входит организация взаимодействия с избирательными комиссиями в Московской области, а также лиц, действия или бездействие которых способствовали возникновению нарушений законодательства о выборах, отмеченных в настоящем постановлении, вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности;
принять меры по предупреждению случаев вмешательства в деятельность избирательных комиссий всех уровней со стороны органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления в Московской области;
совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации создать рабочую группу по анализу выявленных недостатков при подготовке и проведении выборов на территории Московской области и выработке мер, направленных на устранение предпосылок к нарушению законодательства о выборах со стороны органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления в Московской области и избирательных комиссий.
3. Направить настоящее постановление в Московскую областную Думу с предложением учесть отраженные в нем замечания к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в работе по совершенствованию избирательного законодательства Московской области.
4. Поручить Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в срок до 1 июля 2016 года создать временную рабочую группу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по оказанию правовой, методической и организационно-технической помощи окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Московской области.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22 июня 2016 г. N 13/100-7 "О дополнительных мерах реагирования, направленных на совершенствование деятельности Избирательной комиссии Московской области по контролю за соблюдением избирательных прав граждан и законодательства о выборах при проведении выборов на территории Московской области"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2016 г., N 11