Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 84-АПГ16-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о признании недействующим раздела 10.01 пункта 10 приложения к решению Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 г. N 533 "Об утверждении коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" по апелляционной жалобе Думы Великого Новгорода на решение Новгородского областного суда от 28 декабря 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя административного истца Кондратьевой М.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2009 г. N 533 (далее - Решение N 533) утверждены коэффициенты, используемые в формуле расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 10 приложения к Решению N 533 для вида разрешенного использования территорий "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" по виду функционального использования территорий и объектов, расположенных на земельном участке 10.01 "производственные виды деятельности, объекты энергетической системы, теплоэлектроцентрали, золоотвалы, санитарно-защитные зоны", установлен коэффициент в размере, равном 0,0408.
Указанный коэффициент применяется с использованием повышающего коэффициента-дефлятора, ежегодно устанавливаемого решениями Думы Великого Новгорода, который на 2015 год равен 1,067 (решение Думы Великого Новгорода от 29 декабря 2014 г. N 401).
Решение N 533 опубликовано 16 декабря 2009 г. в газете "Новгород официальный", N 36, вступило в силу после официального опубликования.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", общество), являющееся арендатором земельного участка, предназначенного для размещения тепло- и электростанций и обслуживающих их сооружений, объектов и относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, обратилось в Новгородский районный суд Новгородской области с заявлением о признании не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Решения N 533 в части раздела 10.01 пункта 10 приложения к названному решению.
Обществом также заявлено требование обязать Думу Великого Новгорода привести Решение N 533 в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582) и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 июня 2013 г. N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 347).
ОАО "ТГК N 2" полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права общества, поскольку его применение влечет необоснованное увеличение размера арендной платы за пользование указанным земельным участком.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что размер арендной платы, рассчитанной по формуле с использованием оспариваемого коэффициента с учетом коэффициента-дефлятора на 2015 год, превышает размер ставки арендной платы и предельную ставку арендной платы на территории Новгородской области в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, утвержденных Приказом Минэкономразвития N 347. Кроме того, по мнению административного истца, установление арендной платы в указанном размере противоречит принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 21 июля 2015 г. заявление ОАО "ТГК N 2" оставлено без удовлетворения. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 30 сентября 2015 г. решение Новгородского районного суда Новгородской области отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Новгородский областной суд.
Решением Новгородского областного суда от 28 декабря 2015 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Решение N 533 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части пункта 10 приложения к названному решению, устанавливающего коэффициент 0,0408 по коду функционального использования 10.01 для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предназначены для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. В пользу ОАО "ТГК N 2" с Думы Великого Новгорода взысканы судебные расходы в размере 4 500 руб. В остальной части заявление общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дума Великого Новгорода просит решение суда отменить в связи несоответствием вывода суда, изложенного в решении, обстоятельствам дела.
ОАО "ТГК N 2" и прокуратурой Новгородской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", части 6 статьи 10 Областного закона Новгородской области от 5 декабря 2011 г. N 1125-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" (в редакции, подлежащей применению на день принятия Решения N 533) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Администрацией Новгородской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Пунктом 1.3 постановления Администрации Новгородской области от 20 декабря 2007 г. N 301 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление N 301), действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов области.
Как усматривается из материалов дела, Решение N 533 было принято уполномоченным представительным органом г. Великий Новгород в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 56 Регламента Думы Великого Новгорода, в форме, предусмотренной частью 2.1 статьи 7, статьей 34 Устава муниципального образования - городского округа Великий Новгород, подписано Мэром Великого Новгорода и опубликовано в установленном законом порядке.
Признавая раздел 10.01 пункта 10 приложения к Решению N 533 недействующим, суд первой инстанции указал, что оспариваемые положения вступили в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ с момента его введения в действие - с 1 марта 2015 г.
Судебная коллегия полагает данный вывод правильным в силу следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вступившим в силу с 1 марта 2015 г. пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электрогазоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 (далее - Правила), арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Во исполнение пункта 5 Правил принят Приказ Минэкономразвития N 347, согласно которому ставка арендной платы в отношении указанных земельных участков установлена в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, при этом предельная ставка арендной платы по названным земельным участкам на территории Новгородской области составляет 3,36 руб. за кв.м.
Как усматривается из материалов дела, по договору аренды земельного участка, заключенного между ОАО "ТГК N 2" и Комитетом по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - Комитет) от 11 декабря 2008 г. N 1046-3, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 53:23:8624301:0149. Земельный участок предоставлен в целях эксплуатации производственных зданий и сооружений ТЭЦ, непосредственно на земельном участке расположена принадлежащий ОАО "ТГК N 2" на праве собственности объект недвижимости - дамба золоотвала (ограждение).
Как следует из пункта 4 и приложений 2 и 3 к указанному договору аренды, размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента для расчета арендной платы.
Указанный порядок расчета арендной платы соответствует пункту 1.2 постановления N 301, действовавшего до 1 марта 2016 г., и пункту 2 постановления Правительства Новгородской области от 1 марта 2016 г. N 89 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Новгородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", действующего на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, коэффициент в размере, равном 0,0408, установлен на основе отчета об экономическом обосновании коэффициентов, устанавливаемых в процентах от кадастровой стоимости земельных участков и применяемых для расчета арендной платы за земельные участки в г. Великий Новгород, который содержит анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, оспариваемые положения Решения N 533 приняты с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, и не нарушают принцип экономической обоснованности арендной платы, установленный в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
Вместе с тем размер арендной платы, рассчитанной Комитетом в соответствии с условиями договора аренды земельного участка с использованием оспариваемого коэффициента и с учетом коэффициента-дефлятора на 2015 год, составил 5,7% от кадастровой стоимости названного земельного участка или 38,9 руб. за кв. м, что существенно превышает ставку арендной платы в размере 1,6% и предельную ставку арендной платы на территории Новгородской области в размере 3,36 руб. за кв. м, установленные Приказом Минэкономразвития России N 347.
Суд первой инстанции, установив факт превышения размера арендной платы в отношении земельного участка, принадлежащего ОАО "ТГК N 2" на праве аренды, над ставками арендной платы, установленными для находящихся в федеральной собственности земельных участков, предназначенных для тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, пришел к выводу, что оспариваемые положения противоречат требованиям пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ с момента вступления его в силу - с 1 марта 2015 г.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку нарушение прав общества допущено вследствие расчета Комитетом размера арендной платы за 2015 год с использованием не подлежащего применению коэффициента, установленного Решением N 533.
Как следует из части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с указанными выше положениями нормативных правовых актов Новгородской области коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления, являются обязательными множителями в формуле расчета арендной платы в отношении расположенных на территории Новгородской области земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Коэффициент, установленный в пункте 10 приложения к Решению N 533 по коду функционального использования 10.01, применялся при расчете арендной платы в отношении земельного участка, используемого обществом, в том числе и при составлении расчета Комитетом за 2015 год.
Таким образом, ОАО "ТГК N 2", уплачивающее арендную плату, размер которой находится в прямой зависимости от оспариваемого коэффициента, могло выбрать, в том числе такой способ защиты нарушенного права, как признание в судебном порядке Решения N 533 недействующим.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новгородского областного суда от 28 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. N 84-АПГ16-1
Текст определения официально опубликован не был