Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2016 г. N 78-АПГ16-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Веста" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2009 г. N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", по апелляционной жалобе закрытого открытого акционерного общества "Веста" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2015 г. и на дополнительное решение от 21 января 2016 г., которыми в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей закрытого акционерного общества "Веста" Макарова Э.В., Муравьева М.А., представителя Губернатора Санкт-Петербурга - Вишневскую М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
закрытое акционерное общество "Веста" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2009 г. N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга".
Указанным нормативным актом утверждены: Положение о порядке определения базовых ставок арендной платы и коэффициентов, используемых в Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы согласно приложению N 1 (далее - Положение), зоны градостроительной ценности территорий, применяемые при определении арендной платы, согласно приложению N 3, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки согласно приложению N 4.
Пунктом 5 Постановления установлены коэффициенты динамики рынка недвижимости (Кд), применяемые при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, по отношению к ставке арендной платы, установленной Положением, начиная с 2010 года и до 2017 года.
В пункте 1 Положения указаны цели установления базовых ставок арендной платы, коэффициентов и их значений.
В разделе 2 Положения закреплены основные определения.
В Приложении N 1 к Положению определены базовые ставки арендной платы в зависимости от зоны градостроительной ценности территории, характера размещенных на ней объектов и осуществляемой деятельности, в Приложении N 2 к Положению - установлен расчет коэффициента местоположения, в Приложении N 3 - перечень основных магистралей и локальных центров, влияющих на коммерческую привлекательность земель в Санкт-Петербурге, в Приложении N 4 - коды и коэффициенты функционального использования территории, в Приложении N 5 - коэффициенты площади функционального использования территории для капитальных и временных объектов (соответственно, таблицы 1 и 2), в Приложении N 6 - повышающие и понижающие корректирующие коэффициенты, в Приложении N 7 - особые (льготные) виды деятельности арендаторов.
После уточнения требований и вынесения судом определения о прекращении производства по делу в части требований об оспаривании отдельных положений, не затрагивающих права и законные интересы истца, обществом оспорены примененные к нему при расчете арендной платы по договору аренды положения нормативного правового акта: пункт 1 и раздел 2 Положения (приложение N 1 к Постановлению); пункт 5 приложения N 1 к Положению в части установления для зоны 5 базовой ставки арендной платы за 1 м2 в год для временных объектов; приложение N 2 к Положению; пункт 327 приложения N 3 к Положению; пункты 12, 46, 48, 51 приложения N 4 к Положению в части установления коэффициентов функционального использования территории для временных объектов; пункты 12, 46, 48, 51 таблицы 2 приложения N 5 к Положению; пункт 4860 приложения N 3 к Постановлению, приложение N 4 к Постановлению, пункт 5 Постановления.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2015 г. и дополнительным решением от 21 января 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда и дополнительным решением, ЗАО "Веста" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что оспариваемое постановление принято Правительством Санкт-Петербурга с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, оспариваемые положения противоречат установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Относительно апелляционной жалобы Губернатор Санкт-Петербурга и прокуратура Санкт-Петербурга представили возражения.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции административным истцом в целях определения экономически обоснованного расчета базовой ставки арендной платы заявлено ходатайство о назначении судебной финансово-экономической экспертизы.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как при рассмотрении данного дела вопросов, требующих специальных знаний, не возникло.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что с 1 апреля 2008 г. вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119 "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119).
Во исполнение данного Закона Правительством Санкт-Петербурга 26 ноября 2009 г. принято постановление N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - постановление от 26 ноября 2009 г. N 1379).
ЗАО "Веста" на основании договора от 9 января 2006 г. N 12/ЗК-02109, заключенного с КУГИ Санкт-Петербурга, являлось арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, участок 106, предоставленного для использования под размещение временной площадки под складские цели и стоянку служебного автотранспорта предприятия. В настоящее время договор аренды в судебном порядке расторгнут, однако общество продолжает фактически использовать земельный участок.
При определении размера арендной платы за земельный участок применялись установленные оспариваемым постановлением базовые ставки и коэффициенты.
Согласно решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 января 2015 г. с ЗАО "Веста" взыскана задолженность по арендной плате за 2014 год, также рассчитанная на основании оспариваемого акта.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрено абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119 установлен порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе определена формула, по которой рассчитывается годовой размер арендной платы за земельный участок.
Согласно этой формуле для определения годового размера арендной платы учитывается базовая ставка арендной платы, площадь земельного участка, площадь земельного участка, а также коэффициенты местоположения, функционального использования, площади функционального использования, динамики рынка недвижимости, корректирующий коэффициент.
В абзаце 4 статьи 3 названного Закона закреплено, что порядок определения указанных в настоящей статье коэффициентов и их значения устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга уполномочено также устанавливать порядок, условия и сроки внесения арендой платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Закон Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119 являлся предметом проверки суда по заявлению ЗАО "Веста" по делу N 3-36/2015. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2015 г., в удовлетворении требования отказано. Суды установили, что Закон Санкт-Петербурга о порядке определения арендной платы за пользование соответствующими земельными участками, в том числе положения, регламентирующие компетенцию органов власти субъекта Российской Федерации в названной сфере, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 Положения, которое является приложением N 1 к оспариваемому постановлению, базовые ставки арендной платы, коэффициенты и их значения установлены в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов Санкт-Петербурга и арендаторов земельных участков.
Данный пункт, определяя цели установления базовых ставок арендной платы, коэффициентов и их значений, не содержит в себе каких-либо норм, не соответствующих законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В разделе 2 Положения даны основные определения, которые соответствуют понятиям, установленным в Законе Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119.
Каких-либо норм, противоречащих названному Закону Санкт-Петербурга и федеральному законодательству в сфере регулирования земельных отношений, раздел 2 Положения не содержит.
Оспаривая приложения N 1, 2, 3, 4, 5 к Положению, приложения N 3, 4 к Постановлению, пункт 5 Постановления в части размеров базовой ставки и коэффициентов, примененных при расчете арендной платы за земельный участок, арендатором которого являлось ЗАО "Веста", административный истец ссылается на их противоречие основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Принцип экономической обоснованности, на несоблюдение которого ссылается административный истец, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Суд первой инстанции, исследовав представленные административным ответчиком в материалы дела в качестве экономического обоснования оспариваемого нормативного правового акта Научно-технические отчеты, подготовленные Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" в 2005 и 2012 годах по результатам выполнения государственных контрактов, допросив в качестве свидетеля Т. принимавшую участие в разработке названных отчетов, пришел к выводу о том, что они включают в себя многофакторный анализ характеристик земельных участков с учетом местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. В отчете 2012 года учтена проведенная актуализация кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Исследовав и оценив представленные административным ответчиком в обоснование установленных в пункте 5 Постановления значений коэффициента динамики рынка недвижимости данные об уровне инфляции, рассчитанные на основе индексов продовольственных цен, суд признал несостоятельным доводы общества об установлении этих коэффициентов в произвольном порядке.
Также, не соглашаясь с позицией общества о том, что установленный в приложении N 4 к Постановлению коэффициент поэтапного увеличения квартальной арендной платы, не предусмотренный Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 г. N 608-119, является произвольным и нарушает принципы экономической обоснованности и предсказуемости арендной платы, суд, установив, что указанный коэффициент введен в 2009 году в целях преодоления кризисных явлений в экономике и поэтапного перехода к новому размеру арендной платы, и что названной нормой фактически предоставлена скидка по оплате арендной платы в течение 3 лет, пришел к вывод об отсутствии нарушения прав административного истца указанной нормой.
Отклоняя довод административного истца о нарушении оспариваемым постановлением принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, суд исходил из того, что данный принцип предусматривает лишь возможность, но не обязанность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Кроме того, формула, по которой рассчитывается арендная плата в Санкт-Петербурге, предусматривающая учет помимо кадастровой стоимости и иных факторов, в виде соответствующих коэффициентов, утверждена Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119 и не признана противоречащей указанному принципу вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г. N 3-36/15.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии противоречий установленных оспариваемым Положением коэффициентов, повышающих размер арендной платы, и пункта 5 Постановления принципу запрета необоснованных предпочтений.
По мнению общества, размер ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга либо собственность на которые не разграничена, не может превышать аналогичные показатели, установленные утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Признавая необоснованным данный довод, суд исходит из того, что названные Правила распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не регулируют отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя о том, что федеральным законодательством не предусмотрено деление территорий населенных пунктов на зоны по градостроительной ценности, поскольку установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена отнесено федеральным законодательством к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. N 608-119 Правительству Санкт-Петербурга предоставлено право определять зоны градостроительной ценности путем объединения кадастровых кварталов по степени коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю и развития инфраструктуры в целях определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Доводы общества о противоречии оспариваемого нормативного акта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки также являются несостоятельными, поскольку законодательство об оценочной деятельности имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при разрешении настоящего дела.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 25 декабря 2015 г. и дополнительное решение от 21 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Веста" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2016 г. N 78-АПГ16-5
Текст определения официально опубликован не был