Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 72-АПГ16-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Думе городского округа "Город Чита" об оспаривании Правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита", принятых решением Думы городского округа "Город Чита" от 12 ноября 2009 г. N 171 в редакции решения от 22 декабря 2011 г. N 280, в части внесения изменений в Карту градостроительного зонирования об отнесении земельного участка, расположенного в поселке Каштак по Батальонному проезду из зоны "В" (зона военных объектов и иных режимных территорий) к зоне "Ж-4" (зона садоводства и дачных участков) по апелляционной жалобе дачного некоммерческого товарищества "Лесной городок" на решение Забайкальского краевого суда от 18 января 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Епифанцевой С.Ю., представителя дачного некоммерческого товарищества "Лесной городок" Шемякина А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России) обратилось в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита", принятых решением Думы городского округа "Город Чита" (далее - Дума) от 12 ноября 2009 г. N 171 в редакции решения от 22 декабря 2011 г. N 280, в части внесения изменений в Карту градостроительного зонирования об отнесении земельного участка, расположенного в поселке Каштак по Батальонному проезду из зоны "В" (зона военных объектов и иных режимных территорий) к зоне "Ж-4" (зона садоводства и дачных участков).
Решением Забайкальского краевого суда от 18 января 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, дачное некоммерческое товарищество "Лесной городок" (далее - ДНТ "Лесной городок", дачное товарищество) обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, заинтересованными лицами войсковой частью ... Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, а также прокуратурой Забайкальского края представлены письменные возражения.
От Думы поступил письменный отзыв, в котором административный ответчик согласен с доводами апелляционной жалобы.
Представители Думы, войсковой части ... прокуратуры Забайкальского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения по следующим основаниям.
Решением Думы от 22 декабря 2011 г. N 280 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Чита", принятые решением Думы городского округа "Город Чита" от 12 ноября 2009 г. N 171" внесены изменения в Карту градостроительного зонирования - приложение к указанным Правилам землепользования и застройки, в том числе территориальная зона "В" (зона военных объектов и иных режимных территорий) для земельного участка, расположенного в поселке Каштак по Батальонному проезду, изменена на зону "Ж-4" (зона садоводства и дачных участков).
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Чита" в указанной редакции являются нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом, опубликованным 30 декабря 2011 г. в газете "Читинское обозрение".
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается, в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ).
Как установлено статьями 85 и 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам военных объектов. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, действовавшее до 14 мая 2014 г., согласно которому запретные зоны и запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера (пункт 2).
Запретная зона включает территорию, непосредственно примыкающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается: для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей - до 400 метров; для военных складов вооружения и военного имущества - до 100 метров. Обязательным требованием при установлении запретной зоны является обустройство 50-метровой противопожарной полосы, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного склада, в пределах которой осуществляются вырубка деревьев и кустарника и вспашка по всей ширине (пункт 3).
На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада. В случае особой необходимости работы на территории запретной зоны могут проводиться по разрешению соответствующих органов местного самоуправления и согласованию с начальником военного склада. На территории запретной зоны не допускается ликвидация имеющихся там дорог и переправ, осушение и отведение русла рек (пункт 7).
Как следует из материалов дела, при принятии Правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита" земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в поселке Каштак по Батальонному проезду отнесен к территориальной зоне "В" (зона военных объектов и иных режимных территорий).
Указанный земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером ..., находящемуся в собственности Российской Федерации и переданному в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России с разрешенным использованием для обслуживания и использования объектов недвижимого имущества военного городка N ... Данный военный городок является закрытым, в нем дислоцируется войсковая часть N ... На территории военного городка расположены, в том числе военные склады, стрельбище.
По сообщению закрытого акционерного общества "НП Читагражданпроект" - разработчика проекта Правил землепользования и застройки, основанием для отнесения земельного участка, расположенного в поселке Каштак по Батальонному проезду, к территориальной зоне "В" послужил проект застройки жилого района, разработанный с учетом его развития в перспективе и предусматривающий необходимость установления на данном земельном участке запретной зоны в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. N 135.
Оспариваемым решением Думы от 22 декабря 2011 г. N 280 указанный выше земельный участок отнесен к территориальной зоне "Ж-4" (зона садоводства и дачных участков).
Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения Думы на земельном участке, расположенном в поселке Каштак по Батальонному проезду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. N 135 предусматривалось установление запретной зоны, то есть данный земельный участок подлежал использованию для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в целях безопасности хранения военного имущества и защиты населения при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, отнесение земельного участка к территориальной зоне "Ж-4", предусматривающей ведение садоводства и размещение дачных участков, противоречило положениям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы жалобы о том, что на момент принятия оспариваемого решения Думы запретная зона на указанном земельном участке фактически не установлена и в кадастровом паспорте земельного участка не отражена, не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. N 135 на земельном участке предусматривалось установление запретной зоны, в связи с чем исключение данного участка из территориальной зоны "В" затрагивало права Министерства обороны Российской Федерации и создавало угрозу нарушения прав неограниченного круга лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405, согласно которому Министерству обороны Российской Федерации предписано до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных зон, как и указание на то, что в соответствии с действующим Положением границы запретной зоны для военных объектов устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта, также не опровергают выводы суда первой инстанции, так как на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта названное постановление не действовало. Кроме того, указанный в постановлении срок (31 декабря 2015 г.) не является пресекательным и не препятствует установлению запретных зон по его истечении.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, неверной оценке собранных по делу доказательств и выводы суда первой инстанции не опровергают.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Забайкальского краевого суда от 18 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Лесной городок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 72-АПГ16-3
Текст определения официально опубликован не был