Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 53-АПГ16-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Красфарма" о признании частично недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 30 июня 2015 г. N 85-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Красфарма" на решение Красноярского краевого суда от 26 января 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Красфарма" (далее - ОАО "Красфарма", общество) обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее - Комиссия) от 30 июня 2015 г. N 85-п "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 г. N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - приказ от 30 июня 2015 г. N 85-п) в части установления двухставочного и одноставочного тарифов для осуществления взаиморасчетов между сетевыми компаниями: филиалом "Красноярскэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - и открытым акционерным обществом "Красфарма" в размере 8 155 827,75 руб./МВт.мес, 1 704,10 руб./МВт.ч, 12,97139 руб./кВт.ч (п. 45 раздела 1 приложения N 3 к приказу 85-п).
Решением Красноярского краевого суда от 26 января 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Красфарма" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы Региональная энергетическая комиссия Красноярского края, открытое акционерное общество "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго") и прокуратура Красноярского края представили возражения.
В судебное заседание представители ОАО "Красфарма", Региональной энергетической комиссии Красноярского края, ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Приказом Комиссии от 19 декабря 2013 г. N 445-п с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2017 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
В данный приказ неоднократно вносились изменения.
Приказом Комиссии от 30 июня 2015 г. N 85-п в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2015 г. N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставке населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью" указанный выше приказ от 19 декабря 2013 г. N 445-п дополнен приложением N 3, которым установлены новые индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями за период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2017 г.
В пункте 45 раздела 1 данного приложения приведены тарифы для осуществления взаиморасчетов между филиалом "Корасноярскэнерго" ОАО "МРСК Сибири" и ОАО "Красфарма" в следующих размерах: двухставочный - 8 155 827,75 руб./МВт. мес. (ставка содержания электрических сетей), 1 714,10 руб./МВт.ч. (ставка на оплату технологического расхода (потерь) и одноставочный - 12,79139 руб./кВт.ч.
Приказом от 30 июня 2015 г. N 85-п официально опубликован в газете "Наш Красноярский край" N 53 и размещен на интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru).
По мнению заявителя, оспариваемый приказ не соответствует требованиям законодательства в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушает его права и законные интересы
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят регулирующим органом в рамках представленных ему полномочий, при наличии оснований для его издания, с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры и соответствует требованиям законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования в систему регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), и определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
В соответствии с пунктами 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы) устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный; расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение ставки на содержание электрических сетей, базой для расчета которой является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, базой для расчета которой является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями.
Судебная коллегия, исследовав представленные регулирующим органом в материалы дела расчеты индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Красфарма", пришла к выводу о том, что указанные расчеты выполнены в соответствии с пунктами 49, 52 Методических указаний N 20-э/2 на основании разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии.
При этом выручка по котловым тарифам и необходимая валовая выручка сетевых организаций определены с учетом принятых на территории Красноярского края нормативных правовых актов в области государственного регулирования в электроэнергетике.
Избыток/недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, который должна получить сетевая организация, рассчитан в соответствии с формулами 15.21, 15.22 пункта 52 Методических указаний N 20-э/2.
Судом установлено, что плановый отпуск из сети электроэнергии потребителям, учитываемый при расчете избытка/недостатка средств в соответствии с формулой 15.22, определен органом регулирования для ОАО "Красфарма" в размере 631,537 тыс. кВт.ч с учетом предложений сетевой организации (письмо от 6 ноября 2014 г. N 510/93), а также дополнительной информации об объеме электроэнергии, поставленной потребителям в ноябре, декабре 2014 года (письмо филиала "Красноярскэнергосбыт" ОАО "МРСК Сибири" от 12 декабря 2014 г.).
Довод ОАО "Красфарма" о необходимости принятия органом регулирования объема планового отпуска электроэнергии по состоянию на ноябрь 2014 года в размере 108,732 тыс. кВт.ч. не может быть принят во внимание, поскольку на момент принятия оспариваемого правового акта орган регулирования обладал более поздней информацией по основным показателям деятельности сетевой организации с учетом плановых объемов потребления электроэнергии новыми абонентами, заключившими договоры с ОАО "Красноярскэнергосбыт" в декабре 2014 года, которая и была учтена при утверждении индивидуальных тарифов.
Кроме того, согласно информации гарантирующего поставщика ОАО "Красноярскэнергосбыт" фактический объем полезного отпуска электроэнергии за период с ноября 2014 года по октябрь 2015 года по сетям ОАО "Красфарма" составил 610,477 тыс. кВт.ч. Данная величина является сопоставимой с учтенной органом регулирования величиной планового объема полезного отпуска и отражает допустимое фактическое отклонение от плана.
При этом законодательством предусмотрено возмещение убытков сетевым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по независящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2).
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 26 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красфарма" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2016 г. N 53-АПГ16-7
Текст определения официально опубликован не был