Постановление Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 45-АД16-5
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу защитника Зайончковского И.С., действующего на основании доверенности в интересах государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" (далее - ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова", учреждение) на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 21 августа 2015 г., решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 6 октября 2015 г., постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 16 ноября 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 21 августа 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 6 октября 2015 г. и постановлением заместителя председателя Свердловского областного суда от 16 ноября 2015 г., ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Зайончковский И.С. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Зайончковского И.С., судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции).
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который в соответствии с частью 4 статьи 12 названного Федерального закона при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До 30 января 2015 г. соответствующее уведомление подлежало направлению в соответствии с Порядком сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700 (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29, вступившего в силу с 31 января 2015 г., далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Талицкого района Свердловской области была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" (на основании приказа N 123-д от 27 декабря 2013 г. государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" переименовано в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова").
В ходе проверки установлено, что 27 августа 2013 г. между ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" в лице директора Ляшока С.И. и Корякиной Е.М. заключен срочный трудовой договор N ... в соответствии с которым последняя принята на должность руководителя физического воспитания, о чем издан приказ N ... от 27 августа 2013 г. и сделана запись в трудовой книжке.
Согласно записям в трудовой книжке в период с 15 ноября 2010 г. по 20 марта 2013 г. Корякина Е.М. замещала должность муниципальной службы начальника отдела по физической культуре, спорту и туризму администрации Талицкого городского округа, включенную в Перечень муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Талицкого городского округа, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный решением Думы Талицкого городского округа от 1 октября 2009 г. N 55.
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции директор ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" Ляшок С.И. не сообщил в Администрацию Талицкого городского округа в десятидневный срок о заключении трудового договора с Корякиной Е.М., замещающей ранее должность муниципальной службы.
18 июня 2015 г. постановлением прокурора Талицкого района Свердловской области в отношении ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Судья Талицкого районного суда Свердловской области и заместитель председателя Свердловского областного суда с выводами мирового судьи согласились.
Вместе с тем судебными инстанциями не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
В силу положений статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Уставом государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" является некоммерческой организацией, созданной Свердловской областью для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере образования.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Свердловская область.
Полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Существующие обстоятельства, что данное государственное бюджетное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, его деятельность связана с предоставлением государственных услуг, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей руководителя физического воспитания Корякиной Е.М. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на муниципальной службе.
Следовательно, вывод о том, что совершенное ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обоснованным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 21 августа 2015 г., решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 6 октября 2015 г., постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 16 ноября 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу защитника Зайончковского И.С., действующего на основании доверенности в интересах ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Талицкого судебного района Свердловской области от 21 августа 2015 г., решение судьи Талицкого районного суда Свердловской области от 6 октября 2015 г., постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 16 ноября 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Талицкий лесотехнический колледж имени Н.И. Кузнецова" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КоАП РФ предусматривает ответственность в т. ч. за незаконный наем на работу государственного или муниципального служащего (включая бывших).
Относительно применения этой ответственности СК по экономическим спорам ВС РФ указала следующее.
Законодательство обязывает работодателя направлять уведомление в т. ч. о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего (замещавшего должность по определенному перечню) по последнему месту его службы.
Эта обязанность была введена для предупреждения коррупции в частном секторе и для предотвращения возникновения коллизии публичных и частных интересов.
Данная мера направлена на соблюдение спецправил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Такая обязанность не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Соответственно, нет и оснований для штрафа при ненаправлении уведомления.
Аналогичный вывод может быть сделан и в случае трудоустройства бывшего муниципального служащего в бюджетное учреждение, деятельность которого связана с предоставлением госуслуг.
В частности, подобная ситуация имела место в рассматриваемом деле.
Постановление Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N 45-АД16-5
Текст постановления официально опубликован не был