Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-07-13/1/31640
Вопрос: ООО в рамках Договора на оказание услуг по предоставлению подвижного состава, выступает в качестве Заказчика. Исполнитель оказывает Заказчику услуги по предоставлению подвижного состава на праве собственности для перевозки груза по всему маршруту: из Республики Казахстан в Республику Беларусь через территорию Российской Федерации. При этом собственник, предоставляющий Заказчику подвижной состав, выставляет свои услуги со ставкой НДС - "без НДС".
Правомерно ли собственник, предоставляя Заказчику подвижной состав, применяет ставку налога на добавленную стоимость "Без НДС" за услугу по предоставлению собственного подвижного состава для перевозки груза с территории Республики Казахстан на территорию Республики Беларусь через территорию Российской Федерации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки груза с территории Республики Казахстан через территорию Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемых российской организации, и сообщает.
Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании положений пунктов 1, 28 и 29 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом местом реализации услуг по предоставлению в пользование транспортных средств, к которым относятся единицы железнодорожного подвижного состава, оказываемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, оказываемых российской организации, признается территория того государства - члена ЕАЭС, налоплательщиком которого является лицо, оказывающее такие услуги, и налогообложение этих услуг осуществляется в соответствии с нормами законодательства соответствующего государства - члена ЕАЭС.
Если услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава оказываются российской организации российскими налогоплательщиками, то местом их реализации признается территория Российской Федерации и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно положениям подпункта 3.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавлению стоимость применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Таможенного союза.
Учитывая изложенное, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки груза с территории Республики Казахстан через территорию Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказываемые российской организации российскими налогоплательщиками, не являющимися российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте и владеющими железнодорожным подвижным составом на указанных основаниях, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о применении НДС в отношении услуг по предоставлению ж/д подвижного состава для перевозки груза с территории Казахстана через Россию в Беларусь, оказываемых российской организации.
Услуги по предоставлению ж/д подвижного состава для перевозки груза в рассматриваемой ситуации, оказываемые российской организации российскими налогоплательщиками, не являющимися перевозчиками на ж/д транспорте и владеющими ж/д подвижным составом на праве собственности или аренды, облагаются НДС по нулевой ставке.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-07-13/1/31640
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 июня 2016 г. N 25