Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 22 июня 2016 г. N 03-03-06/3/36253
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о порядке учета в целях налога на прибыль организаций отдельных видов расходов бюджетного учреждения и сообщает следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на бюджетные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При этом, положениями пункта 1 статьи 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Иного механизма распределения расходов для целей налогообложения прибыли организаций глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не предусматривает.
В соответствии со статьей 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая положения вышеназванных статей НК РФ, расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и не подлежат распределению в пропорции согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ.
Правовое положение деятельности бюджетных учреждений определено Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно положениям указанного федерального закона бюджетные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
При этом бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (пункты 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Учитывая вышеизложенное, к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся произведенные расходы в пределах нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям статьи 252 НК РФ, подлежат распределению в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены разъяснения Минфина России о порядке учета в целях налога на прибыль организаций отдельных видов расходов бюджетного учреждения.
Согласно НК РФ бюджетные учреждения - получатели субсидий обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Расходы, произведенные за счет целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат распределению в вышеуказанной пропорции. К таким ним относятся расходы в пределах нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, подлежат пропорциональному распределению.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 июня 2016 г. N 03-03-06/3/36253
Текст письма официально опубликован не был