Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу рассмотрении предложений по внесению изменений в некоторые положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
По вопросу 1.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.
Законом N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.
По вопросу 2.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
При этом в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" в случае, когда осуществляется проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и в проектах контрактов которых не предусмотрена выплата аванса, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В связи с этим полагаем нецелесообразным вносить в Закон N 44-ФЗ предложенное изменение.
По вопросу 3.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, если законодательством Российской Федерации установлены дополнительные требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе наличие лицензии, сертификата и т.д., заказчик обязан устанавливать такие требования при осуществлении закупки.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По вопросу 4.
В настоящее время принят в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации законопроект N 623906-6 о внесении изменений в Закон N 44-ФЗ, которым предусматривается в том числе самостоятельное получение оператором электронной площадки данных из единого государственного реестра юридических лиц.
По вопросу 5.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом согласно части 1 статьи 60 Закона N 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Таким образом, в настоящий момент аукцион проводится в электронной форме, что позволило избежать проблемы нарушения целостности заявок и досрочного вскрытия конвертов.
При этом согласно части 4 статьи 88 Закона N 44-ФЗ участник закрытого аукциона подает заявку на участие в закрытом аукционе в письменной форме в запечатанном конверте. Рассмотрение содержания заявок на участие в закрытом аукционе должно быть обеспечено только после вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 89 Закона N 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе фиксируются в протоколе рассмотрения таких заявок. Таким образом, в случае, когда при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе оказался вскрытым конверт, заказчик должен зафиксировать данный факт в протоколе. При этом ввиду нарушения сохранности конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе заказчиком данный факт может быть обжалован участником закупки (статья 105 Закона N 44-ФЗ).
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития России рассмотрены предложения по внесению изменений в Закон о контрактной системе N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с вышеуказанным законом цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение его условий не допускается. Вместе с тем Законом N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика, если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на УСН. Контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере.
Также разъяснено, что заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки, в которых участниками закупок являются только субъекты МСП и СОНО.
Отмечено, что установлены единые требования к участникам закупки. При этом запрещаются любые действия, которые приводят к ограничению конкуренции.
Указано, что в настоящий момент аукцион проводится в электронной форме, что позволило избежать проблемы нарушения целостности заявок и досрочного вскрытия конвертов. Рассмотрение заявок должно быть обеспечено только после вскрытия конвертов с заявками. Результаты рассмотрения фиксируются в протоколе. Если конверт оказался вскрытым, заказчик должен зафиксировать это в протоколе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 мая 2016 г. N Д28и-1293 "О рассмотрении предложений по внесению изменений в некоторые положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был