Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Типовые отраслевые методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
(утв. приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 14 апреля 2015 г. N 1/364-П)
1. Назначение и область применения
1.1. Типовые отраслевые методические рекомендации по оценке коррупционных рисков в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Рекомендации) направлены на:
1) установление в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) общих подходов к определению конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией.
2) обеспечение:
соответствия реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационального использования ресурсов, направляемых на проведение работы по профилактике коррупции;
формирования перечней должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
разработки комплекса мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
1.2. Рекомендации разработаны с учетом требований Единой отраслевой антикоррупционной политики Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее организаций (приложение N 1 к настоящему приказу).
1.3. Рекомендации применяются всеми структурными подразделениями и работниками организаций Корпорации, принимающими участие в реализации бизнес-процессов организации.
2. Термины и сокращения
2.1. Рекомендациями не вводятся новые термины.
2.2. В Рекомендациях для целей оценки коррупционных рисков используются следующие сокращения:
Сокращение |
Расшифровка |
Активы |
ресурсы Корпорации и ее организаций, включая объекты гражданских прав (государственные бюджетные и собственные денежные средства Корпорации; инфраструктура и производственная среда, в т.ч. ядерные установки и материалы; информация, в т.ч. составляющая государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и т.д.) |
Владелец коррупционного риска |
владелец группы процессов (процесса, подпроцесса, процедуры, операции) или иной руководитель не ниже уровня руководителя структурного подразделения, в сфере деятельности которых может возникнуть коррупционный риск, а также ответственные за разработку и осуществление мероприятий по управлению коррупционным риском, последующий мониторинг коррупционного риска. |
Должностные лица |
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в организациях Корпорации. |
Защита активов |
деятельность, направленная на противодействие коррупционным и иным правонарушениям |
Иные правонарушения |
действия (бездействие) и решения граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующие и (или) создающие угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов |
Карта |
карта коррупционных рисков организации, которая представляет собой сводное описание критических точек бизнес-процессов и возможных коррупционных правонарушений |
Ключевая должность |
должность в организации, замещение которой работником организации при осуществлении бизнес-процесса создает возможность совершения действий (допущения бездействия), принятия решений, необходимых и (или) достаточных для создания угрозы и (или) утраты активов |
Корпорация |
Госкорпорация "Росатом" |
Коррупция |
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") |
Критическая точка бизнес-процесса |
подпроцесс, процедура, операция, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений, и которые, как правило, совпадают с точками процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например: ключевые события процесса (вехи процесса); ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные или иных лиц, в том числе собственной организации права и законные интересы; операции связанные с движением денежных средств и материальных ценностей; моменты перехода прав владения и (или) распоряжения, и (или) пользования; смена лица, ответственного за сохранность активов; преобразование вида активов (например, деньги - ТМЦ, материалы - незавершенное производство); возникновение или смена обязательств (доходных и расходных); передача полномочий от одного ответственного лица к другому; действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности); изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного в бумажном виде, заносятся в информационную систему); операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия/процедуры; прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп процессов, риски процесса |
Оценка коррупционных рисков |
определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками организации коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией |
Подразделения защиты активов |
подразделения защиты активов управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов, организации, входящих непосредственно в контур управления Корпорации и подразделения защиты активов организаций, входящих в контур управления управляющих компаний дивизионов/инкубируемых бизнесов/комплексов |
Предупреждение коррупции |
деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений |
Противодействие коррупции |
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"): а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений |
Реинжиниринг функции |
создание принципиально новых бизнес-процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков |
Риск коррупционный (коррупционный риск) |
вероятное событие, обусловленное действиями (бездействием) и (или) решениями граждан, организаций и (или) их должностных лиц, препятствующими и (или) создающими угрозу реализации прав и законных интересов Корпорации и (или) ее организаций в отношении их активов, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды организацией, а также условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности в организациях Корпорации, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий |
Утрата активов |
события, действия и др. обстоятельства, в результате которых правообладатель лишился возможности реализовать в отношении актива свои законные права, то есть, как правило - время, место, лица, действия (бездействие) и (или) решения этих лиц, которыми независимо от формы вины, нарушены права и законные интересы правообладателя |
Факторы коррупционных рисков |
коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные (например: доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса) и (или) субъективные (например: отрицательная, в т.ч. корыстная мотивация работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, организаций, контрагентов, в т.ч. по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.) предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения (проекты) нормативных правовых и локальных нормативных актов: устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, отсутствие которых исключает утрату активов |
3. Основные положения
3.1. Оценка коррупционных рисков осуществляется следующим образом.
3.1.1. Определяются (выявляются - описываются и регламентируются) осуществляемые структурными подразделениями и (или) организацией бизнес-процессы, в которых выделяются критические точки бизнес-процесса.
3.1.2. Для каждой критической точки бизнес-процесса составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;
ключевые должности;
вероятные формы осуществления коррупционных платежей и (или) иных выгод и преимуществ, способных заинтересовать и удовлетворить корыстную или иную заинтересованность участников бизнес-процесса.
3.2. На основании проведенного анализа в организации:
1) составляется карта коррупционных рисков организации (приложение N 1 к Рекомендациям), которая по заполнении включается в качестве неотъемлемого приложения в регламентирующие и методические документы соответствующих бизнес-процессов;
2) в Карте указываются ключевые должности, а в отношении работников, замещающих такие должности, устанавливаются специальные антикоррупционные процедуры и требования (например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов);
3) разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
3.3. Меры по устранению и минимизации коррупционных рисков для каждой критической точки бизнес-процесса, вырабатываются в зависимости от особенностей конкретного бизнес-процесса и включают:
1) регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке бизнес-процесса;
2) реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями внутри организации;
3) введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);
4) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
5) введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей и т.д.
3.4. При составлении Карты необходимо учитывать следующее:
устранение коррупционных рисков, обусловленных одной критической точкой бизнес-процесса, может требовать применения нескольких мер по устранению и (или) минимизации коррупционного риска;
устранение коррупционных рисков, обусловленных несколькими критическими точками бизнес-процесса, может требовать применения одной и той же меры по устранению и (или) минимизации коррупционного риска.
При указанных обстоятельствах в Карте добавляется необходимое количество строк и прилагается перечень (приложение N 2 к Рекомендациям) локальных нормативных актов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционного риска, а также решения вопроса об ответственности работников, по вине которых возник (существует) и (или) реализован (например, утрачены активы) коррупционный риск.
3.5. Наименование процесса (подпроцесса, процедуры, операции) может указываться в Карте посредством ссылки на локальный нормативный акт и (или) его раздел (пункт), регламентирующие, соответственно процесс (подпроцесс, процедуру, операцию).
3.6. Руководители организаций Корпорации и владельцы групп процессов при издании новых и актуализации действующих регламентирующих и методических документов по процессам (подпроцессам, процедурам, операциям) обеспечивают включение карт коррупционных рисков бизнес-процесса (приложение N 1 к Рекомендациям) и реестров локальных нормативных актов организации и иных документов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционных рисков (приложение N 2 к Рекомендациям) в качестве приложений к соответствующим регламентирующим и методическим документам.
3.7. Владельцы процессов информируют структурное подразделение и (или) должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации Корпорации, о завершении оценки коррупционных рисков по каждому процессу (подпроцессу, процедуре, операции) по мере исполнения пунктов 3.1-3.6 Рекомендаций, в порядке, установленном в организации Корпорации.
4. Нормативные ссылки
4.1. Конституция Российской Федерации.
4.2. Федеральные законы:
а) от 25.12.2008 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
б) от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
в) от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
г) Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
4.3. Указы Президента Российской Федерации:
а) от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
б) от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам";
в) от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции";
г) от 11.04.2014 N 226 "О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".
4.4. Постановления Правительства Российской Федерации:
а) от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
б) от 21.08.2012 N 841 "О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349-1 Трудового кодекса Российской Федерации";
в) от 22.07.2013 N 613 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению";
г) от 09.01.2014 N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации".
4.5. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, изданные Минтруда России 08.11.2013.
5. Порядок внесения изменений
5.1. Ответственным за актуализацию Рекомендаций является Департамент защиты активов Корпорации.
5.2. Когда инициатором изменений выступает не Департамент защиты активов Корпорации, то инициатор внесения изменений представляет в Департамент защиты активов Корпорации обоснование практической целесообразности предлагаемых изменений.
5.3. Решение о целесообразности внесения изменений в Рекомендации принимает заместитель генерального директора по безопасности Корпорации.
5.4. Проект изменений Рекомендаций после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в соответствии с регламентирующими и методическими документами по процессу "Документационное обеспечение управления" группы процессов "Административное управление".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.