1. По вопросу установления требований к участникам закупки по предоставлению лицензий, установлению порядка оценки при проведении запроса предложений, неправомерном изменения условий исполнения контракта в части сроков выполнения работ и оплаты по контракту.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика при проведении запроса предложений на выполнение строительно-монтажных работ.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83 Закона 44-ФЗ одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом 44-ФЗ, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона 44-ФЗ все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 2 статьи 32 Закона 44-ФЗ установлено, что при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 статьи 32 Закона 44-ФЗ величины значимости критериев.
При этом согласно части 8 статьи 32 Закона 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В документации о проведении Запроса предложений установлены следующие критерии оценки заявок и величины значимости указанных критериев:
1) "Цена контракта" - 20%;
2) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - 70% (далее - Критерий N 1);
3) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 10% (далее - Критерий N 2).
Таким образом, Заказчиком N 1, Уполномоченным органом для оценки заявок, окончательных предложений использованы критерии, предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона 44-ФЗ.
Согласно документации о проведении Запроса предложений по Критерию N 1 установлен показатель "Качество работ" (далее - Показатель N 1), по Критерию N 2 установлен показатель "Наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2).
В документации о проведении Запроса предложений по Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Порядок оценки показателя:
В составе заявки необходимо представить в произвольной форме предложения по качеству выполняемых работ.
Для определения показателя оценивается:
степень детализации и содержательной проработки предложения в части используемой методологии работ;
степень детализации и содержательной проработки предложения в части используемых технологий;
степень детализации и содержательной проработки предложения в части системы контроля качества работ.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения путем сравнения предложений участников закупки на соответствие:
- содержания предложения участника закупки предмету закупки;
- требованиям, предъявляемым к предмету закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Заявке каждого участника закупки комиссия выставляет баллы от 0 до 100 баллов.
Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному предложению.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по данному критерию (показателю)".
В документации о проведении Запроса предложений по Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки:
"Значимость показателя критерия: 100.
Коэффициент значимости показателя критерия - 1.
Порядок оценки показателя:
Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение суммы (в рублях) государственных и муниципальных контрактов по предмету закупки, заключенных в 2013 - 2014 годах.
В составе заявки необходимо представить:
1) Копии государственного (муниципального) контракта по каждому объекту, стоимость работ по которому учитывается для присуждения баллов;
2) Таблицу по форме, установленной настоящими Критериями.
При оценке заявок и присвоении баллов не учитываются:
1) договоры, контракты, не являющиеся государственными или муниципальными контрактами на выполнение работ по предмету закупки;
2) государственные (муниципальные) контракты, расторгнутые в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств.
Количество баллов, присуждаемых по показателю, определяется по формуле:
;
где:
НЦБ - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участнику;
КЗ - коэффициент значимости показателя;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Запросе предложений.
Кроме того, установленный порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "Наличие опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не содержит показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Запроса предложений.
Согласно пункту 2 приложения к Правилам минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60% с максимальной значимостью нестоимостных критериев оценки (процентов) в размере 40%.
Согласно положениям документации о проведении Запроса предложений предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в документации о проведении Запроса предложений неправомерно установлены предельные величины стоимостных и нестоимостных критериев в размере 20% и 80% соответственно.
Таким образом, действия Заказчика N 1, Уполномоченного органа, не установивших в документации о проведении Запроса предложений надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений, а также предельные величины стоимостных и нестоимостных критериев, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 часть 10 статьи 83 Закона 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ.
Пунктом 26 Информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлены следующие единые требования к участникам Запроса предложений:
"Допуск СРО по видам работ: п. 33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3. Жилищно-гражданское строительство или 2. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
Лицензия согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 на выполнение видов работ: по пунктам 5, 10, 11".
Изучив документацию о проведении Запроса предложений, Комиссия установила, что документация о проведении Запроса предложений содержит неправомерное требование о наличии у участника Запроса предложений свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что документация о проведении Запроса предложений содержит требование о наличии у участника Запроса предложений лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что техническим заданием документации о проведении Запроса предложений предполагается, в том числе выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности. Выполнение указанных работ возможно только при наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, требования установленные к участникам закупки, по мнению Заказчика, Уполномоченного органа, соответствуют законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно извещению, документации о проведении Запроса предложений, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Вместе с тем, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что для выполнения всех требуемых (закупаемых работ) наличие лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом требования о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации к конкретным видам работ, а также излишнее требование к участникам закупки о наличии у участника Запроса предложений лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 3.1 государственного контракта от 23.03.2016 N 154/1, приложением N 1 к указанному контракту установлен срок завершения работ - 30.04.2015.
Вместе с тем, Заказчиком заключено дополнительное соглашение N 3 к контракту, изменяющее положения приложения N 1 к указанному контракту, а именно: установлен срок завершения работ 31.08.2015.
Кроме того, 13.10.2015 Заказчиком заключено дополнительное соглашение N 5 к контракту, изменяющее положения приложения N 1 к указанному контракту, а именно: установлен срок завершения работ 30.09.2015.
На заседании Комиссии также установлено, что согласно пунктам 5.1-5.3 государственного контракта:
"5.1. Оплата за поставляемый товар по настоящему Контракту будет производиться в 2015 году в пределах лимитов бюджетных обязательств по объекту, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период после поступления денежных средств из министерства управления финансами области.
5.2. Расчеты с "Поставщиком" будут производиться в течение 20 календарных дней с момента подписания сторонами акта приема-передачи и товарных накладных и после предъявления поставщиком счета или счёта-фактуры, в рамках 2015 года.
5.3. Оплата за выполненную поставку производится единовременным платежом после выполнения "Поставщиком" всех обязательств по доставке, разгрузке, сборке, расстановке, пуско-наладке, подключению, обучению персонала".
При этом контрактом не предусмотрена выплата Заказчиком аванса поставщику.
Вместе с тем, Заказчиком 27.08.2015 заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, дополняющее указанный контракт пунктом 5.1.2, а именно: "Заказчик не позднее 30.09.2015 выплачивает Поставщику аванс в размере 30% цены контракта, но не более 30% от лимита бюджетных обязательств текущего финансового года. При этом размер аванса должен соответствовать требования постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и правовых актов области".
Пунктами 6.1-6.2 государственного контракта установлен срок поставки товара - в течение 210 календарных дней с момента подписания контракта, срок окончания действия указанного контракта 31.12.2015.
Вместе с тем, 22.12.2015 Заказчиком заключено дополнительное соглашение N 4 к государственному контракту, изменяющее положения пунктов 6.1-6.2 указанного контракта, а именно: установлен срок поставки товара - не позднее 30.09.2016, срок окончания действия указанного контракта - 31.12.2016.
Таким образом, действия Заказчика, изменившего срок исполнения работ, предусмотренных контрактом, порядок оплаты, срок поставки товара и срок окончания действия контракта, являющиеся существенными условиями контрактов, нарушают часть 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 17.05.2016 N П-105/16).
2. По вопросу установления требования по предоставлению лицензий участником закупки выбора способа осуществления закупки у единственного исполнителя.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика при проведении аукциона на право заключения контракта по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию здания.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно части 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом "а" части 14 документации об Аукционе N 4, к участником закупки предъявляется, в том числе, следующее требование: "наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в части монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтажа, технического обслуживания и ремонта систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтажа, технического обслуживания и ремонта систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтажа, технического обслуживания и ремонта систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов, включая ремонт, облицовку, теплоизоляции и очистки печей, других теплогенерирующих установок и дымоходов, выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения, выданной уполномоченным органом".
Вместе с тем, объектом закупки является закупка услуг по техническому обслуживанию зданий.
При этом следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на оказание услуг, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком, в нарушение части 6 статьи 31 Закона 44-ФЗ, неправомерно установлено излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части предоставления лицензии, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Штраф по данной статье составляет 3 тысячи рублей и накладывается на должностное лицо, утвердившее документацию о закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, например, согласно пункту 73 Приложения А документации об Аукционе N 1 к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе N 1, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Перчатки тип 3": "Материал должен быть латекс. Длина более 310 и не более 335 мм. Толщина стенки не менее 0,2 - не более 0,9 мм. Тип перчаток по количеству пальцев должен быть пятипалые. Швы должны отсутствовать. Количество слоев не менее 2. Минимальная условная прочность при растяжении не более 162 кгс/см2. Минимальное относительное удлинение при разрыве менее 830 %. Максимальное относительное остаточное удлинение после разрыва не более 12 %. Минимальное сопротивление раздиру не менее 20 кгс/см. Кислотощелочепроницаемость не более 1 рН".
Аналогичные требования к товару "Перчатки тип 3" установлены Заказчиком в пункте 81 Приложения А документации об Аукционе N 2.
В соответствии с пунктом 86 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе N 2, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Грабли тип 2": "Черенок граблей покрыт лаком или эмалью. Черенок граблей должен быть изготовлен из пиломатериалов лиственных пород. Гребенка и трубка граблей должны быть изготовлены из стали. Длина черенка не менее 1300 и менее 1600 мм. Максимальная влажность черенка не более 15%. Исполнение граблей 1 или 2 или 3. На поверхности металлических деталей граблей должны отсутствовать трещины, вмятины, следы коррозии, сколы, заусенцы. Тип сечения зуба граблей должен быть прямоугольный. В сварных соединениях должны отсутствовать непровары и прожоги. Количество зубьев не менее 10 и не более 16 шт. Металлические детали граблей покрыты эмалью или порошковой краской. Шаг зубьев не менее 28 и не более 45 мм. Зубья граблей должны быть одинаковыми по высоте, должны быть параллельны между собой и должны располагаться в одной плоскости. Грабли должны быть предназначены для садово-огородных работ и работ по благоустройству территории. Черенок в трубке качаться не должен. Соединение деталей граблей должно быть прочным. Сварные швы на наружных поверхностях должны быть зачищены от шлака, сварочных брызг, наплывов. Размер развертки зуба 74 или 85 мм. Плоскость симметрии гребенки и плоскость симметрии трубки должны совпадать. Концы зубьев граблей должны быть заострены".
Пунктом 80 Приложения А документации об Аукционе N 4 к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе N 4, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Труба стальная тип 4": "Тип трубы должен быть - водогазопроводная труба. Условный проход - не более 32 мм. Наружный диаметр - не менее 21,3 мм. Толщина стенки - не менее 2,35 мм. Масса 1 м трубы - не более 3 кг. Категория трубы - легкая или обыкновенная. Точность изготовления трубы - повышенная или обычная. Предельное отклонение по наружному диаметру в сторону увеличения - не более 0,4 мм. Предельное отклонение по наружному диаметру в сторону уменьшения - не менее -0,5 мм. Предельное отклонение по толщине стенки - не менее -15 %. Максимально допустимая кривизна трубы на 1 м длины - не более 2 мм. Тип резьбы - накатанная короткая или нарезанная длинная или нарезанная короткая или накатанная длинная. Длина резьбы до сбега - не менее 10,5 мм. Число ниток резьбы - не более 14. Трещины, плены, вздутия и закаты на поверхности трубы должно быть - отсутствие. Расслоения на торцах трубы должно быть - отсутствие. Максимально допустимая величина скоса торца трубы - не более 2°. Максимально допустимый размер остатков заусенцев - не более 0,2 мм. Тип покрытия трубы должен быть - оцинкованный. Качество покрытия должно быть - сплошное по всей поверхности трубы. Толщина покрытия - не более 40 мкм. Выдерживаемое гидравлическое давление трубы должно быть - 2,4 МПа. Рванины и заусенцы на резьбе должно быть - отсутствие. Материал изготовления трубы должен быть - углеродистая качественная конструкционная сталь. Плотность стали - не менее 7,8 г/см3. Отслаивание оцинкованного покрытия должно быть - отсутствие. Минимальный предел текучести стали - не более 210,5 Н/мм2. Минимальное временное сопротивление разрыву стали - не более 38 кгс/мм2. Минимальное относительное удлинение стали - не более 33%. Минимальное относительное сужение стали - не более 60%".
Аналогичные требования установлены Заказчиком в Приложении А документации об Аукционе N 7 в пункте 98 к товару "Труба стальная тип 2".
Согласно пункту 20 Приложения А к документации об Аукционе N 5 в пункте 20 к товару "Труба полипропиленовая тип 2" установлены следующие требования: "Относительное удлинение при разрыве не менее 210 %. Номинальная толщина стенки не более 8,1 мм. Серия S 2 или 3,2 или 2,5. Плотность материала изготовления должна быть 910 кг/м3. Предельное отклонение толщины стенки в сторону увеличения не более 1 мм. Наружная и внутренняя поверхности должны быть ровные, гладкие. Номинальный наружный диаметр должен быть 40 мм. Номинальное давление PN должно быть 20 бар. Овальность не более 1,4 мм. Предельное отклонение среднего наружного диаметра в сторону увеличения не более 0,4 мм. Минимальная длительная прочность не менее 8,5 МПа. Материал изготовления полипропилен блоксополимер или полипропилен гомополимер или полипропилен рандом сополимер или полипропилен рандом сополимер повышенной термостойкости с модифицированной кристалличностью".
Также аналогичные требования установлены в пункте 91 Приложения А документации об Аукционе N 8, пункте 45 Приложения А документации об Аукционе N 6.
Учитывая, что Закон 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 11.05.2016 N П-99/16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
В частности, проанализирована правомерность действий по установлению требования по предоставлению лицензий участником закупки; по изменению заказчиком срока исполнения, оплаты контракта.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи изменения существенных условий контракта, в т. ч. сроков исполнения. В остальных случаях такие операции недопустимы.
Проанализировано требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства.
Указано, что условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по возведению, реконструкции, капремонту объекта капстроительства является наличие у участника исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Требовать вышеуказанные свидетельства неправомерно.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.