1. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, заказчик обязан осуществить закупку путем проведения электронного аукциона вместо открытого конкурса.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что закупка объявлена 16.05.2016. При этом 13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым из примечания N 4 к Перечню товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденному распоряжением Правительства от 21.03.2016 N 471-р, исключена возможность не проводить электронный аукцион на выполнение строительных работ при превышении начальной цены контракта 150 млн. рублей для государственных нужд, 50 млн. рублей для муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссией принято решение о неправомерности проведении закупки путем проведения открытого конкурса в рассматриваемом случае, в связи с чем выдано предписание об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 26.05.2016 N К-849/16
(номер извещения 0309200000216000036)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика неправомерно выбравшего способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 809 648 981 рубль;
4) дата окончания подачи заявок - 06.06.2016.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 25.05.2016 на 26.05.2016.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, в соответствии с которым примечание N 4 в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включённых в код ОКПД 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме коды 43.13).
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта: "Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 809 648 981 рубль, код ОКПД2 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов". Кроме того, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.05.2016.
Следовательно, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не вправе был проводить Конкурс при осуществлении закупки.
При этом, согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
При этом представители Заказчика сообщили, что в объект закупки не включены особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения.
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком закупки предполагается осуществление работ строительных включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения отрытого конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае закупка работ по строительству автодороги не может осуществляться путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "Цена контракта" - значимость критерия: 60%, "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 15%, "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия: 25%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Качество работ", в соответствии с которым:
"В рамках показателя "Качество работ" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ - шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ" представлена в Таблице N 1 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащая наиболее полные и качественные сведения. При подготовке заявки по показателю "Качество работ" Участникам необходимо руководствоваться: - Приложением N 2. Проект государственного контракта с приложениями; - Приложением 3. Ведомость объемов работ; Приложением N 4. Проектная документация; СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (СП 48.13330.2011 "Организация строительства")".
Установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок:
N п/п Показатели Предельные
величины значимости
"Качество работ"
1 Пояснительная записка,
содержащая описание участником закупки систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества Максимальное значение - 20 баллов
1.1. - система мероприятий по контролю качества работ, полностью соответствующая составу выполняемых работ, имеющая сертификат о наличии сертифицированной системы менеджмента качества не ниже ГОСТ ISO 9001-2011. 20 баллов
При неполном представлении информации по показателю 10 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2 Проект производства работ Максимальное значение - 80 баллов
Регламентирует организацию производства строительных работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ и включает в себя:
2.1. - технологические карты на все без исключения виды операций, необходимых для реализации работ по предмету настоящей закупки, которые должны содержать технологические схемы на выполнение каждого отдельного вида работ. Количество технологических карт определяется в соответствии с принятой на предприятии участника конкурса технологией выполнения работ,
- описание методов производства работ
10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.2. - План обеспечения работ трудовыми ресурсами 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.3. - Расчет потребности машин и механизмов с описанием последовательности выполнения операций необходимых для выполнения работ на Объекте, в соответствии с проектной документацией в стадии "П" с представлением графика их работы на Объекте. Расчёт должен отражать покрытие потребности в машинах и механизмах за счет собственной и (или) арендованной техники в соответствии с Проектом; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.4. - решение по технике безопасности, организации безопасности дорожного движения, описание комплекса природоохранных мероприятий, подлежащих выполнению в связи с производством работ, которые должны быть выполнены по предмету настоящего заказа и в соответствии с ними должны быть разработаны мероприятия по обеспечению безопасности выполнения этих работ и дорожного движения; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.5. - график поставки строительных материалов конструкций, изделий и оборудования и расчет потребности в материалах содержащий информацию о сроках и объёмах поставок строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на Объект; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.6. - решение по производству геодезических работ, которое должно содержать основные способы проведения геодезических работ, включающее схемы размещения основных геодезических построений; 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.7. - строительный план, на котором должны быть показаны проектируемые и существующие постоянные здания и сооружения, расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства строительно-монтажных работ. (СП 48.13330.2011) 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
2.8 - календарный график производства подрядных работ, составленный по форме приложения N 1 к государственному контракту (проект прилагается) и основывается на определенных участником закупки объёмах работ и сроках их выполнения, в зависимости от трудозатрат и необходимого для выполнения работ количества машино-часов, рассчитанных на основе фактически имеющихся в наличии у участника закупки людских ресурсов, а также машин и механизмов, определяет продолжительность выполнения всех видов работ по предмету заказа с учетом их технологической последовательности и совместимости во времени в полном соответствии с технологией производства всех видов работ, предусмотренных в проектной документации, а также содержит помесячные объемы освоения бюджетных средств по видам работ и общую стоимость работ из конкурсного предложения участника заказа на весь срок выполнения работ. 10 баллов
При неполном представлении информации по показателю 5 баллов
При непредставлении информации по показателю 0 баллов
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, а именно:
1) отсутствует указание на исчерпывающий перечень сведений, подлежащих описанию, вместе с тем, оценке подлежит именно полнота описания сведений.
2) не установлен коэффициент значимости, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе, показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", в соответствии с которым установлен следующий порядок оценки:
"Наличие производственных мощностей, состоящих из:
1) Автотранспорт и иные основные средства, необходимые для выполнения работ, в соответствии с Потребностью основных механизмов. Приложение N4 к Конкурсной документации - Проектная документация. (В приложении N4 указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы - следует читать "или эквивалент").
2) Асфальтобетонный завод мобильный или расположенный на расстоянии не далее 40 км от Объекта;
3) Лабораторное сопровождение сертифицированной лабораторией выпуска а/б смеси, приемки материалов на Объекте и выполнения технологических операций.
Наличие производственных мощностей подтверждается документально - в собственности или в аренде. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов: паспорта технических средств (птс/псм) и/или договоры аренды, договоры финансовой аренды (лизинг), копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства выполняемых работ, являющихся предметом конкурса, из которых можно определить их технические характеристики для идентификации с Потребностью основных механизмов, свидетельства об аттестации или аккредитации лаборатории, свидетельства о поверке средств измерений. Лучшим условием исполнения контракта будет считаться предложение, сделанное участником закупки, предложившим наибольшее количество производственных мощностей (Кmax). Рейтинг остальных предложений по данному критерию будет определен по Формуле -2. При отсутствии информации о наличии производственных мощностей по одному из условий, указанных в пунктах 1-3 настоящего раздела - предложение приравнивается к 0 (нулю)"
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными участниками закупки в своих заявка.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
2. О рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, заявка заявителя неправомерно отклонена конкурсной комиссией заказчика по причине непредоставления решения об одобрении крупной сделки.
Комиссией установлено, что в рассматриваемом случае предоставление заявителем указанного решения не требуется, поскольку сделка не является крупной. Выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке, поскольку выявлены иные нарушения в положениях документации о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 02.06.2016 N К-891/16
(номер извещения 0173100009116000019)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссии Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1. Единая комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Протокол рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса размещен единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
3. Единая комиссия рассмотрела и оценила заявки участников Конкурса с нарушением срока, установленного Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 01.06.2016. Комиссией в целях полного всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента, объявлен перерыв до 02.06.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 927 405 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано *** с минимальным предложением о цене контракта 927 405 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2016 N ПРО1 Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе по причине: "Заявка признана несоответствующей требованиям, установленным пп. 9 п. 24 Информационной карты конкурсной документации (Заявка участника подана с нарушением требований пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51 44-ФЗ, а именно, заявка участника не содержит информацию (решение) об одобрении или о совершении крупной сделки (или о том, что данная сделка таковой не является))".
В пункте 24 "Требования к содержанию и составу заявки" Информационной Карты Конкурсной документации установлено в том числе: "Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника Конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющиеся предметом Контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, обеспечения исполнения Контракта является крупной сделкой".
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с частью 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Также, представитель Заявителя пояснил, что данная сделка не является крупной для Заявителя, так как исполнение данного контракта не предусматривает распоряжение денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, вместе с тем исполнение данного контракта является обычной хозяйственной деятельностью для Заявителя. В уставе Заявителя также отсутствует ограничение по размеру крупной сделки. Более того, в заявке на участие в Конкурсе установлено, что исполнение данного контракта не является крупной сделкой для Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2016 N ПРО1 к указанному протоколу не приложены предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика при размещении протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 25.04.2016 N 0173100009116000019 дата и время окончания подачи заявок - 16.05.2016.
Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 16.05.2016.
Дата рассмотрения и оценки заявок - 24.05.2016
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.05.2016 N ПРО1 размещен в ЕИС 24.05.2016.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 40% (далее - критерий N 1).
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 50% (далее - критерий N 2).
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 10% (далее - критерий N 3).
В рамках критерия N 3 установлены в том числе показатели:
Квалификация участника (далее - Показатель N 1).
Оценке подлежит:
Подтверждение наличия необходимых технических средств по видам услуг, наличие в штате необходимых специалистов, представленных участником по Форме N 6 Раздела III Конкурсной документации или в любой иной форме, содержащей всю информацию, предусмотренную Формой N 6, позволяющую произвести оценку по показателю.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 3 не установлен и не раскрыт исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю N 1 критерия N 3, а именно в Конкурсной документации не установлено какие именно технические средства и специалисты полежат оценки по Показателю N 1 Критерия N 3.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, объектом закупки является оказание услуг по проведению ежегодной диспансеризации для гражданских служащих.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** обоснованной в части действий Единой комиссии, принявшей неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации, размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса без приложений с информацией о предложении участников Конкурса в отношении объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 3, 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов о повторном рассмотрении заявок.
3. О порядке оценки заявок на участие в закупке.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что порядок оценки заявок установлен заказчиком в документации о закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что заказчиком в документации установлены формулы расчета баллов, не предусмотренные Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Согласно пункту 20 Правил оценка за исключением ряда случаев, не относимых к рассматриваемой ситуации, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил, которыми предусмотрены формулы расчета баллов.
Выявлены иные нарушения, выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 20.05.2016 N К-792/16
(номер извещения 0173100003716000147)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. В конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по нестоимостным критериям.
2. Единой комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 19.05.2016 на 20.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявок от участников закупки;
5) количество заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации - 3;
6) победителем Конкурса признано *** с предложением о цене контракта 3 300 000 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 26.04.2016. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 13.05.2016 (вх. N 66888/16), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 20%, 20%, а также коэффициентами значимостей 0,6;0,2; 0,2.
Критерий N 1 содержит, в том числе следующий показатель:
Качество работ, качество услуг (число отдельных обоснований достижения и (или) повышения качества работ (услуг) в результате использования алгоритма), значимость - 40%, коэффициент значимости - 0,4 (далее - Показатель N 1).
Критерий N 2 содержит, в том числе следующие показатели:
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, значимость - 40%, коэффициент значимости - 0,4 (далее - Показатель N 2).
Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования, значимость - 30%, коэффициент значимости - 0,30 (далее - Показатель N 3).
По показателю N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Для целей присвоения баллов будут учитываться обоснования применения только того алгоритма, который указан в Части 1 Формы 3 Предложения участника закупки в отношении объекта закупки "Детализированный План выполнения работ (оказания услуг)" раздела V Конкурсной документации и в приложении N1 к "Детализированному плану выполнения работ (оказания услуг)", по которому обосновано достижение и (или) повышение качества работ (услуг). При этом в обосновании, указанном в приложении N 1 к "Детализированному плану выполнения работ (оказания услуг)" раздела V Конкурсной документации должно быть раскрыто влияние применения каждого Алгоритма (по каждому наименованию работ (услуг)) на качество определенных наименований работ (услуг), необходимых Государственному заказчику (причинно-следственная связь)".
По Показателю N 2 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"Каждый специалист, соответствующий требованиям, указанным в пункте а) и сведения (образование, опыт работы специалистов, роль специалистов) о котором подтверждены документами, указанными в п. 4) статьи 24.7 ИУЗ оценивается в 4 балла, но не более 100 баллов в сумме по следующей формуле: НЦБ(Ктр) = 4 х Kкол_i х КЗктр".
По Показателю N 3 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения:
"За каждый успешно исполненный контракт, соответствующий требованиям, указанным в пункте а) настоящего показателя и п. а) показателя 3.2. Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом Конкурса по содержанию и составу работ (услуг) критерия 3 Квалификация Участников закупки и сведения о котором подтверждены документами, указанными в п. 3) статьи 24.7 ИУЗ оценивается в 5 баллов, но не более 100 баллов в сумме по следующей формуле: НЦБ(Ктр) = 5 х Kкол_i х КЗктр".
Согласно пункту 20 Правил оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 - 24 Правил.
Пунктами 21-24 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев определения баллов по формулам, а именно:
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется: а) в случае если Кmin > Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi); б) в случае если , - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax).
В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);
б) в случае если , - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред); при этом НЦБmax = КЗ x 100.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о установлении в Конкурсной документации по Показателям NN 2, 3 формулы расчета баллов, не предусмотренные пунктами 21-24 Правил.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации не раскрыто понятие "обоснования достижения и (или) повышения качества работ (услуг)", а также не раскрыто какое "влияние применения каждого алгоритма" является "раскрытым".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что Единой комиссией неправомерно применен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в части использования формул расчета баллов, не предусмотренных пунктами 21-24 Правил.
Действия Единой комиссии, неправомерно применившей порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика) в связи с тем, что итоговый рейтинг участников Конкурса, ранжированный в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся условий исполнения контракта, не изменился.
3. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с пунктом 23.4 Конкурсной документации установлено, что в столбце 2 "Алгоритм" должна быть указана предлагаемая Участником закупки последовательность "Действий Исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг)", изложенная в хронологическом порядке по дате выполнения (оказания) в рамках этапа (этапов, при наличии нескольких этапов в рамках одного года) работ (услуг). Указание Действий не в хронологическом порядке по дате завершения влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
Согласно представленным представителями Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.05.2016 N ПРО1, Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки участника закупки с порядковым номером "Ф-71-02" положениям Конкурсной документации, в связи с тем, что в части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" (том 2; стр.3, 16-25, 31, 32), представленной в составе Заявки Участника закупки, в столбце 2 "Алгоритм" нарушен формат нумерации по действиям: I.1., I.2., I.2.3.1 - I.2.3.11., I.2.4.1., I.3.1.1. - I.3.1.4., I.3.2.1. - I.3.2.9., I.4., I.5., II.1., II.2., II.3..
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 23.4 статьи 23 раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации нумерация действий должна соответствовать нумерации наименований работ (услуг), указанных в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации с добавлением сквозной нумерации в рамках каждого наименования работ: I.1.1, I.1.2, I.1.3 и далее или II.3.1, II.3.2. II.3.3, II.3.4.и далее, что позволяет соотнести предлагаемые Действия Исполнителя с конкретным наименованием работ. Нарушение нумерации, ее отсутствие, а также выявленные разночтения в отнесении предлагаемых Действий к несоответствующим наименованиям работ влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе.
Согласно представленной представителем Заказчика заявке участника закупки с порядковым номером "Ф-71-02" сведения указаны в следующем порядке, например, по наименованиям работ I.2 - действия указаны в следующем формате I.2.3.4, I.2.3.5, I.2.3.5,
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, указанная нумерация действий не противоречит положениям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки участника закупки с порядковым номером "Ф-71-02" положениям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 3, 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о повторном рассмотрении заявок на участие в закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре рассмотрены практические вопросы контрактной системы в сфере закупок.
Так, в комиссию ФАС России по контролю в указанной сфере поступила жалоба, мотивированная тем, что заказчик обязан осуществить закупку путем проведения электронного аукциона вместо открытого конкурса.
Комиссия признала жалобу обоснованной и распорядилась аннулировать закупку. Решение мотивировано тем, что проведение открытого конкурса при закупке работ по строительству автодороги неправомерно, если в объект закупки не включены особо опасные, технически сложные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения. Кроме того, при закупке строительных работ заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
Другое решение касается рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе. Установлено, что конкурсная комиссия заказчика неправомерно признала заявку заявителя не соответствующей требованиям конкурсной документации по причине непредоставления им решения об одобрении крупной сделки, поскольку рассматриваемая сделка не является таковой.
Также рассмотрена жалоба в части установления заказчиком порядка оценки заявок в документации о закупке.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.