1. О заключении контракта на поставку лекарственных препаратов.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу участника закупки на действия заказчика, снизившего цену при заключении контракта до предельной зарегистрированной отпускной цены.
Комиссией установлено, что на участие в закупке подана только 1 заявка от заявителя, начальная цена контракта не превышает 10 млн. рублей и составляет 849 934,80.
Однако заказчик при заключении контракта по итогам проведения закупки, учитывая положения пункта 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе направил заявителю на подпись проект контракта с указанием цены, не превышающей предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты.
Вместе с тем, указанные действия заказчика признаны неправомерными, поскольку положения статьи 70, 71, пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержат положений, позволяющих в рассматриваемом случае заказчику предложить цену контракта при направлении проекта контракта заявителю.
Кроме того, положения пункта 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе к рассматриваемому случаю не применяются, поскольку начальная цена контракта не превышает пороговое значение в 10 млн. рублей, указанное в данной норме Закона о контрактной системе.
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о продолжении процедуры заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе и без учета требований пункта 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.05.2016 N К-715/16
(номер извещения 0173100004516000525)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно снизившего цену при заключении государственного контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 07.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 849 934,80 рубля;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно направлен проект контракта с предложением заключить государственный контракт по цене ниже начальной (максимальной) цены контракта, а именно по зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на поставляемый лекарственный препарат, включённый в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных - препаратов, из расчёта 11 462,00 рубля за 1 тыс. туб. х 67,6 тыс. туб. = 774 831,20 рубль.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
Заказчик 26.04.2016, в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, направил Заявителю проект государственного контракта, включив цену контракта 774 831,20 рубля.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
27.04.2016 Заявителем направлен протокол разногласий в части цены государственного контракта.
Заказчик, 04.05.2016 повторно направил проект контракта Заявителю без учета протокола разногласий от 27.04.2016.
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что Заявитель не является производителем лекарственных препаратов, а является организацией оптовой торговли.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 849 934,80 рубля, следовательно положение части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе не может быть применено по указанному Аукциону.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно снизившего цену при заключении государственного контракта, нарушают пункт 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.6, 10.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
10.2 "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.3 В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ (Размер штрафа определяется в виде фиксированной суммы в размерах, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.) за каждый факт поставки Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара.
10.4 В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема-передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.6 В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
10.8 В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о продолжении процедуры заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе и без учета требований пункта 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. О выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что закупка неправомерно осуществляется путем проведения конкурса.
Комиссией установлено, что объект закупки включает поставку товаров, включенных в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р. Указанные товары относимы к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" ОКПД2.
Учитывая изложенное, довод жалобы признан обоснованным, в действиях заказчика, принявшего решение провести закупку путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, установлено нарушение, повлекшее выдачу предписания об аннулировании закупки.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.05.2016 N К-720/16
(номер извещения 0573100002016000006)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не уставлен перечень видов и объём работ, что не позволяет участнику закупки определить стоимость работ.
3. Заказчиком неправомерно поименован файл "Параметры эквивалентности" размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), что не позволяет составить заявку на участие в Конкурсе надлежащим образом.
4. Заказчиком в ЕИС размещены файлы с одинаковым содержанием под различными названиями.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 10.05.2016. Комиссией в целях полного всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента, объявлен перерыв до 11.05.2016.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 1 - 246 082 750 рублей;
4) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 2 - 425 949 150 рублей;
5) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 3 - 256 084 990 рублей;
6) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 4 - 150 716 340 рублей;
7) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 5 - 270 982 990 рублей;
8) на участие в Конкурсе ЛОТ N 1, 3, 4, 5 подано 3 заявки от участников закупки;
9) на участие в Конкурсе ЛОТ N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
10) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 11.05.2016
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 20.04.2016 N 0573100002016000006 объектом закупки является оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности. Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь". ОКПД закупки 43.21.1 "Работы электромонтажные".
В пункте 15 "Техническое задание" Конкурсной документации, в том числе установлено:
"Работы по оснащению выполняются в соответствии с утвержденной Заказчиком проектной документацией на оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТСОТБ) акватории морских портов Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь. Евпатория, с учетом пункта 12 Технического задания.
ИТСОТБ акватории определяются как совокупность технических средств контроля, размещенных на объектах береговой инфраструктуры морского порта, объединенных линиями связи, управления и сигнализации, и расположенных на пункте (постах) управления обеспечением транспортной безопасности акватории морского порта.
Использование технических средств (систем) иностранного производства допускается при отсутствии российских аналогов, либо по согласованию с компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В состав ИТСОТБ должны входить следующие технические системы и средства:
система телевизионного и тепловизионного наблюдения (СТН);
радиолокационный комплекс высокого разрешения (РЛК);
сеть передачи данных и сигналов управления (СПДиСУ);
система сбора, обработки и отображения информации (ССОИ) с подсистемой защиты от несанкционированного доступа (НСД);
система бесперебойного электропитания (СБЭП);
средства оперативной связи (СС);
система обеспечения функционирования ИТСОТБ (СФ)".
Комиссией установлено, что объект закупки содержит поставку товаров, включенных в Перечень и относимых к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150) закупка которых, осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе "Техническое задание" Конкурсной документации находится Техническое задание с перечнем необходимых к выполнению работ, также в ЕИС размещена проектно-сметная документация.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно поименован файл "Параметры эквивалентности", размещенный в ЕИС, а именно архив RAR "Параметры эквивалентности" содержит файл "Приложение N 5 к документации об электронном аукционе", что не соответствует форме проводимой закупки и не позволяет составить заявку на участие в Конкурсе надлежащим образом.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данное наименование файла является Технической ошибкой.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в ЕИС размещены файлы с одинаковым содержанием под различными названиями, а именно "N 06-16 КД_ИТСОТБ 5 лотов.part1" и "N 06-16 КД_ИТСОТБ 5 лотов.part2".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что функционал ЕИС не позволяет разместить документ размером более 50 МБ одним файлом, в связи с чем Заказчиком разделен данный файл по средствам архиватора WINRAR на две части. Следовательно, чтобы открыть указанный файл необходимо загрузить два архива "N 06-16 КД_ИТСОТБ 5 лотов.part1" и "N 06-16 КД_ИТСОТБ 5 лотов.part2".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** обоснованной в части неправомерного выбора способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
3. Об осуществлении закупки "под ключ".
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, заказчик обязан осуществить закупку путем проведения электронного аукциона вместо открытого конкурса.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что довод подтверждения не нашел, поскольку на момент объявления закупки нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок позволяли в рассматриваемом случае осуществить закупку путем проведения открытого конкурса.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки при рассмотрении жалобы установлено, что в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ и поставка немонтируемого оборудования, которое может быть закуплено, поставлено и смонтировано после выполнения строительных работ. Выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 18.05.2016 N К-778/16
(номер извещения 0173200001416000228)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 085 458 624,57 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 24.05.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
В указанный Перечень включены работы строительные (код 42 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением, в том числе, работ, включенных в группировку "Работы строительные", в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Таким образом, Заказчик не обязан проводить электронный аукцион, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену с женской консультацией, поселение Первомайское, поселок Птичное (уровень-2)" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 150 000 000 рублей, а именно 1 085 458 624,57 рублей.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае Заказчик не обязан проводить электронный аукцион, в связи с чем Заказчик вправе осуществить закупку указанных работ путем проведения как электронного аукциона, так и открытого конкурса.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, и довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "цена контракта" - значимость критерия: 60%, "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 20%, "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия: 20%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель "Качество работ", в соответствии с которым:
Состав работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 10 баллов Сведения о составе работ не представлены 0 баллов
Сведения о составе работ представлены не в полном объеме 2 балла
Сведения о составе работ представлены в полном объеме 10 баллов
Последовательность выполнения работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 20 баллов Последовательность выполнения работ не представлена 0 баллов
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 1 балл
Последовательность выполнения работ представлена не в полном объеме и соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность представлена в полном объеме и не соответствует технологическим нормам 5 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме и соответствует технологическим нормам 10 баллов
Последовательность выполнения работ представлена в полном объеме, соответствует технологическим нормам, представлено "ноу-хау" и мировой опыт 20 баллов
Описание технологии применительно к составу работ с учетом всех разделов, указанных в файле "Локальные сметы", максимум 40 баллов Описание технологии не представлено 0 баллов
Описание технологии представлено не по каждому виду работ и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и не по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено без учета специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 15 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ 20 баллов
Описание технологии представлено с учетом специфики строительства по объекту закупки, по каждому виду работ с учетом "ноу-хау" и мирового опыта 40 баллов
Мероприятия по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды с учетом разделов, указанных в проекте организации строительства, максимум 30 баллов Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды не представлены 0 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены не в полном объеме и без учета специфики строительства по объекту закупки 1 балл
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены с учетом специфики строительства по объекту закупки и не в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены без учета специфики строительства по объекту закупки и в полном объеме 10 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме и с учетом специфики строительства по объекту закупки 15 баллов
Сведения о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объеме, с учетом специфики строительства по объекту закупки и мирового опыта 30 баллов
Примечание:
1. Технологическая норма - набор правил, регулирующих использование технологических методов и средств. В данном случае имеется в виду технологическая последовательность выполнения работ для получения конечного результата с заданными параметрами качества.
2. Специфика строительства - это совокупность характерных особенностей осуществления строительного процесса на конкретном объекте в зависимости от его места расположения, категории опасности, режима функционирования. При этом необходимо учитывать экологическую, правовую, эстетическую и другие составляющие техногенного воздействия строительства конкретного объекта на интегральные показатели качества среды обитания, обусловливающие, в том числе, необходимость использования специальной техники, применения нетрадиционных материалов и технологий, а также привлечения дополнительных специализированных кадровых ресурсов.
3. Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые используются для достижения конкурентного преимущества над другими организациями.
4. Мировой опыт - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые используются в других странах
5. Ноу-хау и мировой опыт должен соответствовать предмету закупки. При указании ссылок на ноу-хау и мировой опыт, УРЗ вправе предоставить описание передовых технологий (ноу-хау) и мировой опыт, его (их) практическое применение к предмету закупки, необходимость и конкурентную способность их применения в данной закупке, конкретные виды работ, которые требуются, по мнению УРЗ, замены, с учетом применения ноу-хау и мирового опыта.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку:
1) Конкурсная документация не содержит определения технологических норм и специфики непосредственно объекта закупки, подлежащей учету при подаче предложений по данному критерию,
2) отсутствует указание на исчерпывающий перечень работ, подлежащих описанию, вместе с тем, оценке подлежит именно полнота описания работ.
3) для показателей критерия "Качество работ" не установлен коэффициент значимости, в соответствии с которым будет производиться оценка заявок.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно которому оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 24-29 Правил, а именно:
"Оценка в 0 баллов (минимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого не представлены требуемые сведения;
- в составе заявки которого не представлены документы, подтверждающие представленные сведения;
- представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ:
а) не соответствующих установленному предмету закупки,
б) дата заключения договоров (контрактов) по которому превышает трехлетний срок до даты окончания сроков подачи заявок на участие в конкурсе.
Оценка в 20 баллов (максимальный балл) по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого представлены сведения об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет 20% и более от начальной (максимальной) цены контракта.
В случае предоставления участником закупки в составе заявки, сведений об опыте выполнения участником работ (с учетом правопреемства) по строительству в качестве подрядчика без применения мер ответственности, соответствующих предмету закупки, договоров (контрактов) заключённых за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, балл, присваиваемый заявке рассчитывается по формуле.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить какие именно работы подлежат оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежат представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с локальными сметами N 02-01-20 на технологические решения по оснащению медицинским оборудованием, являющимися неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлены требования к поставке товаров (оборудования), в том числе, набор изделий для врача общей практики; штатив медицинский для длительных вливаний, передвижной, стальной; линейки скиаскопические ЛСК-1, аппарат УЗИ, обеззараживатель медицинских отходов, магнито-резонансный томограф и т.д.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что строительство объекта осуществляется "под ключ" и при сдаче объекта в эксплуатацию товары и оборудование также должны быть установлены.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу и поставке после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 16.1 раздела 2 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданном саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительство в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3 жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, указанное свидетельство не требуется для осуществления поставки оборудования.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки товаров, оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу *** необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию о закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по закупкам, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок.
Речь идет о заключении контракта на поставку лекарственных препаратов; о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); о проведении закупки "под ключ".
Разъяснено, в каких случаях снижение цены контракта на поставку лекарств является неправомерным.
Отмечено, что недопустимо проводить открытый конкурс, если речь идет о товарах, закупаемых путем проведения открытого аукциона (например, поставка оборудования компьютерного, электронного и оптического).
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если проводится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. В него включены строительные работы. Исключение - начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 млн руб. (при закупках для федеральных нужд) и 50 млн руб. (для муниципальных нужд).
Таким образом, заказчик не обязан проводить электронный аукцион, если начальная (максимальная) цена контракта превышает данные значения.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.