Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2016 г. N 49-АПГ16-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело
по административному исковому заявлению Зубаирова А.Я. и Зубаирова А.Я.
о признании не действующими в части постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 г. N 646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Тумазинский район Республики Башкортостан"
по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя административных истцов по доверенности Хасанова Ф.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
правительством Республики Башкортостан принято постановление от 30 декабря 2014 г. N 646 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Тумазинский район Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 646).
Согласно пункту 2 указанного нормативного правового акта признаются утратившими силу в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов г. Стерлитамак, г. Салават, г. Нефтекамск, г. Октябрьский и муниципального района Туймазинский район постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 г. N 521, от 2 марта 2012 г. N 63, от 29 декабря 2012 г. N 497, от 26 июля 2013 г. N 342, от 29 мая 2014 года N 239 и от 4 июня 2014 г. N 247.
Пунктом 3 действие Постановления N 646 распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Постановление N 646 размещено 31 декабря 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru) и опубликовано 12 февраля 2015 г. в ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 5(479).
Административные истцы обратились в суд с заявлением, в котором просили признать не действующим Постановление N 646 в части пунктов 2 и 3 со дня его вступления в силу в той мере, в какой они допускают применение оспариваемого нормативного правового акта для целей налогообложения на 2015 год.
Заявленные требования обоснованы тем, что Постановление N 646 в оспариваемой части противоречит порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и нарушает права административных истцов как плательщиков земельного налога.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Административным истцом и прокуратурой Республики Башкортостан поданы возражения на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления), который является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. Этот же орган принимает акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (статьи 24.12 и 24.17 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Учитывая указанные нормативные положения, суд первой инстанции правомерно признал, что Постановление N 646 принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано (статьи 1, 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 г. N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", статья 30 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 г. N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", пункт 3 Положения о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 г. N УП-629).
Как видно из материалов дела, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:56:020102:498, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Бабушкина, д. 167. Административные истцы в силу пункта 1 статьи 398 НК РФ являются плательщиками земельного налога, налоговая база по которому в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением N 646 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, определенные по состоянию на 1 июня 2014 г., в том числе кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов городского округа город Стерлитамак.
В связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Постановление N 646, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, официально опубликовано 31 декабря 2014 г., т.е. за один день до начала очередного налогового периода по земельному налогу за 2015 год.
Вместе с тем пунктом 3 Постановления N 646 предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., при этом правовая сфера применения оспариваемого нормативного правового акта в указанном пункте не конкретизирована.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ), то, как правильно указал суд первой инстанции, результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением N 646, в силу положений статьи 5 НК РФ, не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
Также является обоснованным вывод суда в отношении пункта 2 Постановления N 646.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные постановлением N 646, подлежат применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2016 год, то пункт 2 оспариваемого нормативного правового акта обоснованно признан не действующим в той части, в которой исключает применение для целей налогообложения за 2015 год использование кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 г. N 521.
Решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не установлено. Следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную, жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 июня 2016 г. N 49-АПГ16-19
Текст определения официально опубликован не был