Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2016 г. N 35-КГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова С.A. об оспаривании решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций обязанности включить Овчинникова С.А. в названный реестр,
по кассационной жалобе Овчинникова С.А. на решение Центрального районного суда г. Твери от 26 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 1 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Овчинникова С.А. - Юстус О.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Овчинников С.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, которым ему отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и возложении на Министерство обязанности включить его в указанный реестр.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что 21 июля 2009 г. он заключил с открытым акционерным обществом "Строительная Акционерная Компания "Стройцентр" (далее - ОАО "Стройцентр") договор участия в долевом строительстве объекта по адресу: г. ..., предварительной общей площадью ... кв.м. Оплата по договору в размере ... руб. произведена им полностью, тогда как застройщик, привлекший его денежные средства для строительства, свои обязательства по договору не выполнил.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 августа 2011 г. ОАО "Стройцентр" признано несостоятельным (банкротом); в отношении должника введена процедура конкурсного производства.
Овчинников С.А. обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министерство) с заявлением от 17 октября 2014 г. о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр).
Письмом от 6 ноября 2014 г. заявителю отказано во включении в Реестр на основании подпункта 2 пункта 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403 (далее - Правила). Заявителю указано на представление неполного комплекта документов: отсутствует вступившее в законную силу определение суда о признании денежных требований к застройщику в связи с введением процедуры банкротства, отсутствует копия договора замены лиц в обязательствах от 10 марта 2009 г. N 26, что не позволяет достоверно установить факт внесения заявителем денежных средств; приложенная доверенность не содержит необходимых полномочий представителя.
Овчинников С.А. 19 декабря 2014 г. вновь обратился в Министерство с заявлением о включении его в Реестр с приложением дополнительных документов.
Письмом от 12 января 2015 г. Министерство отказало заявителю во включении в Реестр на основании пункта 17 Правил, сославшись на определение Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2014 г. по делу N ..., которым удовлетворено заявление Овчинникова С.А. о включении ... рублей основного долга в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Стройцентр".
Считая данный отказ незаконным, Овчинников С.А. обратился в суд.
Решением Центрального районного суда города Твери от 26 февраля 2015 г. Овчинникову С.А. отказано в удовлетворении требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 1 июля 2015 г. решение Центрального районного суда города Твери от 26 февраля 2015 г. оставлено без изменения.
Определением судьи Тверского областного суда от 22 октября 2015 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Овчинников С.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2016 г. дело передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судам первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение Министерства, судебные инстанции исходили из того, что договор участия в долевом строительстве от 21 июля 2009 г. не зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что в силу подпункта 4 пункта 14 Правил является основанием для отказа во включении заявителя в Реестр. Также суд указал, что одним из обязательных условий применения мер государственной поддержки к пострадавшим гражданам, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Закона Тверской области от 26 апреля 2012 г. N 29-ЗО "О дополнительных мерах по защите прав граждан-участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области" (далее - Закон Тверской области от 26 апреля 2012 г. N 29-ЗО), является членство пострадавшего участника строительства в некоммерческой организации, объединяющей всех пострадавших участников строительства; доказательств этого заявителем не представлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с такими выводами судебных инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В силу пункта 4 Правил включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введённых на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключённой сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403 (далее - Критерии).
Согласно Критериям основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются следующие обстоятельства:
просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункты 3, 6, 9 пункта 2 Критериев).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Овчинниковым С.А. полностью исполнены обязательства по договору участия в долевом строительстве объекта недвижимости от 21 июля 2009 г., заключённому с ОАО "Стройцентр".
Определением Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2014 г. по делу N ... удовлетворено заявление о признании обоснованным и включении в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Стройцентр" требования Овчинникова С.А. в размере _ рублей основного долга (л.д. 14-16).
Постановлением следователя по ОВД СЧ по РОПД СУ УМВД России по Тверской области от 14 ноября 2014 г. Овчинников С.А. признан потерпевшим по уголовному делу, возбуждённому по факту хищения денежных средств, привлечённых для строительства многоквартирных домов (л.д. 35-36).
Таким образом, в отношении Овчинникова С.А. имеются фактические обстоятельства, установленные федеральным законодательством в качестве критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Пунктом 14 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении заявителя в Реестр.
Вместе с тем, в решении Министерства от 12 января 2015 г. не указано ни одно из установленных Правилами оснований для отказа. Имеющаяся в письме ссылка на пункт 17 Правил не является основанием для отказа во включении заявителя в Реестр, поскольку предусматривает случаи исключения из Реестра, а включение денежного требования Овчинникова С.А. в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "Стройцентр" не свидетельствует об удовлетворении его требований, как ошибочно полагает Министерство.
Кроме того, судом неправильно применен подпункт 4 пункта 14 Правил, предусматривающий в качестве основания для отказа во включении в Реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ вступил в силу с 21 июня 2010 г., в то время как договор долевого участия между Овчинниковым С.А. и ОАО "Стройцентр" заключён 21 июля 2009 г., то есть до вступления в силу названного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключённого в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о регистрации направлены на защиту участников долевого строительства (особенно граждан), поэтому позиция судов, посчитавших, что при отсутствии государственной регистрации спорного договора гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные названным Законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает отмеченных целей Закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 15510/12.
Согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 г., при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершённых в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключённого сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.
Неправомерна ссылка судов и на положения статьи 4 Закона Тверской области от 26 апреля 2012 г. N 29-ЗО, поскольку административный истец обращался к уполномоченному органу о включении его в Реестр на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403. Каких-либо требований о предоставлении ему дополнительных мер по защите прав пострадавших участников строительства в соответствии с указанным законом субъекта Российской Федерации Овчинников С.А. не заявлял.
Таким образом, решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении Овчинникова С.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного искового заявления Овчинникова С.А., состоявшиеся по делу судебные постановления также нельзя признать законными, они подлежат отмене. При этом по делу следует принять новое решение, не передавая его на новое рассмотрение, об удовлетворении административного искового заявления Овчинникова С.А. о признании незаконным решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 12 января 2015 г. об отказе во включении Овчинникова С.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, возложении на Министерство обязанности включить Овчинникова С.А. в названный реестр.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Твери от 26 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 1 июля 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск Овчинникова С.A. удовлетворить, признать незаконным решение Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении Овчинникова С.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Возложить на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций обязанность включить Овчинникова С.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Председательствующий |
Калинина Л.А. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2016 г. N 35-КГ16-2
Текст определения официально опубликован не был