1. В случае, если комиссия заказчика отказывает участнику закупке в допуске к участию в закупке, она должна располагать доказательствами представления недостоверных сведений.
Заказчик провел открытый одноэтапный конкурс без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку запасных частей к воздушным и масляным выключателям производства Уралэлектротяжмаш в 2015-2019 гг. для нужд филиалов ОАО.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно Протоколу от 15.06.2015 N 5/247/28303 по подведению итогов на участие в Конкурсе подано 2 заявки: заявка Коллективного участника с лидером ООО "У", заявка Коллективного участника с лидером ООО "И". По результатам рассмотрения и оценки заявок на соответствие требованиям Документации заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Документации и отклонена от дальнейшего рассмотрения по следующим критериям:
- В составе заявки коллективного участника представлены недостоверные сведения (подпункт 2 пункта 2.9.2.4 Тома 1 Конкурсной документации, подпункт а) пункта 9.1.11.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "ФСК ЕЭС").
Согласно пункту 2.9.2.4 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:
"1) поданы с нарушением порядка подачи Заявок, установленным в настоящей документации (п. 2.4.5);
2) не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке, в том числе при представлении неструктурированного пакета документов в электронной форме (п. 2.4.1.2), а так же если Участник (в том числе один или несколько членов коллективного участника, один либо несколько привлекаемых Участником субпоставщиков) не предоставил справку о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).;
3) поданные Участниками, не представившими финансовое обеспечение обеспечения исполнения обязательств Участника (банковскую гарантию) Конкурса и не принявшими условия по выплате неустойки в случае нарушения условий участия в Конкурсе;
4) поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации одному либо нескольким отборочным критериям в части правоспособности, финансовой устойчивости и квалификации (п. 2.3);
5) содержат технические предложения, не соответствующие установленным в настоящей Конкурсной документации требованиям".
В соответствии с подпунктом а) пункта 9.1.11.1 Положения о закупках на любом этапе вплоть до подписания договора конкурсная комиссия вправе отстранить участника конкурса, в том числе допущенного до участия в процедуре, при обнаружении факта подачи им недостоверных сведений, существенных для допуска данного участника к конкурсу или установления его места в ранжировке.
В соответствии с пунктом 2.9.2.6 Документации при проведении отборочной стадии Организатор Конкурса вправе проверять соответствие представленных Участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки. При предоставлении Участником заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, приведенных в составе Конкурсной заявки, Организатор Конкурса имеет право удержать его финансовое обеспечение исполнения обязательств участника Конкурса (пункт 2.4.8) .
Согласно пояснениям Заказчика в ходе рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса на соответствие требованиям Документации, Положения о закупках, в рамках проведения отборочной стадии Заказчиком направлены запросы:
в налоговые органы с целью подтверждения достоверности информации, предоставляемой участниками Конкурса в подтверждение пунктов 2.3.2.1-2.3.2.3 Тома 1 Документации;
в организации, предоставляющие материально-техническую базу участникам Конкурса.
В ответ на запрос NБП-3135 от 01.06.2015 о подтверждении сведений, подтверждающих заключение между ООО "У" и ООО "Н" договора аренды оборудования (в том числе, дополнительных соглашений и акта передачи оборудования), от ООО "Н" направлено письмо N 76 от 04.06.2015, в котором директор ООО "Н" пояснил следующее:
"Между ООО "Н" ИНН и ООО "У" ИНН заключен договор аренды оборудования от 11.01.2008 N 17 (далее -Договор), согласно которому ООО "Н" предоставляет ООО "У" во временное владение и пользование (аренду) имущество, указанное в приложении N 1 "Спецификация N 1. Перечень станочного парка и оборудования". ООО "Н" не оспаривает правомочность заключения данного Договора, однако, Акт приема-передачи со стороны ООО "Н" в представленной редакции подписан не был. Таким образом, приложенный в Вашем обращении документ (приложение 4) не имеет юридической силы и мог быть подделан.
При этом в настоящее время оборудование, указанное в предмете Договора, демонтировано, размещено на открытой площадке и не пригодно к эксплуатации...".
Вместе с тем указанное письмо N 76 от 04.06.2015 не может являться однозначным подтверждением представления Заявителем в составе заявки недостоверной информации, в том числе, в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие направление Заказчиком спецификации, приложенной Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, на заседание Комиссии ФАС России представлены документы, подтверждающие факт исполнения и оплаты договоров с 2008 года по настоящее время (счета-фактуры, акты зачета взаимных требований между ООО "Н" и ООО "У"), в том числе Договора аренды оборудования от 11.01.2008 г. N 17, представленный Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, что подтверждает наличие правоотношений между ООО "Н" и ООО "У", в том числе и по указанному договору.
Таким образом, комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии в части отказа в допуске к участию в Конкурсе Коллективного участника с лидером ООО "У" неправомерны, нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2016 г. по делу N 223ФЗ-147/15/АК467-16)
2. В случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключения договора на строительство объекта: "Административно-деловой центр с выставочным комплексом особой экономической зоны технико-внедренческого типа" (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 21 Информационной карты Документации оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критериям "цена" договора (значимость - 30%); "качество работ и квалификация участника конкурса" (значимость - 40%); "срок выполнения работ" (значимость - 30%).
Пунктом 2 Раздела II Документации установлено, что "...при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" комиссия оценивает предложение участника о качестве работ и квалификацию участника конкурса, деловую репутацию участника конкурса, опыт выполнения участником конкурса работ, являющихся предметом договора, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, наличие сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества участника закупки требованиям стандарта ИСО 9001. Для оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
При оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, по мнению комиссии, предложением о качестве работ и квалификации участника конкурса.
Оценка осуществляется экспертным методом.
2.1. Рейтинг, присуждаемый заявке на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
2.2. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию для каждой заявки на участие в конкурсе вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию.
2.3. Для получения итогового рейтинга по заявке на участие в конкурсе, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", умножается на соответствующую указанному критерию значимость...".
При этом, из Порядка оценки следует, что при оценке заявки по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" учитываются сведения, отраженные в Форме N 3 Приложения N 2 к Заявке на участие в конкурсе "Предложение о качестве работ и сведения о квалификации участника конкурса" (далее - Форма N 3).
Формой N 3 установлено, что "...сведения о квалификации участника конкурса, деловой репутации участника конкурса, наличии у участника конкурса опыта выполнения работ, наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001 (сведения представляются в виде справки* с информацией по каждому параметру и подтверждаются документально, в подтверждение данных сведений прикладываются копии документов согласно пп. 15 п. 13 раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации)...".
Учитывая изложенное, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно показателей Конкурсная комиссия производит оценку по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Кроме того, что в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Согласно пункту 1.2.2 Документации в случае, если на стороне одного участника закупки выступает несколько юридических (физических) лиц указанные требования предъявляются Заказчиком ко всем лицам, выступающим на стороне одного участника закупки. Каждое юридическое (физическое) лицо, выступающее на стороне одного участника закупки должно соответствовать всем требованиям, установленным Заказчиком.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требования, указанного в пункте 2.3.4.3 Документации, к коллективному участнику Конкурса являются нарушением частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 19.05.2016 г. по делу N 223ФЗ-167/15/АК455-16)
3. Заказчик должен разместить сведения о планируемой закупке в плане закупок.
Заказчик провел открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.
Вместе с тем, информация о Закупке отсутствует в плане закупки Заказчика на 2015 год, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Учитывая изложенное, указанные действия противоречат пункту 2 Правил и нарушают часть 2 статьи 4 Закона о закупке.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП, за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - ФГУП, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2016 г. по делу N 223ФЗ-254/15/АК369-16)
4. Заказчик в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Заказчик проводил открытый запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку зимней/летней спецодежды.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Подпунктом 4.5 пункта 4 части 5 документации о Закупке установлено, что "Оплата товара по настоящему договору производится за счет аванса, выданного Покупателю Заказчиком согласно условиям (Государственного контракта N __) на объект капитального строительства ".
Вместе с тем, документацией о Закупке не предусмотрена возможность выплаты аванса.
Таким образом, в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке не установлен надлежащим образом порядок оплаты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 3.1.1. документации о Закупке установлено: "Любое лицо, после размещения на официальном сайте РФ Извещения и Документации о закупке вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, Заказчику запрос об уточнении положений Извещения и Документации о закупке. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса обязан предоставить указанному лицу соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации о Закупке дату начала и дата окончания срока предоставления участниками Запроса котировок разъяснений положений документации о Закупке, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.05.2016 г. по делу N 223ФЗ-285/15/АК290-16)
5. В документации о закупке заказчик должен установить конкретный размер аванса, выплачиваемого исполнителю по договору.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с извещением от 03.08.2015, Заказчиком размещен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по объекту N П-10/14.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, в нарушение пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в документации о Закупке отсутствует проектная документация.
Таким образом, Заказчиком не установлены сведения об объеме работ, являющихся предметом Закупки, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Закупке.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Из пункта 4.6 раздела "Проект договора" документации о Закупке следует, что: "...Подрядчик вправе произвести авансирование Субподрядчика... Общий размер авансовых платежей по Договору не может превышать 50% от Цены Договора".
Таким образом, в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в пункте 4.6 раздела "Проект договора" документации о Закупке, не установлен конкретный размер аванса.
3. Кроме того, согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
В случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о Закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Вместе с тем, пунктом 3.2.4 документации о Закупке установлено, что в случае, если на стороне участника запроса предложений выступает несколько лиц информация и документы предоставляются в отношении каждого лица, выступающего на стороне такого участника запроса предложений.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требования к коллективному участнику Закупки, являются нарушением части 5 статьи 3 Закона о закупках
4. Кроме того, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, в подпункте 6 пункта 12 Информационной карты документации о Закупке установлено требование к участникам Закупки о наличии непосредственно в штате участника Закупки не менее 50 (пятидесяти) специалистов инженерно-технических специальностей.
Вместе с тем, установление вышеуказанного требования к участникам Закупки противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Документацией о Закупке установлены следующие требования к участникам Закупки:
- наличие у участника запроса предложений успешного опыта поставки товара/выполнения работ/оказания услуг, аналогичного/ых предмету настоящего запроса предложений за период с 01.01.2012 до даты размещения настоящего запроса предложений на ЭТП и в ЕИС на общую сумму не менее 2 520 094 173,00 (Два миллиарда пятьсот двадцать миллионов девяносто четыре тысячи сто семьдесят три рубля 00 копеек) с учетом НДС (пункт 12 Информационной карты Документации);
- участник запроса предложений должен иметь необходимые лицензии и (или) свидетельства о допуске на выполнение работ, оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого по итогам Запроса предложений договора (пункт 3.1.7 Документации);
- участник запроса предложений должен быть правомочным заключать договор (пункт 3.1.2 Документации).
При этом из документации о Закупке не представляется возможным определить на какие работы, услуги требуется наличие лицензий или свидетельств, что подразумевает Заказчик под "правомочностью", наличие какого опыта выполнения работ, услуг необходимо для исполнения договора.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
5. Кроме того, согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 21 Информационной карты документации о Закупке установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок:
1. Цена договора. Значимость критерия (Цi) - 50%.
2. Квалификация участника запроса предложений. Значимость критерия (Кi) - 30%.
3. Качество технического предложения участника запроса предложений. Значимость критерия (ТПi) - 20%
"Рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки заявок по критериям, установленным пунктом 21 раздела 5 "Информационная карта" настоящей Документации, с учетом значимости указанных критериев. Рейтинг заявки на участие в запросе предложений i-го участника запроса предложений определяется по формуле Ri =БЦi * VЦi + БКi * VКi + БТПi * VТПi, где V - значимость соответствующего критерия, установленная пунктом 21 раздела 5 "Информационная карта" настоящей Документации, БЦi, БКi, БТПi - оценка соответствующего критерия i-ого участника запроса предложений в баллах. Совокупная значимость всех критериев равна 100% (Сто процентов). Максимальная оценка в баллах для каждого из критериев (Цi, Кi, БТПi) - 100 баллов_" (пункт 22 Информационной карты Документации).
Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированному и содержательно проработанному техническому предложению участника запроса предложений, отвечающему требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Степень детализации и содержательной проработанности, а также соответствие предложения действующему законодательству Российской Федерации и требованиям настоящей Документации определяется путем сравнения предложений участников запроса предложений".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, что подразумевает Заказчик под формулировкой "степень детализации и содержательной проработанности технического предложения".
Кроме того, описание порядка выполнения дополнительных строительно-монтажных работ по объекту невозможно в виду отсутствия в документации о Закупке в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Закупки.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в документации о Закупке не установлен надлежащим образом порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, в действиях юридического лица - ФГУП содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.
Проанализировав все материалы дела, Комиссия ФАС России передала их для исследования на предмет наличия состава административного правонарушения должностному лицу ФАС России.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения - лицо, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.05.2016 г. по делу N 223ФЗ-254/15/АК368-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Рассмотрены вопросы об отказе комиссии в допуске к участию в закупке; о подаче заявки группой лиц; о размещении сведений в плане закупок; об установлении аванса.
Так, указано, что при подаче заявки группой лиц требованиям, установленным документацией о закупке, должна отвечать группа, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
В документации о закупке заказчик должен установить конкретный размер аванса, выплачиваемого исполнителю по договору.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.