Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 27 июня 2016 г. N 03-02-07/1/37277
В соответствии с обращением Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводятся налоговыми органами в виде камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.
Кодекс не предусматривает проведение комплексных выездных налоговых проверок как самостоятельного вида проверок, отличного от выездных налоговых проверок. В правоприменительной практике при указании о проведении комплексной выездной налоговой проверки в отношении организации предусматривается проведение выездной налоговой проверки такой организации с одновременной проверкой ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.
Представляется, что дополнительное указание в решении о проведении выездной налоговой проверки в отношении организации об ее комплексном охвате не нарушает права этой организации и не является основанием для отмены такого решения.
Пунктом 1 статьи 89 Кодекса установлено, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Налоговый орган, уполномоченный на вынесение решения о проведении выездной налоговой проверки, определен пунктом 2 статьи 89 Кодекса.
Названным пунктом также определен перечень сведений, которые должны указываться в решении о проведении выездной налоговой проверки, в том числе сведения о предмете проверки, периоде, за который она проводится, должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки выносится в утвержденной ФНС России форме (приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), согласно которой в решении указывается руководитель проверяющей группы (бригады), должностные лица налогового органа, которым поручается проведение такой проверки, а также сотрудники органа внутренних дел (в случае их участия в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Кодекса).
Так, например, при проведении выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы, представительства, иные обособленные подразделения в состав проверяющей группы (бригады) могут включаться должностные лица налоговых органов по местам нахождения соответствующих обособленных подразделений, а также должностные лица вышестоящих налоговых органов. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в состав проверяющей группы (бригады) могут включаться должностные лица налоговых органов по местам нахождения участников такой группы и должностные лица иных налоговых органов.
Вопросы о формировании состава проверяющих групп (бригад) не являются предметом регулирования Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса и статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Осуществление такого контроля является главной задачей всех налоговых органов.
Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, действуя в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сложившаяся многолетняя практика формирования проверяющих групп (бригад), проводящих выездные налоговые проверки, не направлена на нарушение прав проверяемых лиц.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводятся налоговыми органами в виде камеральных и выездных проверок.
НК РФ не предусматривает проведение комплексных выездных налоговых проверок как самостоятельного вида проверок, отличного от выездных проверок.
В правоприменительной практике при указании о проведении комплексной выездной налоговой проверки в отношении организации предусматривается проведение выездной проверки организации с одновременной проверкой ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.
Также разъяснения касаются формирования состава проверяющих групп (бригад).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 июня 2016 г. N 03-02-07/1/37277
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 23-29 августа 2016 г. N 30