Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Ж
Примеры выполнения работ
Ж.1 Пример выполнения оценки толщины асфальтобетонного слоя дорожной одежды
Требуется: по запросу контролирующих органов определить соответствие толщины асфальтобетонного слоя требованиям проектной документации и СП 78.13330.3012 на полосе движения шириной 3,5 м участка автомобильной дороги протяженностью 260 м. Объект расположен в IV дорожно-климатической зоне. Согласно документации о вводе участка дороги в эксплуатацию он построен около года тому назад.
Подготовительные работы. Согласно 6.6.3.5 и фактическим погодным условиям (сухо, осадки отсутствуют) делаем вывод, что диэлектрическая проницаемость асфальтобетонного слоя будет находиться в интервале 5,5 - 6,5. Для измерений принята диэлектрическая проницаемость 5,5.
По данным проектной документации толщина асфальтобетонного слоя должна составлять 18 см. Согласно 6.6.2.5 для указанной толщины применимы антенные блоки с частотой 1500-3000 МГц. Для выполнения работ принимаем бесконтактный антенный блок 1700 МГц.
Полевые работы. Поверхность покрытия не имеет видимых дефектов, поэтому заверочная выработка (керн) для определения фактической диэлектрической проницаемости может быть пройдена в любой точке по продольному профилю на расстоянии b (см. 6.6.3.6) от кромки. В данном случае произведен отбор керна на участке 226 м (1 м от кромки покрытия), при этом для указанных геометрических параметров участка по СП 78.13330.2012 достаточно одной выработки (площадь покрытия: 3,5 м х 260 м = 910 ). Фактическая толщина слоя по керну составила 18,1 см.
Продольное профилирование георадаром выполнено на расстоянии порядка 1 м от кромки (согласно 6.6.3.17), радарограмма, полученная в результате записи, представлена на рисунке Ж.1
Обработка и интерпретация радарограмм. В процессе обработки к радарограмме применена процедура выравнивания (см. приложение Д), после чего выполнено определение фактической диэлектрической проницаемости по 6.6.3.13. Подошва асфальтобетонного слоя была определена автоматически в программе обработки AnalizeII, но может быть построена и картированием вручную (для этого устанавливаем опорные точки на нужной оси синфазности и строим по ним кривую подошвы слоя). Вид радарограммы после указанных обработок показан на рисунке Ж.2. Фактическая диэлектрическая проницаемость составила 5,97.
Рисунок Ж.1 - Исходная радарограмма продольного прохода (1700 МГц)
Рисунок Ж.2 - Радарограмма продольного прохода после обработки (1700 МГц)
После обработки радарограммы выгружаем данные о толщине слоя асфальтобетона, с заданным шагом (6.6.5.4), в данном случае через 10 м (см. таблицу Ж.1).
Таблица Ж.1 - Таблица толщины слоя асфальтобетона
Местоположение, м |
Толщина слоя асфальтобетона, см |
0 |
25,5 |
10 |
25,5 |
20 |
25,5 |
30 |
25,1 |
40 |
21,2 |
50 |
19,9 |
60 |
19,9 |
70 |
20 |
80 |
19,1 |
90 |
19,1 |
100 |
19,1 |
110 |
19,3 |
120 |
19,3 |
130 |
19 |
140 |
18,8 |
150 |
19 |
160 |
19 |
170 |
18,6 |
180 |
18,2 |
190 |
18 |
200 |
17,4 |
210 |
17,2 |
220 |
17,8 |
230 |
18 |
240 |
18,6 |
250 |
19,3 |
260 |
20,4 |
263 |
18,9 |
Анализ результатов измерений. Согласно 6.2 толщина асфальтобетонного слоя покрытия и основания может иметь отклонения от проектных значений до 10% для не более чем 10% результатов определений и не более чем
5% для остальных.
Таким образом, максимально допустимая погрешность отклонения фактической толщины слоя от проектных данных составит 1,8 см, а значит, толщина слоя не должна быть менее 16,2 см и более 19,8 см. В данном случае минимально допустима толщина слоя в 16,2 см обеспечена, также обеспечена и толщина в 17,1 см (погрешность отклонения в 5%). Однако имеются отклонения более чем на 10% в большую сторону на участках от 0 до 70 м и 260 м. Поэтому в указанных местах могут быть пройдены дополнительные выработки для принятия окончательного решения по оценке соответствия толщины асфальтобетонного слоя.
При расчете коэффициента вариации (см. Приложение Г) получено значение 0,12 (см. таблицу Ж.2), что превышает 0,06 (см. 6.6.5.4), а значит, имеется основание для увеличения количества выработок.
Таблица Ж.2 - Результаты расчета коэффициента вариации
n |
|
|
|
|
1 |
18 |
25,5 |
5,617857 |
31,56032 |
2 |
18 |
25,5 |
5,617857 |
31,56032 |
3 |
18 |
25,5 |
5,617857 |
31,56032 |
4 |
18 |
25,1 |
5,217857 |
27,22603 |
5 |
18 |
21,2 |
1,317857 |
1,736747 |
6 |
18 |
19,9 |
0,017857 |
0,000319 |
7 |
18 |
19,9 |
0,017857 |
0,000319 |
8 |
18 |
20 |
0,117857 |
0,01389 |
9 |
18 |
19,1 |
-0,78214 |
0,611747 |
10 |
18 |
19,1 |
-0,78214 |
0,611747 |
11 |
18 |
19,1 |
-0,78214 |
0,611747 |
12 |
18 |
19,3 |
-0,58214 |
0,33889 |
13 |
18 |
19,3 |
-0,58214 |
0,33889 |
14 |
18 |
19 |
-0,88214 |
0,778176 |
15 |
18 |
18,8 |
-1,08214 |
1,171033 |
16 |
18 |
19 |
-0,88214 |
0,778176 |
17 |
18 |
19 |
-0,88214 |
0,778176 |
18 |
18 |
18,6 |
-1,28214 |
1,64389 |
19 |
18 |
18,2 |
-1,68214 |
2,829605 |
20 |
18 |
18 |
-1,88214 |
3,542462 |
21 |
18 |
17,4 |
-2,48214 |
6,161033 |
22 |
18 |
17,2 |
-2,68214 |
7,19389 |
23 |
18 |
17,8 |
-2,08214 |
4,335319 |
24 |
18 |
18 |
-1,88214 |
3,542462 |
25 |
18 |
18,6 |
-1,28214 |
1,64389 |
26 |
18 |
19,3 |
-0,58214 |
0,33889 |
27 |
18 |
20,4 |
0,517857 |
0,268176 |
28 |
18 |
18,9 |
-0,98214 |
0,964605 |
|
Сумма |
556,70 |
|
162,1411 |
|
|
19,88214 |
|
|
|
Сумма |
|
|
6,005225 |
|
Среднеквадратическое отклонение |
|
|
2,450556 |
|
Коэффициент вариации |
|
|
0,123254 |
Примечания 1) 2) 3) |
Заключение: Результаты георадиолокационного контроля на объекте указывают на несоответствие требованиям проектной документации и СП 78.13330.2012 по толщине слоя асфальтобетона на участках от 0 до 70 м и 260 м, при подтверждении несоответствий по результатам выполнения буровых работ в определенных с помощью метода георадиолокации местах принимается окончательное решение о качестве выполненных работ.
Ж.2 Пример выполнения оценки однородности свойств грунтов земляного полотна
Требуется: в ходе приемочного контроля определить соответствие плотности и влажности грунтов земляного полотна требованиям проектной документации и СП 78.13330.3012 на участке автомобильной дороги протяженностью 830 м, расположенной в условиях залегания специфических (просадочных, набухающих, засоленных) грунтов (IV дорожно-климатическая зона).
Подготовительные работы. По данным выполненных ранее инженерно-геологических изысканий земляное полотно представлено местным грунтом, а именно суглинками. По приложению В и фактическим погодным условиям (засушливый период не менее 2 недель до начала обследования) делаем вывод, что диэлектрическая проницаемость грунтов при их невысокой влажности (5% - 10%) будет находится в диапазоне 4,0-10,0 (принимаем 8,0 для выполнения измерений). По данным проектной документации высота насыпи достигает 12 м. Согласно 7.8.4 для указанной мощности применимы антенные блоки с частотой 90-150 МГц. Принят контактный антенный блок 150 МГц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Согласно 7.8.4 для указанной мощности" следует читать "Согласно 7.9.4 для указанной мощности"
Полевые работы. Продольное профилирование георадаром выполнено по оси дороги и на расстоянии порядка 1,5 м от бровки (согласно 7.9.6), одна из радарограмм (возле бровки), полученная в результате записи, представлена на рисунке Ж.3.
Обработка и интерпретация радарограмм. В процессе обработки к радарограмме применена процедура удаления сигнала прямого прохождения (см. 8.7) и выполнено определение фактической диэлектрической проницаемости по результатам бурения (см. 6.6.3.13, 7.9.3, 7.10). Фактическая диэлектрическая проницаемость составила 5,1. При интерпретации радарограмм выявлялись участки, соответствующие критериям, указанным в 7.7 (например, при помощи программы AnalizeII в автоматическом режиме). Вид радарограммы после указанных обработок показан на рисунке Ж.4.
Рисунок Ж.3 - Исходная радарограмма продольного прохода (150 МГц)
Рисунок Ж.4 - Радарограмма продольного прохода после обработки (150 МГц)
Анализ результатов измерений. На участке от 250 м до 430 м программой AnalizeII выявлена зона неоднородности свойств грунта земляного полотна исходя из критериев, указанных в 7.7. Для наглядности в нижнем правом углу радарограммы представлены спектры сигналов:
- красный график соответствует области на радарограмме, выделенной прямоугольной фигурой того же цвета (от 20 м до 250 м);
- синий график соответствует определенной программой AnalizeII области неоднородности свойств грунта.
Как видно из сравнения максимальная амплитуда по графику синего цвета в 2 раза выше, чем у графика красного цвета.
На основании сказанного участок дороги на отметках от 250 м до 430 м подлежит обследованию при помощи бурения, а для сравнения необходима геологическая заверка на не нарушенных участках дороги (см. 7.9.8), например, на отметках от 50 м до 100 м. При подтверждении в ходе геологической заверки несоответствий по плотности или влажности грунтов земляного полотна будет справедлива рекомендация 7.11.5 об отказе в приемке работ до устранения нарушений.
Заключение: участок дороги на отметках от 250 м до 430 м имеет признаки относительного изменения плотности и влажности грунтов земляного полотна. В местах, определенных с помощью георадра, необходимо выполнение буровых работ, отбор и испытание образцов в лабораторных условиях с целью принятия решения о качестве выполненных дорожно-строительных работ.
<< Приложение Е. Примеры оформления приложений к отчетам |
||
Содержание Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.075-2016 "Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.