Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.
В силу положений статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При этом постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что определяя территориальную подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 2 статьи 54 ГК РФ закреплено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Исходя из вышеизложенного, место совершения административного правонарушения не определяется местом постановки на учет в налоговых органах в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в случае установления фактов нарушения крупнейшими налогоплательщиками, состоящими на учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за совершение которых установлена статьей 15.25 КоАП РФ, при отсутствии проведения административного расследования, материалы соответствующих дел об административных правонарушениях подлежат рассмотрению руководителями, заместителями руководителей территориальных налоговых органов ФНС России по месту нахождения крупнейших налогоплательщиков.
Действительный государственный |
А.Л. Оверчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с КоАП РФ рассматривать дела о нарушении валютного законодательства от имени федерального органа исполнительной власти в области валютного контроля вправе руководитель такого органа, его заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, руководители территориальных органов, их заместители.
Дело рассматривается по месту совершения нарушения. Если было проведено административное расследование, дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
При этом пленумом ВС установлено, что, определяя территориальную подсудность таких дел, необходимо исходить из места жительства физлица (ИП), места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юрлица (место регистрации). Последнее можно узнать из ЕГРЮЛ. Место совершения правонарушения не определяется местом постановки на учет в налоговых органах.
Так, если налогоплательщики состоят на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, то при нарушении ими валютного законодательства по ст.15.25 КоАП РФ (при отсутствии проведения административного расследования) дела рассматриваются руководителями (заместителями) территориальных налоговых органов по месту нахождения налогоплательщиков.
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 мая 2016 г. N ОА-4-17/8640@ "О направлении разъяснений"
Текст письма официально опубликован не был