Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2016 г. N 03-05-06-03/29946
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу, касающемуся уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе сделки, возникших на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, и сообщает.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 251-ФЗ) внесено изменение, согласно которому пункт 1 статьи 16 Федерального закона 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) изложен в новой редакции. Согласно статье 3 Закона N 251-ФЗ данное изменение вступило в силу с 1 декабря 2015 года.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 января 2004 г. N 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица.
Следовательно, по правовому смыслу по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
Таким образом, полагаем, что в указанном случае уполномоченный орган государственной власти или органа местного самоуправления, издавший акт о переходе права, ограничении (обременении) права на недвижимое имущество либо о сделке на недвижимое имущество, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются данные юридически значимые действия.
Исходя из изложенного, следует, что обязанность по уплате государственной пошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
При этом пунктом 1 статьи 26 Закона определено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
На основании положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) законом от уплаты государственной пошлины.
Поэтому в случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного договора аренды зависит от правового статуса обращающейся стороны (физическое лицо или организация).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
С учетом изложенных норм НК РФ и Закона N 122-ФЗ, по мнению Департамента, в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления, который на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия.
В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и арендаторов на основании пункта 2 статьи 333.18 НК РФ размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней внесены изменения, которые вступили в силу с 1 декабря 2015 г.
Так, если право, ограничение (обременение) права на недвижимость возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с органом госвласти или местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании актов указанных органов, госрегистрация проводится на основании заявления соответствующих органов. Лицо, в отношении которого принят акт либо которым совершена такая сделка, вправе представить заявление о госрегистрации и необходимые документы по собственной инициативе.
Как пояснил Минфин России, в указанном случае уполномоченный орган госвласти или местного самоуправления, издавший акт о переходе права, ограничении (обременении) права на недвижимость либо о сделке, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются данные юридически значимые действия.
Обязанность по уплате госпошлины возлагается на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Если с заявлением о госрегистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то размер госпошлины зависит от правового статуса обращающейся стороны (физлицо или организация).
В случае обращения органа госвласти или местного самоуправления с заявлением о госрегистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, плательщиком госпошлины должен выступать указанный орган, который освобожден от ее уплаты.
В случае одновременного обращения при совершении указанного юридически значимого действия органа госвласти или местного самоуправления, освобожденного от уплаты госпошлины, и арендаторов размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2016 г. N 03-05-06-03/29946
Текст письма официально опубликован не был