Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению губернатора
Новосибирской области
от 23 июня 2004 г. N 821-р
Сценарные условия
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2005 год и на период до 2007 года
1. Исходные условия разработки прогноза развития экономики Новосибирской области в 2005-2007 годах
Сценарные условия социально-экономического развития Новосибирской области на 2005 год и на период до 2007 года (далее - сценарные условия) разработаны на основе анализа социально-экономического развития области за предшествующий период, основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу, сценарных условий социально-экономического развития области на 2004-2008 годы, с учетом задач, поставленных губернатором области на собрании представителей трудовых коллективов области 20 февраля 2004 года. Были учтены особенности социально-экономического развития Новосибирской области, сформировавшиеся в последние годы, и прогнозируемые изменения внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на темпы экономического роста в рассматриваемой перспективе.
Основные тенденции и факторы социально-экономического развития Новосибирской области в 2003 году
Основные показатели развития экономики
(в % к предыдущему году)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2000- 2003 в среднем за год |
|
Валовой региональный продукт |
113,7 |
111,5 |
105,3 |
107,0 |
109,4 |
Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года |
122,7 |
114,2 |
115,4 |
111,5 |
116,0 |
Производство продукции промышленности |
108,4 |
107,6 |
105,4 |
109,0 |
107,6 |
Производство продукции сельского хозяйства |
134,1 |
113,3 |
96,9 |
99,6 |
111,0 |
Инвестиции в основной капитал |
135,5 |
116,7 |
100,8 |
119,7 |
118,2 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
105,9 |
109,0 |
118,1 |
119,4 |
113,1 |
Реальная среднемесячная начисленная заработная плата (с учетом роста потребительских цен) |
118,6 |
121,1 |
122,1 |
110,0 |
118,0 |
Производительность труда | 110,0 | 107,4 | 106,0 | 112,5 | 109,0 |
Оборот розничной торговли | 108,7 | 114,0 | 118,6 | 104,8 | 111,5 |
Объем платных услуг населению |
107,8 |
84,0 |
102,9 |
94,1 |
97,2 |
Экспорт товаров | 138,9 | 112,8 | 114,9 | 112,2 | 119,7 |
Импорт товаров | 114,2 | 121,7 | 104,2 | 121,9 | 115,5 |
Итоги 2003 года в большинстве основных отраслей и сфер экономики Новосибирской области характеризовались стабильными темпами роста.
Динамика развития базовых отраслей экономики и социальной сферы обеспечила реальный прирост валового регионального продукта (ВРП) в сопоставимых ценах на 7% относительно предыдущего года.
Для 2003 года характерен более интенсивный рост промышленного производства, чем в предыдущие годы. Объем промышленного производства увеличился по сравнению с 2002 годом в сопоставимых ценах на 9% с превышением среднероссийского уровня на 2 процентных пункта. Наибольший прирост производства в 2003 году получен в топливной промышленности (96,3%), черной металлургии (40,9%), полиграфической (28,2%), химической и нефтехимической промышленности (19,5%), машиностроении и металлообработке (13,6%), микробиологической промышленности (10,2%) и промышленности строительных материалов (8,9%).
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, объем валовой продукции сельского хозяйства в 2003 году составил в сопоставимой оценке 99,6% к уровню 2002 года, в том числе растениеводства - 100,5%. Валовой сбор зерна в первоначально оприходованном весе превысил 2 млн. тонн. Более 70% собранного зерна составило продовольственное зерно высокого качества. Производство мяса (в живом весе) увеличилось в 2003 году на 1,3%, яиц - на 5%. Среди регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область занимает первое место по производству яиц, второе - по производству молока, третье - по производству мяса.
В 2003 году объем инвестиций в основной капитал вырос на 19,7% к предыдущему году, что на 7,2 процентных пункта выше, чем в среднем по России. Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций занимали инвестиции в промышленность (36,4%), транспорт (20,5%) жилищно-коммунальное (11,8%) и сельское хозяйство (6,8%).
Основным источником инвестиций в основной капитал по-прежнему остаются собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления), которые составляют 59,2% общего объема инвестиций. Это отличает Новосибирскую область от России в целом, где более половины инвестиций осуществляется за счет привлеченных источников. В тоже время отмечается активизация кредитования реального сектора экономики банковской сферой. В истекшем году доля инвестиций за счет средств банков в общем объеме инвестиций составила 20%.
Внешнеторговый оборот области в 2003 году вырос на 15,9% по сравнению с 2002 годом, в том числе экспорт товаров - на 12,2%, импорт - на 21,9%. При этом, сохраняется превышение в 1,5 раза объема экспорта над объемом импорта. В товарной структуре экспорта преобладает продукция машиностроения - 73,3%. Профилирующей группой товаров в структуре импорта является продукция химической промышленности - около 60%.
Объем розничного товарооборота в 2003 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,8%. Оборот розничной торговли на 79,6% был сформирован торгующими организациями и на 20,4% - за счет продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Общий объем платных услуг, оказанных населению области в 2003 году, несмотря на сокращение объема в сопоставимой оценке, в действующих ценах превысил уровень 2002 года на 17,9%.
Снижаются темпы инфляции. За 2003 год потребительские цены увеличились на 11,5% (для сравнения по России - на 12%) против 15,4% за 2002 год, причем замедление темпов инфляции происходит в условиях растущего платежеспособного спроса населения. В Сибирском федеральном округе Новосибирскую область можно отнести к регионам с умеренным ростом цен.
Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2003 году составил 19,4% к уровню 2002 года с превышением среднероссийского уровня на 4,8 процентных пункта. Реальная среднемесячная заработная плата возросла на 10%, что соответствует среднероссийскому уровню.
Темпы роста производительности труда по базовым отраслям экономики в 2003 году превысили рост заработной платы на 2,5 процентных пункта и составили к предыдущему году 112,5%, в том числе в промышленности - 113,7%, строительстве - 115,5%, сельском хозяйстве - 107,6%, на транспорте - 116,3%.
В целом Новосибирская область имеет более высокие показатели социально-экономического развития в 2003 году, чем в среднем по России.
В тоже время существуют проблемы, факторы и угрозы которые будут оказывать свое воздействие на экономическое и социальное развитие области в прогнозируемый период.
Несмотря на то, что рост доходов населения области в последние три года идет более высокими темпами, чем в среднем по стране, уровень жизни значительной части населения по-прежнему невысок, что сдерживает развитие внутреннего рынка.
Продолжается сокращение численности населения области как городского, так и сельского. Снижение численности населения не восполняется миграционными потоками из других регионов России.
Отмечается снижение качества общедоступной социальной инфраструктуры, ориентированной на массовые слои населения. В результате быстрого роста платности в отраслях социальной сферы ослаблены принцип равенства и гарантии получения бесплатных услуг различными группами населения.
Сохраняется высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов во всех отраслях и сферах экономики области. Не происходит существенных сдвигов во вводе новых производственных мощностей и обновлении активной части основных фондов современным высокотехнологичным оборудованием.
Невысокие темпы модернизации и обновления производства на основе внедрения прогрессивной техники и современных инновационных технологий являются серьезным препятствием освоению и наращиванию объемов производства импортозамещающей продукции, способной конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Несмотря на положительную динамику роста инвестиций в основной капитал, уровень привлечения заемных средств в экономику области недостаточен и в значительной степени зависит от развития фондового рынка, снижения рисков кредитования и обеспечения прозрачности финасово#-экономического состояния предприятий-заемщиков.
Продолжают увеличиваться издержки производства реального сектора экономики из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и сырьевых отраслей.
Существующий уровень транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно использовать все виды транспорта. Транспортные коммуникации нуждаются в существенной реконструкции.
Возможно ухудшение конкурентных позиций области в сфере внешней торговли при условии сохранения неэффективных таможенных пошлин и платежей. Высокие железнодорожные тарифы на экспортные грузы, снижают конкурентоспособность новосибирских товаров. Сохраняются сложности с возвратом предприятиям налога на добавленную стоимость за экспортируемую продукцию.
Развитие товарных рынков сопровождается недобросовестной конкуренцией (продажей некачественной и фальсифицированной продукции), незаконным оборотом товаров, медленным выводом из тени неорганизованного товарооборота.
Большинство хозяйствующих субъектов не располагает достаточными оборотными средствами для развития производства.
Состояние окружающей среды в области остается напряженным, уровень ее загрязнения, особенно в г. Новосибирске - высоким.
Сохраняется дифференциация в социально-экономическом развитии районов и городов области.
2. Цель, основные приоритеты социально-экономического развития области
Основной целью социально-экономического развития области на период до 2007 года является последовательное повышение уровня и качества жизни населения за счет устойчивого роста экономики на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Достижение данной цели требует концентрации ресурсов и управленческих действий на следующих приоритетных направлениях:
2.1. Повышение благосостояния людей, сокращение численности и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума путем обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов населения, эффективного уровня занятости трудоспособного населения, особенно в сельской местности, сокращение отраслевой и территориальной дифференциации доходов населения через опережение роста доходов низкооплачиваемых категорий работающих, адресности социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
2.2. Сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).
2.3. Создание условий для повышения конкурентоспособности экономики области и роста производительности труда преимущественно на основе внедрения новых технологий, расширения выпуска инновационной продукции.
2.4. Стимулирование развития отраслей, обеспечивающих эффективность функционирования агропромышленного комплекса (сельхозмашиностроение, производство оборудования для переработки, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции.
2.5. Создание условий для динамичного развития важнейших отраслей экономики области, в том числе за счет расширения государственной поддержки предприятий, внутренних финансовых источников инвестиций (роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения), повышения инвестиционной активности в секторах, производящих конечную продукцию.
2.6. Формирование институциональной среды, стимулирующей экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, внедрение действенных механизмов защиты прав собственности, активизацию процедур банкротства неэффективных собственников и распространение лучшей практики корпоративного управления (в том числе в государственном секторе), повышение роли малого и среднего предпринимательства.
2.7. Обеспечение роста доходной части бюджета, повышение эффективности расходования бюджетных средств и обслуживания государственного долга.
2.8. Выравнивание социально-экономического развития районов и городов области.
3. Основные варианты прогноза
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2005 год и на период до 2007 года разработаны в двух вариантах.
I вариант прогноза - умеренный - исходит из относительно устойчивой, но, по сравнению с текущим периодом, несколько менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий.
II вариант прогноза исходит из благоприятного сочетания внешних и внутренних условий развития области в ближайшие годы, при этом влияние негативных факторов будет ослаблено. Данный вариант является оптимально-интенсивным и предусматривает достижение максимальных темпов роста в течение 2005-2007 годов, в том числе за счет эффективного применения мер управленческого воздействия:
привлечения инвестиций в экономику области путем стимулирования инвестиционной деятельности предприятий и организаций области, предоставления льгот и иных форм государственной поддержки инвесторам, привлечения средств федерального бюджета, инвестиций российских и иностранных инвесторов путем создания благоприятного инвестиционного климата, выполнения условий финансирования инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий, включенных в среднесрочную программу развития области на период до 2008 года;
развития механизмов стимулирования жилищного строительства в городах и районах области, государственной поддержки граждан в приобретении и строительстве жилья;
реализации мероприятий по поддержке товаропроизводителей области, предусматривающих стимулирование предприятий и организаций области на развитие производства и увеличение выпуска продукции, в том числе инновационной продукции (предоставление предприятиям налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам и займам на развитие производства);
повышения бюджетной эффективности мер государственной поддержки сельских товаропроизводителей;
продвижения выпускаемой предприятими продукции на рынки субъектов Российской Федерации и стран СНГ на основе углубленного анализа товарных рынков путем проведения и участия в ярмарках и выставках, установления прямых контрактов между новосибирскими товаропроизводителями и предприятиями из других регионов дальнего и ближнего зарубежья, использование механизма областного заказа на поставку продукции для государственных нужд;
обеспечения благоприятных условий для устойчивой работы и развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки;
принятие действенных мер по регулированию тарифов на продукцию и услуги естественных и локальных монополий (электроэнергия, тепло, вода);
повышение эффективности использования бюджетных средств на основе конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг, использование нормативного подхода к планированию расходов бюджета области.
Оба варианта базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, единых целях и приоритетах, способах ее реализации, учитывая общий характер экономических процессов в области.
По обоим вариантам прогноза демографическая ситуация в Новосибирской области в период до 2007 года будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. Среднегодовая численность постоянного населения будет снижаться менее высокими темпами, чем в предыдущие годы, и составит к 2007 году 2640 тыс. человек.
Ближайшие два года явятся благоприятными с точки зрения предложения рабочей силы. Увеличение численности занятых в экономике будет определяться приростом численности населения в трудоспособном возрасте. Начиная с 2006 года, прогнозируется сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Ожидается усиление тенденции старения населения. Численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, может превысить число вступающих в трудоспособный возраст.
Экономически активное население в 2007 году возрастет до 1339,5 тыс. человек (2003 г. - 1298,4 тыс. человек).
Уровень инфляции в перспективе будет определяться политикой Правительства Российской Федерации, а также тарифной политикой, проводимой на областном уровне. По обоим вариантам инфляция на потребительском рынке снизится с 11,5% в 2003 году до 4-6% в 2007 году.
Анализ отчетных данных за 2003 год и динамики основных показателей социально-экономического развития области за истекшие 3 месяца 2004 года с учетом благоприятных внешних условий, стабильно высоких темпов роста реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал позволяет прогнозировать высокие темпы прироста основных макроэкономических показателей на 2004-2007 годы. По расчетам прирост валового регионального продукта (ВРП) к концу текущего года составит 9%. В 2005-2007 годах динамика ВРП прогнозируется по обоим вариантам в пределах 7-8% к предыдущему году в сопоставимых ценах, с ростом в 2007 году на 34,4% и 37,1% к уровню 2003 года по первому и второму вариантам соответственно.
Росту реальных располагаемых денежных доходов населения будут способствовать снижение темпов инфляции на рынке потребительских товаров и услуг, развитие реального сектора экономики, поддержка малого бизнеса. Реальные доходы возрастут в обоих вариантах темпами, опережающими рост ВРП в среднем на 2 процентных пункта. В 2005-2007 годах ежегодный прирост по 1 варианту составит 108-110%, по второму - 110,4-112,3%. В 2007 году реальные располагаемые доходы населения увеличатся к уровню 2003 года по вариантам на 47-56%. Доходы малообеспеченных социальных групп будут расти более быстрыми темпами.
Прогнозные расчеты фонда оплаты труда на 2004-2007 годы учитывают сложившиеся тенденции легализации заработной платы. Фонд оплаты труда в 2007 году по первому варианту возрастет к уровню 2003 года в 2,1 раза, по второму - в 2,2 раза. Индекс реальной заработной платы увеличится в 2007 году в 1,6-1,5 раза к 2003 году.
Рост реальных денежных доходов населения обеспечит повышение платежеспособного спроса на потребительском рынке. Объем розничного товарооборота возрастет в 2007 году к 2003 году в сопоставимых ценах по первому варианту на 32,3%, по второму - на 35,2%. Среднегодовые темпы прироста товарооборота составят по обоим вариантам 6,5-8%. В структуре товарооборота повысится доля непродовольственных товаров при снижении доли продовольственных товаров. По мере удовлетворения спроса на товары первой необходимости и продовольственные товары, ожидается повышение спроса на товары длительного спроса.
Объем платных услуг за период 2004-2007 годов увеличится в сопоставимой оценке по вариантам на 11,5-14,7%, с ежегодными темпами прироста 2-5%. В общем объеме платных услуг наибольший удельный вес будут занимать услуги транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, услуги медицинских учреждений.
Прогнозируется стабильный рост внешнеторгового оборота области. В первом варианте, учитывающем менее благоприятную внешнеэкономическую ситуацию, темпы прироста экспорта составят 14%, по второму - 20%. В стоимостной структуре экспорта сохранится высокой доля продукции машиностроения.
Динамика импорта будет определяться потребностями технического перевооружения экономики, ростом доходов предприятий и населения. В условиях второго варианта спрос на импорт будет значительно выше, чем в первом варианте на 8,1 процентных пункта. Увеличится импорт машин, оборудования, продукции легкой и пищевой промышленности.
Среди источников инвестиций все большую роль должны играть привлеченные средства. Доля привлеченных средств по первому варианту возрастет с 41% до 52%, по второму - до 55%. Рост привлеченных средств будет осуществляться за счет кредитов банков, заемных средств других организаций и иностранных инвестиций, что компенсирует снижение доли бюджетных средств.
Объем собственных средств в общем объеме инвестиций увеличится в номинальном выражении по обоим вариантам в 1,6 раза, доля их будет постепенно снижаться и составит по первому варианту в 2007 году - 49%, а по второму - 46% (2003 год - 59%).
Номинальный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрастет за 2004-2007 годы в 2,1-2,2 раза, а в реальном выражении в 1,49-1,5 раза. Прогнозируемые среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в условиях 1 варианта - 10-12%, второго - 11-12% будут в большей степени определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной экономической конъюнктуры, повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Рост инвестиций и потребительского спроса обеспечит устойчивые темпы роста промышленности. Объем промышленного производства возрастет в сопоставимой оценке в 2007 году на 34,9-37,9% по сравнению с 2003 годом (на 6-8% ежегодно). Стабильно высокими темпами будет расти продукция топливной промышленности, к 2007 году объем ее увеличится в сопоставимых ценах в 2,6-2,7 раза к уровню 2003 года. В 1,5 раза за четыре года возрастет индекс физического объема продукции предприятий цветной металлургии, в 1,4 раза - промышленности строительных материалов, в 1,3 раза - машиностроения и медицинской промышленности, в 1,2 раза - химической промышленности и цветной металлургии.
Продукция сельского хозяйства вырастет в 2007 году на 15-18,6% по сравнению с 2003 годом, ежегодный темп прироста составит в 2005-2007 годах 2-3% по первому варианту и 3-4% по второму. Развитие АПК в прогнозируемый период будет происходить в условиях расширения рынка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, развития рыночной инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.