Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2016 г. N 49-АПГ16-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интер"
о признании не действующим в части приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 г. N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущества РБ) приказом от 30 апреля 2014 г. N 557 (далее - Приказ N 557) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год (далее - Перечень) в соответствии со статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з).
В пункт 1494 Перечня (в редакции приказа Минземимущества РБ от 14 апреля 2015 г. N 387) включено принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью "Интер" (далее - ООО "Интер", Общество) на праве собственности строение с кадастровым номером 02:55:020533:267 общей площадью 2 349,3 кв. м, расположенное по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Адмирала Макарова, д. 5, корп. 1.
Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим указанный выше пункт Перечня, поскольку названное строение не обладает признаками объекта, в отношении которого уплачивается налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Включение названного объекта недвижимого имущества в Перечень неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2016 г. административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Интер" и прокуратура Республики Башкортостан представили возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 372, 378.2 НК РФ, пунктов 3.94, 5.2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 35, суд первой инстанции правильно установил, что Приказ N 557, которым утвержден Перечень, принят уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликован.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 35" имеется в виду "утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 г. N 35"
На основании пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ статьей 2.1 Закона N 43-з установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Так, пунктом 1 статьи 2.1 названного Закона к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) дано в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, при этом указано, что кадастровая стоимость как налоговая база применяется в отношении тех объектов недвижимости, которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. К таким условиям относятся: расположение нежилого здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение соответственно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначение для использования или фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения указанных объектов.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствуют предусмотренным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 следующим видам разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), и земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7). Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020533:12, на котором расположено принадлежащее обществу строение, - "для эксплуатации производственной базы" не может быть отнесен к указанным группам видов разрешенного использования.
На основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Правительством Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 г. N 180 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, проведение обследований зданий (строений, сооружений) в целях определения вида фактического использования обеспечивается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 6 Порядка" имеется в виду "пунктом 3.3 Порядка"
Судом первой инстанции установлено, что акты обследования спорного строения от 19 января и от 28 января 2016 г., составлены с нарушением требований пунктов 3.3, 3.4, 3.7 Порядка, действовавшего в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 г. N 483. Так, акт обследования от 19 января 2016 г. составлен сотрудником Минземимущества РБ, не входящим в состав утвержденной приказом названного министерства комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта. В акте обследования от 28 января 2016 г. неверно определена общая площадь строения с кадастровым номером 02:55:020533:267. Акты обследования составлены существенно позже включения указанного строения в Перечень.
Суд первой инстанции принял во внимание и то обстоятельство, что спорное здание не эксплуатировалось в 2014 году в связи с его консервацией, а технический паспорт данного объекта недвижимости не подтверждает, что более 20 процентов его общей площади помещений предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком, на которого частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность доказать соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для включения строения с кадастровым номером 02:55:020533:267 в Перечень.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы не опровергают вывода суда. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе указанных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июня 2016 г. N 49-АПГ16-23
Текст определения официально опубликован не был