Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2
Земляные работы
Общие положения
2.1. При строительстве линейных сооружений местной связи производятся земляные работы, к которым относятся:
а) рыхление грунта, рытье и засыпка траншей и котлованов для прокладки и монтажа кабелей, а также для строительства кабельной канализации связи;
б) рытье котлованов для устройства НУП и НРП на кабельных линиях, проложенных в грунте;
в) устройство бестраншейным способом горизонтальных скважин через автомобильные, железные дороги и другие коммуникации для прокладки кабелей;
г) бурение и рытье ям для установки опор воздушных линий связи;
д) планировка трассы перед отрывкой траншей механизмами и прокладкой кабелей кабелеукладочной техникой;
е) рекультивация нарушенного слоя грунта.
Работы по погрузке и отвозке оставшегося грунта, подвозке песка или мягкого грунта, вскрытие и восстановление уличных покровов являются сопутствующими при выполнении земляных работ.
2.2. Выполнение земляных работ может производиться только при наличии утвержденной проектной документации.
2.3. При производстве земляных работ следует выполнять кроме требований настоящего "Руководства..." также требования действующих СНиП на земляные работы, "Правил охраны линий связи" и "Отраслевых строительно-технологических норм на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения (ОСТН-600-93 Минсвязи России)".
Работы по прокладке кабельных линий местной связи в местах пересечения ими охранных зон магистральных трубопроводов газовой и нефтяной промышленности, а также электрических сетей должны выполняться с учетом требований соответствующих Инструкций по производству земляных работ в охранных зонах указанных подземных коммуникаций.
2.4. До начала земляных работ в населенных пунктах заказчик обязан оформить в органах территориальной администрации разрешение на выполнение предусмотренных проектом работ и передать его подрядчику.
Подрядчик обязан на основании разрешения получить ордер на производство работ.
В ордере указываются:
а) фамилия, имя, отчество и должность лица, ответственного за ведение работ;
б) срок выполнения строительных работ на объекте, увязанный с представленным проектом производства работ;
в) организации, на которые возлагаются работы по восстановлению дорожных покрытий, пересадке зеленых насаждений, и сроки выполнения этих работ;
г) организации, представители которых должны быть вызваны на место до начала земляных работ.
2.5. Производство земляных работ в пределах охранных зон действующих подземных сооружений (кабели электрические и связи, трубопроводы и т.п.), а также надземных сооружений при их пересечении (железные дороги, шоссе), при прокладке кабеля по обочине и пр. допускается только при наличии письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти сооружения и в присутствии ее представителя, а также ответственного исполнителя работ. Производство работ в таких местах должно быть согласовано и отражено в проектной документации.
2.6. Строительная организация обязана не позднее, чем за трое суток до начала земляных работ, указанных в п. 2.5, письменно уведомить о предстоящих работах, а за сутки - вызвать к месту работ представителей заинтересованных организаций для уточнения местоположения принадлежащих им сооружений и согласования мер, исключающих повреждение этих сооружений. До прибытия представителей производство земляных работ запрещается.
2.7. При работе в пределах охранных зон подземных коммуникаций ответственный исполнитель работ обязан проинструктировать под расписку бригадира и машинистов, работающих на механизмах, об условиях производства работ, показать места прохождения подземных коммуникаций по чертежам и в натуре, обозначить границы, в пределах которых запрещено работать с помощью землеройных механизмов, а также применять ударные механизмы.
Должно быть проведено предварительное шурфование для точного определения подземных сооружений, пересекаемых трассой прокладываемого кабеля связи или трубопровода кабельной канализации.
Шурфы должны иметь длину 1 м по оси будущей траншеи. В том случае, когда подземные сооружения проходят параллельно будущей трассе, шурфы должны быть вырыты перпендикулярно ее оси через каждые 20 м. Длина каждого шурфа должна превышать ширину проектируемой траншеи с каждой ее стороны не менее чем на 0,3 м.
Глубина шурфов, если разыскиваемые сооружения не обнаруживаются, должна превышать глубину траншеи на 0,2 м. Шурфование должно производиться в присутствии представителя организации, эксплуатирующей подземные сооружения.
Вскрытые при шурфовании и при разработке траншей подземные сооружения должны быть защищены специальным коробом и подвешены способом, указанным в рабочих чертежах.
2.8. Рабочая документация, ордер на право производства работ и копия письменного документа - извещения должны находиться на месте производства работ.
2.9. При обнаружении в ходе выполнения земляных работ подземных сооружений, не указанных в рабочих чертежах, работы должны быть немедленно прекращены до выяснения назначения этих сооружений и согласования дальнейшего производства работ с их владельцами.
2.10. При случайном повреждении какого-либо подземного сооружения ответственный исполнитель работ обязан немедленно прекратить работы в этом месте, принять меры, обеспечивающие безопасность работающих, и сообщить о случившемся своему руководителю и в аварийную службу эксплуатирующей организации.
2.11. При обнаружении газа в траншеях или котлованах работы в них должны быть немедленно прекращены, а люди выведены из опасной зоны. Работы могут быть продолжены только после прекращения дальнейшего поступления газа.
2.12. Все поврежденные при разработке траншей сооружения (кюветы, водоспуски, арыки, каналы, насыпи, усовершенствованные покрытия, ограждения и т.п.) должны быть восстановлены. На пахотных землях должна быть произведена рекультивация плодородного слоя грунта. Объем и условия выполнения работ по рекультивации определяются проектной документацией.
2.13. При рытье траншей и котлованов необходимо следить, чтобы размеры разрываемого участка (особенно в городах и населенных пунктах) позволяли закончить работы в течение рабочего дня.
2.14. При строительстве линейных сооружений местных сетей земляные работы должны быть максимально механизированы.
Разработка грунта вручную допускается в случаях, когда применение механизмов по местным условиям невозможно (например, при строительстве кабельной канализации и прокладке кабеля в районах городов, насыщенных подземными коммуникациями) или экономически нецелесообразно из-за малых объемов работ и невыгодности в этом случае транспортировки механизмов на значительные расстояния.
Характеристика и классификация грунтов
2.15. Грунт - любая горная порода или почва, залегающая в верхних слоях земной коры. Грунты имеют следующие основные характеристики, определяющие способы их разработки:
а) объемная масса - масса 1 грунта в естественном состоянии;
б) плотность - масса 1 грунта в плотном состоянии;
в) сцепление - начальное сопротивление грунта сдвигу;
г) рыхление - увеличение объема грунта при нарушении его естественной структуры (измеряют в процентах);
д) влажность - степень насыщения грунта водой (определяется в процентах, как отношение массы воды в грунте к массе твердых частиц);
е) угол естественного откоса - угол между горизонтальной плоскостью и боковой поверхностью земляного сооружения, при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия.
2.16. По трудности разработки грунты классифицируются по одиннадцати группам (см. табл. 2.1). Наиболее часто встречающиеся грунты относятся к I, II и III группам.
Таблица 2.1
Классификация грунтов
Наименование и характеристика грунтов |
Средняя объемная масса в плотном состоянии, |
Группа грунта |
1 |
2 |
3 |
Песок: |
|
|
- естественной влажности с примесью гравия, гальки или щебня в количестве до 20% объема |
1600 |
I |
- то же - до 40% по объему |
1700 |
II |
- сухой барханный и дюнный |
1600 |
II |
Глина: |
|
|
- жирная, мягкая, а также насыпная, слежавшаяся, с примесью гравия, гальки, щебня и строительного мусора |
1800 |
II |
- тяжелая и мягкая ломовая, с теми же примесями, а также с примесью булыг до 10% от объема |
1950 |
III |
- твердая карбонная кембрийская |
2000 |
IV |
Грунт растительного слоя: |
|
|
- без корней |
1200 |
I |
- с корнями |
1200 |
II |
- с примесью строительного мусора, щебня и гравия |
1400 |
II |
Супесок без примесей и с примесью гравия, гальки или щебня |
1600-1900 |
I |
Строительный мусор |
1850 |
III |
Суглинок: |
|
|
- легкий и лессовидный |
1600 |
I |
- то же, слежавшийся с примесью гравия и гальки или щебня в количестве до 10% объема |
1750-1900 |
II |
- тяжелый с примесью булыг |
1950 |
III |
Чернозем и каштановый грунт |
1200-1300 |
II |
Гравий (галька): |
|
|
- мелкий, размером до 20 мм |
1700 |
I |
- средний, размером до 40 мм |
1750 |
II |
- крупный, размером до 150 мм |
1950 |
III |
- мелкий и средний с примесью булыг массой до 10 кг |
1900 |
III |
Лесс: |
|
|
- естественной влажности, рыхлый |
1600 |
I |
- то же, с примесью гравия и гальки |
1800 |
II |
- сухой |
1750 |
II |
- плотный |
1800 |
III |
- отвердевший |
1800 |
IV |
Гипс |
2200 |
IV |
Известняк: |
|
|
- мягкий |
1200 |
V |
- мергелистый слабый |
2300 |
IV |
- крепкий плотный |
2700 |
VII |
- крепкий долометизированный |
2800 |
VIII |
- плотный окварцованный |
2900 |
IX |
Дресва |
1800 |
IV |
Торф |
600 |
I |
Туф |
1100 |
V |
Песчаник: |
|
|
- выветрившийся |
2200 |
V |
- слабый |
2500 |
VI |
- глинистый |
2200 |
VI |
- очень плотный |
2700 |
VIII |
Шлак: |
|
|
- котельный рыхлый |
756 |
I |
- слежавшийся металлургический |
1000 |
II |
- металлургический невыветрившийся |
1500 |
IV |
Грунты, гнейсы, фюриты и др.: |
|
|
- сильно выветрившиеся |
2200-2600 |
V-VII |
- не тронутые выветриванием |
2800-3300 |
VIII-XI |
Разбивка трасс
2.17. Разбивка трасс прокладки кабелей в грунте или для строительства кабельной канализации должна производиться в строгом соответствии с рабочими чертежами, по геодезическим отметкам.
2.18. Разбивка трассы состоит из двух рабочих операций:
а) переноса с рабочего чертежа в натуру и закрепления поворотных и основных промежуточных центров оси трассы, которые должны даваться в абсолютных привязках от местных ориентиров и от "красной линии" застройки. Разбивка должна производиться с помощью геодезического инструмента, при привязке к местным ориентирам - с помощью мерной цепи или рулетки;
б) определения прямолинейности и переноса в натуру продольной оси трассы между поворотными и основными промежуточными центрами с помощью вешек, мерной цепи или рулетки.
2.19. Закрепление прямолинейности трасс, а также мест контрольных точек при прокладке подземных сооружений с помощью вех должно выполняться следующим образом.
Главную веху N 1 высотой 3-4 м с красным флажком устанавливают в исходной точке, а вторую такую же веху N 2 устанавливают в следующей точке (в поворотном или основном промежуточном центре) так, чтобы ее было видно со стороны первой вехи. Затем между первой и второй вехами устанавливают веху N 3 таким образом, чтобы она находилась в створе (на одной прямой) с первой и второй вехами. Третью и последующие вехи устанавливают со стороны первой через каждые 40-50 м.
Правильность установки третьей вехи проверяют глазомерной визировкой с первой на вторую веху. Если третья веха находится на прямой, соединяющей первую и вторую вехи, она закрывает собой для наблюдателя со стороны первой вехи вторую веху и наоборот. Места установки фиксируют кольями (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Установка вех
Колья, применяемые для разбивки трасс, должны иметь длину 30-40 см и диаметр 3-4 см. Нижнюю часть кола затесывают на конце, а на верхней делают срез для маркировки. Для забивки кола заготавливают гнездо с помощью лома.
2.20. При ручной разработке траншеи на расстоянии, равном половине ее ширины от колышков, следует натягивать шнур, обозначающий линию одного из краев траншеи.
2.21. В том случае, когда при разбивке обнаружатся несоответствие рабочих чертежей натуре и необходимость выполнения работ с отклонением от проектных данных, строительная организация должна пригласить представителей заказчика и проектной организации для решения вопроса об изменении трассы, что оформляется актом или коррекцией рабочего чертежа, которая должна быть удостоверена подписями представителей заказчика, проектной и заинтересованной организаций.
2.22. В процессе разбивки трасс ГТС необходимо учитывать следующее:
а) пересечение улиц подземными сооружениями ГТС должно осуществляться под углом 90° к оси улицы, только при невозможности этого допускается отклонение от прямого угла в пределах не более 45°;
б) пересечение рельсовых путей (железнодорожных и трамвайных) подземными сооружениями ГТС должно осуществляться только под углом 90°;
в) в садах, парках и скверах разбивка трасс должна производиться в присутствии представителя садово-паркового хозяйства и зеленого строительства с учетом наименьших повреждений зеленых насаждений.
2.23. При разбивке трассы прокладки кабельной канализации и кабелей связи в грунте необходимо соблюдать минимальные расстояния между ними и другими сооружениями, приведенные в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Наименование сооружений |
Минимальные расстояния (в свету), м |
|
по горизонтали |
по вертикали (при пересечении) |
|
1 |
2 |
3 |
Мосты магистральных автомобильных и железных дорог общегосударственного значения: |
|
|
- через внутренние водные пути, судоходные реки, каналы и водохранилища |
1000 |
- |
- через сплавные реки |
300 |
- |
- через несудоходные и несплавные реки |
50-100 |
- |
Мосты автомобильных и железных дорог областного и местного значения: |
|
|
- через судоходные реки и каналы |
200 |
- |
- через остальные реки |
50-100 |
- |
Автомобильные и железные дороги |
5 (от края подошвы насыпи) |
1 (ниже полотна автодороги или подошвы рельса) 0,8 (ниже дна кювета*(1)) |
Кабельная канализация (от трубопровода до колодца) |
0,25 |
0,1 |
Городская канализация |
0,5 |
0,25/0,15*(2) |
Газопроводы высокого давления - до 5,5 МПа (55 ), нефтепроводы и трубопроводы на загородной трассе |
10 |
0,5/0,15 |
Газопроводы давлением 5 кПа - 1,2 МПа (0,05-12 ) на городской трассе (при сближении и пересечении с кабелем) |
1 |
0,5/0,15 |
Газопроводы давлением 0,6-1,2 МПа (6-12 на городской трассе (при сближении и пересечении с кабельной канализацией) |
3 |
0,15 |
То же, давлением 0,3-0,6 МПа (3-6 ) |
2 |
0,15 |
То же, давлением 5 кПа - 0,3 МПа (0,05-3 ) |
1,5 |
0,15 |
То же, давлением до 5 кПа (0,05 ) |
1 |
0,15 |
Газопроводы давлением 5 кПа (0,05 ), проложенные по стенам зданий |
1 |
- |
Водопроводы разводящей сети диаметром до 300 мм при сближении и пересечении с кабелем |
0,5 |
0,25/0,15 |
То же, при сближении и пересечении с кабельной канализацией |
0,5 |
0,15 |
Водопроводы разводящей сети диаметром свыше 300 мм при сближении и пересечении с кабелем или кабельной канализацией |
1 |
0,25/0,15 |
Коллекторы общие для подземных сетей |
0,5 |
- |
Здания в городах и поселках городского типа (от красной линии) |
0,6 |
- |
Бортовой камень улицы |
1,5 |
- |
Стены и опоры тоннелей и путепроводов (на уровне или ниже основания) |
0,5 |
- |
Насыпи или бровки каналов (от подошвы насыпи или бровки канала) |
1 |
- |
Оросительные каналы (от бровки канала) |
1,5 |
- |
Стволы деревьев в городах |
1,5 |
- |
Кабели силовые напряжением до 220 кВ |
0,6*(3) |
0,5*(4) |
Опоры (подземная часть) ВЛ (переменного тока) напряжением 750 кВ или ближайшие электроды их заземлителей при удельном сопротивлении земли, : |
|
|
до 100 |
15*(5) |
- |
101-500 |
25*(5) |
- |
501-1000 |
40*(5) |
- |
свыше 1000 |
50*(5) |
- |
Опоры (подземная часть) ВЛ (переменного тока) напряжением 110-500 кВ или ближайшие электроды их заземлителей при удельном сопротивлении земли, : |
|
|
до 100 |
15*(6) |
- |
101-500 |
25*(6) |
- |
501-1000 |
40*(6) |
- |
свыше 1000 |
50*(6) |
- |
Расстояние от ближайшего провода ВЛ переменного тока напряжением 750 кВ (его проекции на горизонтальную плоскость) до подземного кабеля ЛС, ПВ (кабельной канализации) при удельном сопротивлении земли, : |
|
|
до 500 |
30 |
- |
501-1000 |
40 |
- |
свыше 1000 |
50 |
- |
Расстояние от проводов ВЛ напряжением 400-500 кВ до вершины кабельной опоры ЛС и ПВ (при пересечении) |
20 |
- |
Опоры ВЛ напряжением 1-35 кВ или ближайшие электроды их заземлителей при удельном сопротивлении земли , : |
|
|
до 100 |
- |
|
101-500 |
10*(6) |
- |
501-1000 |
11*(6) |
- |
свыше 1000 |
- |
|
Заземлители деревянных опор или незаземленные опоры ВЛ с неизолированными проводами напряжением до 1 кВ при пересечении с подземным или подвесным кабелем ЛС и ПВ: |
|
|
- в населенной местности |
3*(7) |
- |
- в ненаселенной местности |
10*(7) |
- |
Опоры незаземленные деревянные ВЛ с неизолированными проводами напряжением до 1 кВ при пересечении с подземным или подвесным кабелем: |
|
|
- в населенной местности |
2 |
- |
- в ненаселенной местности |
5 |
- |
- в стесненных условиях |
1*(8) |
- |
Расстояние от основания кабельной опоры ЛС и ПВ до ближайшего рельса электрифицированной ж.д. (по перпендикуляру к полотну ж.д.) при угле пересечения (в плане) подземного кабеля ЛС и ПВ с осью полотна дороги: |
|
|
90° |
20 |
- |
85° |
30 |
- |
80° |
40 |
- |
75° |
50 |
- |
Опоры контактных сетей наземного электротранспорта напряжением 1-35 кВ при пересечении с подземным кабелем ЛС и ПВ при удельном сопротивлении земли , : |
|
|
до 100 |
- |
|
101-500 |
10 |
- |
501-1000 |
11 |
- |
свыше 1000 |
- |
|
Опоры контактных сетей наземного электротранспорта напряжением до 1 кВ при пересечении с подземным кабелем ЛС и ПВ: |
|
|
- в населенной местности |
3 |
- |
- в ненаселенной местности |
10 |
- |
Расстояние от места пересечения подземного кабеля ЛС и ПВ с электрифицированной ж.д. до стрелок, крестовин и мест присоединения отсасывающих кабелей |
10 |
- |
То же, при пересечении трамвайных путей |
3 |
- |
Расстояние от опор контактных сетей при пересечении электрифицированных ж.д. до колодцев кабельной канализации |
15 |
- |
Трамвайные пути |
2 от ближайшего рельса |
1*(1) (ниже подошвы рельса) |
Кабели связи |
0,5*(9) |
0,25/0,15*(10) |
Кабели сетей проводного вещания класса I |
1,0 |
-(0,25*(10)) |
То же, класса II |
0,5 |
-(0,25*(10)) |
Заземлители молниеотводов ВЛС |
25 |
- |
Опоры, подпоры, оттяжки ВЛС: |
|
|
- в населенной местности |
1 |
- |
- в ненаселенной местности |
по расчету |
- |
*(1) При защите кабеля в кювете кирпичом, бетонными плитами и т.п. это расстояние может быть уменьшено до 0,5 м.
*(2) В числителе указаны расстояния при прокладке кабелей непосредственно в грунте, в знаменателе - в трубах, а при отсутствии дроби - для обоих случаев.
*(3) При сближении низкочастотных кабелей связи с силовыми кабелями напряжением до 10 кВ допускается 0,25 м при условии защиты кабелей (прокладка в трубах, установка несгораемых перегородок и т.п.).
*(4) При пересечении с силовыми кабелями напряжением до 35 кВ в стесненных условиях допускается 0,15 м при условии разделения кабелей на всем участке пересечения плюс 1 м в каждую сторону плитами или трубами из бетона или другого равнопрочного материала; при этом кабель связи должен быть расположен выше силового кабеля.
*(5) При прокладке кабеля в стальной трубе или покрытии его швеллером по длине, равной расстоянию между крайними проводами ВЛ плюс 15 м с каждой стороны от крайних проводов, допускается уменьшение этих расстояний до 10 м.
*(6) При прокладке кабеля в стальной трубе или покрытии его швеллером по длине, равной расстоянию между крайними проводами ВЛ плюс 10 м с каждой стороны от крайних проводов, допускается уменьшение этих расстояний до 5 м.
*(7) Данные расстояния могут быть уменьшены соответственно до 2 и 5 м при прокладке кабеля в стальной трубе или покрытии его швеллером или угловой сталью по длине в обе стороны относительно опоры не менее 3 м в населенной местности и 9 м - в ненаселенной местности.
*(8) При этом кабель должен быть проложен в стальной трубе или покрыт швеллером или угловой сталью по длине в обе стороны от опоры не менее 3 м.
*(9) Норма дана для кабелей ЛС и кабельной канализации.
*(10) При пересечении кабеля ПВ с кабелями ЛС и ПВ это расстояние должно быть не менее 0,5 м; при этом прокладываемый кабель ПВ на всем участке пересечения плюс 1 м с каждой стороны от него должен быть заключен в трубу.
Примечание. Кабели и кабельная канализация прокладываются:
- выше канализационных и водопроводных сетей;
- выше или ниже действующих кабелей связи, силовых кабелей, газопроводов, нефтепроводов и теплосетей.
Ограждение участков производства земляных работ
2.24. Участки производства земляных работ в городских условиях должны ограждаться рогатками на переносных стойках (рис. 2.2, а и 2.2, б), а при производственной необходимости или по требованию территориальной администрации - инвентарными щитами (рис. 2.3а и 2.3б) или глухим забором.
Рис. 2.2. Ограждение траншей и котлованов рогатками на переносных стойках
Рис. 2.3а. Щит инвентарного ограждения
Рис. 2.3б. Стойка для установки щита инвентарного ограждения
На ограждении должны быть указаны: наименование строительной организации, фамилия и номер телефона производителя работ.
2.25. При необходимости производства земляных работ на проезжей части дороги организация, производящая эти работы, должна согласовать с местными органами ГАИ схему ограждения места работы и расстановки дорожных знаков с указанием видов работ и сроков их выполнения. Место производства работ, затрудняющее движение транспорта, должно быть ограждено днем знаками "тихий ход", а с наступлением темноты и при густом тумане - красным световым сигналом. Световые сигналы устанавливают на концах траншей и у котлованов.
2.26. Для обеспечения нормального прохода транспорта и пешеходов при разрытии улиц, дорог и проездов над траншеями должны устанавливаться транспортные мосты (рис. 2.4) и пешеходные мостики с перилами (рис. 2.5). Транспортные мосты должны быть рассчитаны на проезд через улицу безрельсового транспорта с нагрузкой на ось, равной 10 т, а при въезде во дворы - 7 т.
Рис. 2.4. Мост транспортный
Рис. 2.5. Пешеходный мостик
Пешеходный инвентарный мостик должен иметь размеры: ширину не менее 0,75 м, высоту с перилами - 1,0 м.
Длина мостов и мостиков должна перекрывать траншею или котлован за пределы естественного откоса с тем, чтобы при их использовании не происходило обрушение стенок.
Траншеи и котлованы под транспортными мостами должны быть закреплены распорами.
2.27. Место производства работ под трамвайными путями должно быть ограждено специальными ограждениями и сигналами, устанавливаемыми на расстоянии, предусмотренном правилами по технике безопасности при производстве этих работ.
Вскрытие и восстановление дорожных и уличных покровов
2.28. Вскрытие дорожных и уличных покровов является наиболее трудоемким рабочим процессом, предшествующим выполнению земляных работ и поэтому нуждающимся в максимальной механизации.
2.29. Вскрытие асфальтовых покровов производится с помощью асфальторезов и пневматического отбойного инструмента.
Для вскрытия бетонных покровов и оснований улиц и дорог следует применять бетоноломы.
Отбойные молотки и бетоноломы приводятся в действие передвижными компрессорными станциями.
2.30. Булыжные мостовые можно вскрывать с помощью одноковшовых экскаваторов или с применением пневматического отбойного инструмента.
2.31. Вскрытие уличных покровов производится на площади, определяемой размерами траншей или котлованов с учетом норм дополнительного вскрытия покровов, приведенных в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Нормы дополнительного вскрытия уличных покровов
Тип покрытия |
Ширина дополнительного вскрытия на каждой стороне траншеи или котлована |
Асфальтовый покров |
по 0,1 м |
Мостовая из штучных камней |
по 0,2 м |
Плитный тротуар Деревянные мостки |
Плиты или доски снимаются в пределах, не допускающих их обвала в траншею, котлован или яму |
Дерн в парках |
по 0,1 м |
Растительный слой на скверах и газонах |
по 0,15 м |
2.32. При производстве работ в парках и скверах верхний растительный покров рассматривается как уличный покров.
2.33. Полученные от вскрытия уличных покровов материалы, а также другие верхние слои почвы во избежание их засыпки и засорения вынимаемым из траншеи грунтом следует складывать на расстоянии не менее 1 м от края траншеи со стороны, противоположной отвалу грунта.
2.34. Временное замощение траншей и котлованов на проезжей части должно производиться строительной организацией, выполняющей земляные работы, сразу же после их завершения. Окончательное восстановление уличных покровов производится специализированными организациями по договорам со строительными организациями.
Разработка грунтов в траншеях и котлованах открытым способом
2.35. Траншеи и котлованы для прокладки и монтажа кабелей, а также для строительства кабельной канализации должны, как правило, отрываться механизированным способом.
2.36. В зависимости от типов линейно-кабельных сооружений и условий выполнения земляных работ рекомендуется применять следующие землеройные механизмы:
а) при рытье траншей на загородных участках кабельных линий СТС, а также для прокладки трубопроводов в городских районах новой застройки - экскаваторы непрерывного действия цепные и роторные, например, типа ЭТЦ-165, ЭТЦ-208Д, ЭТЦ-252, ЭТР-161, ЭТР-134, ЭТР-204, а при малых объемах - одноковшовые экскаваторы, например, типа ЭО-2621В, Э-304Г, ЭО-3322Б1;
б) при рытье котлованов для установки сборных железобетонных колодцев кабельной канализации, монтажа муфт в грунте, а также для устройства НУП и НРП - экскаваторы одноковшовые, например, типа ЭО-2621В, Э-304Г.
2.37. Ширина траншей, разрабатываемых землеройными механизмами, определяется размерами рабочего органа (ковша, скребка).
2.38. Ширина траншей при ручном способе разработки в зависимости от количества прокладываемых кабелей и глубины их прокладки приведена в табл. 2.4.
2.39. При разработке в отвал грунт следует складывать:
а) у котлованов и у траншей глубиной до 1,2 м - на расстоянии не менее 0,5 м от бровки (в населенных пунктах - со стороны проезжей части улиц);
б) у котлованов глубиной более 1,2 м - на расстоянии не менее 1 м от бровки.
При рытье котлованов допускается выбрасывать грунт на две стороны.
Таблица 2.4
Ширина траншей при ручном способе разработки
Глубина траншеи, м |
Ширина траншеи по верху, м |
|||||||
без креплений |
с креплением |
|||||||
при количестве кабелей | ||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
0,5 |
0,35 |
0,35 |
0,40 |
0,40 |
- |
- |
- |
- |
0,6-0,7 |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
0,45 |
- |
- |
- |
- |
0,9 |
0,40 |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
- |
- |
- |
- |
1,0 |
0,45 |
0,45 |
0,50 |
0,55 |
0,55 |
0,55 |
0,60 |
0,65 |
1,2 |
0,50 |
0,50 |
0,55 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
Примечания. 1. Ширина траншей по низу должна быть на 0,1 м меньше ширины траншей по верху.
2. Ширина траншей в скальных и мерзлых грунтах при предварительном рыхлении взрывным способом определяется принятой технологией буровзрывных работ.
2.40. На склонах оврагов, крутых подъемах и спусках свыше 30° и до 45° траншея должна быть вырыта зигзагообразно ("змейкой"), с максимальным отклонением от осевой прямой линии 1,5 м на длине 5 м (рис. 2.6). При уклонах от 30° до 45° прокладывается кабель с обычной броней (например, КСППБ), а при уклонах свыше 45° - с проволочной броней (КСППК).
Рис. 2.6. Зигзагообразная траншея при уклоне 30-45°
Разработка траншей и котлованов в мерзлых грунтах
2.41. В мерзлых грунтах при толщине мерзлого слоя до 0,25 м допускается разработка траншей одноковшовыми экскаваторами с ковшом емкостью до 0,5 без предварительного рыхления. При глубине промерзания грунта более чем на 0,25 м необходимо производить предварительное рыхление грунта на всю глубину промерзания с удалением разрыхленного грунта одноковшовым экскаватором либо разрабатывать траншеи на полную глубину роторными экскаваторами в соответствии с их техническими характеристиками.
Рекомендуется применение роторного экскаватора типа ЭТР-134, баровой машины типа ДГП-ЗУМ или цепного траншейного экскаватора типа ЭТЦ-208Д.
2.42. При разработке вручную траншей и котлованов в мерзлом грунте, осуществляемой, как правило, для строительства кабельной канализации в городских районах с большим количеством подземных коммуникаций, применяется предварительный отогрев грунта.
В табл. 2.5 приведены способы оттаивания грунта.
2.43. На практике применяется оттаивание мерзлых грунтов сжиганием под металлическими коробами дровяного топлива. Применение в качестве топлива угля и нефтепродуктов практически невозможно из-за сильного загрязнения окружающего воздуха. Наиболее приемлемым представляется осуществление отогрева грунта с помощью газовых горелок инфракрасного излучения. Этот метод требует соответствующего технического оснащения и внедрения в строительное производство.
2.44. При прогреве грунта в населенных пунктах, где имеются подземные сооружения, должны соблюдаться правила техники безопасности и обеспечиваться сохранность этих сооружений.
Таблица 2.5
Технико-экономические показатели различных способов оттаивания грунта
Метод и способ оттаивания |
Толщина слоя оттаивания, м |
Расход тепла, энергии или топлива для оттаивания 1 грунта |
Продолжительность оттаивания грунта на глубину 1 м, ч |
Трудоемкость оттаивания 1 грунта, чел.-дн. |
Стоимость оттаивания 1 куб. м грунта в ценах 1984 г., руб. |
Кострами под металлическим коробом |
0,4-0,5 |
|
24 |
0,11 |
2,05-2,37 |
То же, жидким топливом |
0,4-0,5 |
|
24 |
|
1,04-1,71 |
Поверхностными паровыми регистрами |
до 1,0 |
50-100 кг |
48 |
0,21 |
1,23 |
Нагревательным щитом с проводом КСОП |
до 1,0 |
33,4 кВт-ч |
100 |
0,044 |
0,87 |
Электроотражательными печами |
до 1,0 |
45,0 кВт-ч |
24-48 |
|
|
Электротепляками |
до 0,7 |
45-63 кВт-ч |
36-48 |
0,28 |
1,02-2,12 |
Факельными газовыми горелками под коробом |
до 1,0 |
|
24 |
0,14 |
0,81-1,59 |
Горелками инфракрасного излучения: |
|
|
|
|
|
- при однослойном оттаивании |
0,4-0,8 |
118000 ккал |
17,7 |
0,09 |
1,20 |
- при многослойном оттаивании |
0,1-0,3 |
36300 ккал |
5,7 |
0,03 |
0,40 |
Горизонтальными струйными электродами |
до 0,8 |
60 кВт-ч |
20-35 |
0,07 |
1,76 |
Вертикальными поверхностными электродами |
до 0,8 |
30-95 кВт-ч |
49 |
0,07 |
1,76 |
Токами высокой частоты |
до 1,5 |
10-32 кВт-ч |
0,5-1 |
|
|
Крепление стен траншей и котлованов
2.45. Разработка траншей и котлованов с вертикальными стенками в грунтах естественной влажности без крепления может производиться на глубине:
не более 1 м - в насыпных, песчаных и гравелистых грунтах;
не более 1,25 м - в супесчаных и суглинистых грунтах;
не более 1,5 м - в глинистых грунтах;
не более 2 м - в особо плотных грунтах.
При этом выполнение работ следует производить немедленно вслед за отрывкой траншей и котлованов.
2.46. При превышении указанных глубин рытье траншей и котлованов допускается только при условии крепления вертикальных стен или устройстве откосов допустимой крутизны (рис. 2.7).
Наибольшая допустимая крутизна откосов траншей и котлованов в грунтах естественной влажности должна определяться по табл. 2.6.
Рис. 2.7. Определение крутизны откоса
2.47. Рытье траншей и котлованов в мерзлых грунтах всех пород, за исключением сухого песчаного, можно вести с вертикальными стенками без креплений на всю глубину их промерзания. При углублении ниже уровня промерзания должно производиться крепление.
2.48. Траншеи и котлованы в сухих (сыпучих) песчаных грунтах, независимо от степени их промерзания, следует разрабатывать с обеспечением установленной крутизны откосов или с устройством крепления стен.
2.49. Рыть траншеи и котлованы в отогретых (размороженных) грунтах следует выполнять с обеспечением необходимой крутизны откосов или устройством креплений стен в тех случаях (или местах), когда глубина отогретого участка превышает размеры, указанные в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Максимально допустимая крутизна откосов траншей и котлованов
Грунт |
Крутизна откосов при глубине выемок, м |
|||||
до 1,5 |
от 1,5 до 3 |
от 3 до 5 |
||||
угол* |
H/A** |
угол |
H/A |
угол |
H/A |
|
Насыпной естественной влажности |
76° |
1:0,25 |
45° |
1:1,00 |
38° |
1:1,25 |
Песчаный и гравийный влажный, но не насыщенный |
63° |
1:0,50 |
45° |
1:1,00 |
45° |
1:1,00 |
Глинистый естественной влажности: |
|
|
|
|
|
|
- супесь |
76° |
1:0,25 |
56° |
1:0,67 |
50° |
1:0,85 |
- суглинок |
90° |
1:0,00 |
63° |
1:0,50 |
53° |
1:0,75 |
- глина |
90° |
1:0,00 |
76° |
1:0,25 |
63° |
1:0,50 |
Лессовидный сухой |
90° |
1:0,00 |
63° |
1:0,50 |
63° |
1:0,50 |
* угол между направлением откоса и горизонталью.
** отношение высоты откоса H к его заложению A.
Примечание. При глубине выемки свыше 5 м крутизна откоса устанавливается расчетным путем.
2.50. На пересечениях с железнодорожными или трамвайными путями необходимо разрабатывать траншеи и котлованы с обязательным креплением их стен. Крепить пути рельсовыми пакетами следует только в случаях, предусмотренных проектом, согласованным со службой эксплуатации данных путей.
2.51. Виды крепления котлованов и траншей с вертикальными стенками приведены в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Виды крепления котлованов и траншей с вертикальными стенками
Грунтовые условия |
Виды крепления |
Грунты сухие, способные сохранять отвесные стены при глубине до 2 м |
Горизонтально-рамное (рис. 2.8а) |
Грунты оползающие сухие и плотные грунты (если траншеи или котлованы остаются открытыми на длительный срок) |
Горизонтально-сплошное (рис. 2.8б) |
Грунты связанные сухие при отсутствии грунтовых вод в глубине разработки не более 3 м |
Горизонтальные с прозорами (рис. 2.8в) |
Грунты водонасыщенные |
Смешанное: горизонтальное, сплошное и шпунты (рис. 2.8г) |
Грунты связанные сухие при отсутствии грунтовых вод |
Вертикально-рамное (рис. 2.8д) |
Грунты сыпучие при глубоких траншеях и грунты с прослойками плывуна |
Вертикально-сплошное (рис. 2.8е) |
2.52. Крепить траншеи и котлованы глубиной до 5 м следует, как правило, инвентарными приспособлениями. Инвентарные металлические винтовые распорки (рис. 2.9) применяют для сокращения расхода лесных материалов.
При глубине более 3 м крепления должны производиться по отдельным проектам, утвержденным руководством строительной организации.
2.53. При отсутствии инвентарных приспособлений детали крепления траншей и котлованов должны изготавливаться на месте с соблюдением следующих требований:
а) для крепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) должны применяться доски толщиной не менее 40 мм, а для грунтов повышенной влажности - не менее 50 мм. Доски следует укладывать за вертикальные стойки вплотную к грунту с укреплением распорками;
б) стойки креплений должны устанавливаться не реже чем через 1,5 м;
в) расстояние между распорками по вертикали не должно превышать 1 м. Распорки закрепляются упором;
г) над бровками верхние доски должны выступать не менее чем на 15 см;
д) узлы креплений, на которые опираются полки для переброски грунта, необходимо сделать усиленными. Полки ограждаются бортовыми досками высотой не менее 15 см.
2.54. Разработку выемок в грунтах, насыщенных водой (плывунах), следует осуществлять по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы производства работ - искусственное водопонижение, шпунтовое крепление и др.
2.55. Крепления котлованов и траншей следует разбирать снизу вверх, по мере обратной засыпки грунта и одновременно снимать не более двух-трех досок в нормальном грунте, не более одной доски - в плывунах.
Перед удалением досок нижней части крепления выше должны устанавливаться временные косые распорки, причем старые распорки разрешается удалять только после установки новых; крепления должны разбираться в присутствии ответственного исполнителя работ.
В местах, где разборка креплений может вызвать повреждения строящихся сооружений, а также в грунтах-плывунах возможно крепления частично или полностью оставлять в грунте.
2.56. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными машинами, должны крепиться готовыми щитами, которые опускают и распирают сверху (рабочим опускаться в нераскрепленную траншею запрещается). Разработку траншей землеройными машинами без устройства креплений необходимо вести с откосами.
Засыпка траншей и котлованов, отвозка грунта
2.58. При засыпке траншей и котлованов на загородных участках трассы прокладки кабеля должны быть установлены в соответствующих местах замерные столбики. Все подземные сооружения (муфты, кабель, проложенные трубы и т.п.) должны быть зафиксированы в рабочих чертежах проекта и "привязаны" к постоянным ориентирам.
Засыпку траншей и котлованов, как правило, следует производить с помощью механизмов: бульдозеров и траншеезасыпщиков.
2.59. На городских участках траншеи следует засыпать вынутым грунтом с таким расчетом, чтобы наиболее рыхлая его часть отсыпалась в нижние слои траншеи.
Траншеи, вырытые с предварительным снятием твердого дорожного покрытия, следует засыпать песчаным грунтом.
В зимнее время траншеи и котлованы следует засыпать талым грунтом или песком.
2.60. Засыпка грунта должна производиться слоями толщиной не свыше 20 см с их тщательным послойным уплотнением с помощью электрических, пневматических или ручных трамбовок.
При применении для засыпки бульдозеров необходимо также обеспечивать послойную засыпку с уплотнением грунта.
2.61. Засыпка траншей и котлованов грунтом, засоренным строительным мусором, остатками твердого покрытия и т.д., не допускается.
2.62. Траншеи, отрытые в скальных грунтах, необходимо засыпать привозным рыхлым грунтом без скальных остатков или песком на высоту 0,2-0,3 м для предохранения от механических повреждений кабеля или труб. Остальную часть траншеи засыпают вынутым из нее грунтом.
2.63. Траншеи, имеющие крепления стен, засыпаются после снятия креплений. Если разборка крепления невозможна (опасна), последние, как отмечалось, могут быть частично или полностью оставлены в траншее и засыпаны.
2.64. На загородных участках трассы, а также на неспланированных и незамощенных улицах над траншеей должен быть образован валик из грунта для компенсации его последующей усадки.
2.65. Засыпка траншей и котлованов в местах вскрытых действующих подземных сооружений должна производиться в присутствии представителей соответствующих эксплуатационных организаций.
2.66. При строительстве сооружений ГТС грунт, оставшийся после прокладки трубопроводов, кабелей и установки колодцев, а также засоренный грунт и строительный мусор должны быть вывезены с места работ.
2.67. Землю следует отвозить на автомобилях-самосвалах, а погружать во всех возможных случаях с помощью механических погрузчиков или одноковшовых экскаваторов. Ручная погрузка грунта производится при малых объемах, когда применение механизмов нецелесообразно. При выемке грунта из котлованов одноковшовыми экскаваторами избыточный грунт следует погружать в автомашины непосредственно роющим механизмом.
2.68. Избыточный грунт нужно отвозить, в первую очередь, в места, где должна быть произведена подсыпка грунта до планировочной отметки. Только после этого грунт следует вывозить на свалки, местоположение которых должно согласовываться с органами территориальной администрации.
2.69. При погрузке и отвозке грунта необходимо следить за тем, чтобы вместе с грунтом не увозились с трассы кондиционные материалы, полученные от вскрытия уличных покровов (камень, плиты и пр.).
Устройство горизонтальных скважин для кабельных переходов через автомобильные и железные дороги
2.70. При невозможности осуществления кабельного перехода через автомобильные и железные дороги открытым способом следует производить устройство горизонтальных скважин скрытой проходкой под дорогами.
2.71. Скрытая проходка может производиться:
а) проколом с уплотнением грунта без его выемки;
б) бурением;
в) вдавливанием футляра (стальной трубы большого диаметра) с выемкой из нее грунта.
2.72. Работы по устройству горизонтальных скважин должны производиться только при наличии рабочего чертежа, согласованного со всеми заинтересованными организациями. Работы по устройству горизонтальных скважин через железные дороги должны выполняться в присутствии представителей дороги.
2.73. Во всех случаях устройства горизонтальных скважин должна быть произведена разбивка трассы скважины, разбивка и отрывка входного и приемного котлованов. Стены отрываемых котлованов необходимо крепить надежно инвентарными щитами или досками толщиной 40 мм с распорками, независимо от типа оборудования.
2.74. Устройство горизонтальных скважин проколом производится с помощью пневмопробойников, например, типа ИП-4603, ИП-4605 (рис. 2.10), технические характеристики которых приведены в табл. 2.8.
Сжатый воздух к пневмопробойникам подается от передвижных компрессорных станций, например, типа ЗИФ-55, ПВ-10, ПР-10М.
2.75. Конструкция пневмопробойника позволяет производить возврат его из скважины посредством реверсирования в случае встречи с непреодолимым препятствием или при отклонении от необходимого направления.
Рис. 2.10. Пневмопробойник ИП-4603
Таблица 2.8
Технические данные пневмопробойников
Показатели |
ИП-4603 |
ИП-4605 |
Диаметр скважины, мм: |
|
|
- без расширителя |
130 |
90 |
- с расширителем |
200, 250 |
150, 180 |
Длина пробиваемой скважины, м |
50 |
50 |
Скорость проходки, м/ч: |
|
|
- в грунте I группы |
25-60 |
40-50 |
- в грунте II группы |
15-30 |
30-40 |
- в грунте III группы |
8-15 |
8-15 |
Масса без шлангов и расширителей, кг |
до 90 |
до 50 |
Энергия удара, |
23-25 |
18-20 |
Частота ударов в минуту |
390 |
850 |
Номинальное давление сжатого воздуха, |
6 |
6 |
Расход сжатого воздуха, |
3,5 |
2,5 |
Долговечность машины, ч |
550 |
550 |
2.76. Работы по проколу скважины производят в указанной ниже последовательности, соблюдая следующие требования:
а) отрывают входной и приемный котлованы.
Длина входного котлована (вдоль оси скважины) должна быть 5 м, ширина - 1 м, глубина должна соответствовать проектной глубине заложения скважины, но не менее 1 м (во избежание самопроизвольного выхода пневмопробойника на поверхность).
Длина приемного котлована должна быть 1,8-2,0 м, а ширина и глубина на 0,5 м больше, чем входного.
При длине скважин более 20 м рекомендуется глубину заложения скважины принимать не менее 1,5 м.
Входной и приемный котлованы должны располагаться на расстоянии не менее 3 м от нолевой бровки кювета, дороги.
Дно входного котлована должно быть выравнено строго горизонтально по уровню.
Расположение котлованов и механизмов показано на рис. 2.11;
Рис. 2.11. Расположение входного и приемного котлованов и механизмов при устройстве скрытого перехода
б) пневмопробойник укладывают на дно котлована и ориентируют его в заданном направлении (в горизонтальной и вертикальной плоскостях) с помощью шнура, отвеса и уровня, как это показано на рис. 2.12;
Рис. 2.12. Установка пневмопробойника
в) для придания пневмопробойнику при пуске нужного направления в вертикальных и горизонтальных плоскостях рекомендуется применять пусковое устройство типа ИК-9214;
г) пневмопробойник подключают к компрессору с помощью предварительно продутого сжатым воздухом шланга, имеющего на конце штуцер (муфту);
д) шланг укладывают на земле восьмерками или змейкой во избежание самопроизвольного вращения патрубка, как показано на рис. 2.13;
е) открыв вентиль у ресивера, производят пуск пневмопробойника (при неудаче повторный пуск производят перегибанием и последующим резким распрямлением шланга).
Рис. 2.13. Укладка шланга от компрессора
При запуске пневмопробойника рекомендуется подавать пониженное давление 3-4 ;
ж) в начале углубления пневмопробойника, пока не произойдет его надежное сцепление с грунтом, необходимо прикладывать к нему усилие в направлении движения с помощью рычага (лома);
з) после того, как пневмопробойник углубится в грунт на 1/2 длины корпуса, машину необходимо остановить, проверить положение пневмопробойника и в случае отклонения его при помощи лома сместить хвостовую часть пневмопробойника в нужную сторону.
После этого запустить пневмопробойник и давление довести до номинального (6 ).
При прохождении слабых грунтов, если движение машины вперед прекращается (машина работает на одном месте), рекомендуется снизить давление сжатого воздуха.
Во избежание самореверсирования или остановки пневмопробойника в процессе работы нужно постоянно следить за тем, чтобы шланг входил в скважину без перегибов и вращения. При выходе пневмопробойника из грунта во избежание обрушения стенки приемного котлована следует снизить давление до 3-4 ;
и) скважину при необходимости расширяют вторичной проходкой пневмопробойником с закреплением на его корпусе расширителя соответствующего диаметра;
к) при встрече с непреодолимым препятствием или при недопустимом отклонении пневмопробойника от нужного направления он должен быть остановлен и возвращен из скважины посредством реверсирования, которое осуществляется в соответствии с заводской инструкцией, прилагаемой к пневмопробойнику;
л) после выхода пневмопробойника из грунта в приемный котлован прекращают подачу воздуха и вынимают пневмопробойник из котлована;
м) при низкой температуре и высокой влажности, когда есть опасность обмерзания машины, рекомендуется применять влагоотделители и смазывать пробойник дизельным топливом;
н) асбестоцементные трубы следует соединять между собой с помощью стальных манжет (рис. 2.14) и по мере их соединения заталкивать в скважину с помощью рычага (лома) и опорной доски. При этом на конец первой трубы следует надеть пробку (используют пробки, которыми закрывают незанятые каналы кабельной канализации).
При возникновении затруднений в заталкивании в скважину труб вручную рекомендуется трубы затягивать в скважину с помощью лебедки типа ЛР-1-400, ТА-1, устанавливаемой в приемном котловане.
Рис. 2.14. Стык асбестоцементных труб с помощью стальных манжет
2.77. Устройство горизонтальных скважин диаметром до 250 мм в грунтах I-IV групп может осуществляться гидропрессом БГ-3М, обычно входящим в состав комплексной машины КМ-170 (рис. 2.15), смонтированной на базе автомобиля, например ЗИЛ-157.
На раме автомашины смонтированы: насос Н-401 для подачи масла в гидропресс БГ-3М, гидрокран 4031 (4030), насос IB 20/5 или IB 20/10 для откачки грунтовых и талых вод из котлована. Все агрегаты имеют привод от двигателя автомобиля.
Сменное оборудование комплексной машины КМ-170 состоит из гидропресса БГ-3М, комплекта штанг (30 шт.), комплекта расширителей на 1, 2 и 3 канала, опорных плит для гидропресса БГ-3М, вспомогательного инструмента и инвентаря.
Рис. 2.15. Комплексная машина КМ-170
Установка БГ-3М может также работать от бензодвигателя с насосным агрегатом. Технические данные гидропресса БГ-3М приведены в табл. 2.9.
Таблица 2.9
Технические данные гидропресса БГ-3М
Давление в цилиндре, |
300 |
Скорость продавливания отверстий в грунте, м/мин |
1,2 |
Усилие, развиваемое прессом, тс |
30 |
Размер котлована под пресс, мм: |
|
- длина |
2000 |
- ширина |
1600 |
- глубина |
500 (глубже оси прокладки кабеля) |
2.78. Устройство горизонтальной скважины производится в следующей последовательности:
а) отрывается входной (рабочий) котлован прямоугольной формы длиной 220 см и шириной 160 см, дно которого должно располагаться на 50 см ниже оси прокладываемых трубопроводов (глубина заложения трубопровода определяется проектом).
На дне котлована должен быть сделан настил из досок толщиной 40 мм, закрепленных на трех поперечных брусьях 150x100 мм. Отрывается также траншея на другой стороне перехода;
б) закрепляются стенки котлована способами, указанными в п. 2.73;
в) устанавливается строго горизонтально (по уровню) гидропресс. Опорные плиты устанавливаются параллельно и вертикально (рис. 2.16);
г) после запуска установки в грунт заталкивается первая штанга с навинченным конусообразным наконечником диаметром 70 мм.
По мере вдавливания в грунт штанги навинчиваются друг на друга до появления первой штанги с наконечником в траншее на другой стороне перехода;
д) сняв наконечник диаметром 70 мм, на конец штанги навинчивают расширитель диаметром 130 мм и штангу с расширителем протягивают в скважине в обратном направлении. Диаметр скважины можно увеличить, последовательно протягивая штангу с расширителями диаметром 170, 210 и 250 мм в обоих направлениях;
е) в скважину затягивают асбестоцементные трубы, как указано в п. 2.76 н).
Рис. 2.16. Установка гидравлического пресса в рабочем котловане
Устройство кабельных переходов с прокладкой асбестоцементных труб в металлических футлярах
2.79. Бестраншейная прокладка трубопроводов кабельной канализации через железные и автомобильные дороги при количестве каналов больше шести производится, как правило, с устройством металлического футляра методом продавливания.
Этот способ заключается в том, что продавливаемая труба концом, снабженным ножом, вдавливается в массив грунта, после чего образовавшийся грунтовый керн разрабатывают и удаляют из трубы (футляра).
2.80. Установки для продавливания металлических футляров, как правило, монтируются с применением гидродомкратов ГД-170/1150, ГД-170/1600 или ГД-500/600, насосов высокого давления и контрольных приборов.
Указанные выше домкраты имеют обратный ход.
2.81. Наиболее распространенными установками для продавливания металлических футляров являются: установка, разработанная СКБ Главмосстроя, установка ПУ-2 конструкции ЦНИИподземмаш и установка У-12/60 Гипронефтеспецмонтажа.
2.82. Установка СКБ Главмосстроя, например, имеет следующие технические данные:
Диаметр кожуха, мм |
920 |
Максимальная длина прокладки, м |
до 60 |
Скорость прокладки, м/смена |
6-10 |
Ход штоков гидродомкратов, мм |
1150 |
Давление в гидросистеме, мПа |
30 |
Максимальное усилие гидродомкратов, кН |
3400 |
Общая установленная мощность, кВт |
51,5 |
Общая масса установки, т |
13 |
Технология применения этой установки приведена в типовых проектных решениях "Бестраншейная прокладка трубопроводов канализации кабелей связи 1-045-3-86", разработанных проектным институтом "Гипросвязь-2".
2.83. Установка У-12/60 для бестраншейной прокладки труб предназначена для прокладки стальных труб (кожухов) диаметром 1220 мм в сухих и увлажненных грунтах I-III групп. Применение установки дает возможность производить все работы при бестраншейной прокладке кожуха без присутствия рабочих на забое, с механизированной разработкой и удалением грунта.
Установка У-12/60 имеет следующие технические данные:
Диаметр кожуха, мм |
1220 |
Длина прокладки, м |
60 |
Длина секции (наибольшая), м |
6 |
Усилие продавливания, кН |
3400 |
Мощность приводных электродвигателей, кВт |
18 |
Масса отдельного блока, кг |
2420 |
Масса установки, т |
12,7 |
Головка установки приваривается к продавливаемому кожуху (трубе) и воспринимает сопротивление грунта. Удаление грунта осуществляют с помощью челнока, расположенного внутри головки, оснащенной запорным устройством.
Для бестраншейной прокладки трубы (кожуха) с помощью установки У-12/60 должен быть подготовлен котлован длиной 13 м, шириной 3 м и глубиной на 0,1 м ниже проектной отметки основания прокладываемой трубы. В задней части котлован расширяется и углубляется для монтажа основания из брусьев и шпал и установки инвентарного башмака.
Работа заключается в периодическом вдавливании прокладываемой трубы на длину хода домкратов (1000 мм) с последующим извлечением челнока из прокладываемой трубы и его разгрузкой.
При работе установки необходимо обеспечивать надежное крепление челнока в головке.
Заполнение челнока грунтом обеспечивается вдавливанием трубы гидравлическими домкратами при расклинивании челнока в головке продавливаемой трубы.
Разгрузку челнока производят в отвал или транспорт.
Рекультивация земель
2.84. Рекультивация земель заключается в восстановлении плодородного слоя земли, нарушенного при выполнении земляных работ.
Для этого при рытье траншей в зоне пахотных земель плодородный слой снимается, транспортируется и складируется до окончания земляных работ, после чего он должен быть нанесен на нарушенные площади почвы. Места отвала плодородного слоя почвы не должны быть подвержены затоплению водой и загрязнению мусором.
2.85. Снятие, транспортировка и нанесение плодородного слоя почвы должны осуществляться до наступления устойчивых отрицательных температур.
2.86. Снятие и перемещение плодородного слоя почвы производится бульдозером, а при отсутствии механизмов - вручную.
2.87. Рекультивация земель должна выполняться в строгом соответствии с проектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.