Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка применения профессиональных стандартов "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок", а также положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. N 625н и N 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный статьей 9 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 июля 2016 г. в ТК РФ внесены изменения, согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части указанных в ТК РФ. других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть 1 статьи 195.3 ТК РФ).
При этом согласно требованиям части 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В части иных требований, например, требования к опыту работы (трудовому стажу), трудовым функциям, навыкам, знаниям, указанные профессиональные стандарты применяются как рекомендательные методические документы, которые могут быть использованы работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, подбора и расстановки кадров, организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, согласно которым они применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Соответственно, с учетом специфики деятельности работодатель по соглашению сторон трудового договора в порядке, установленном статьей 72 ТК РФ, может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или "трудовых функций из смежных профессиональных стандартов.
Таким образом, работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой соответствующим работником работы.
Учитывая, что допуск работника к выполнению определенной трудовой функции является полномочием работодателя, установление уровня квалификации работникам контрактной службы, в равной степени выполняющим все трудовые функции, предусмотренные профессиональными стандартами, или контрактному управляющему, работающему в единственном числе, также является полномочием работодателя. При этом полагаем, что в случае, если работник выполняет трудовые функции, которые могут относиться к разным уровням квалификации, предусмотренным профессиональными стандартами, возможно установить работнику наиболее высокий уровень квалификации по фактически выполняемым трудовым действиям.
Методические рекомендации, направленные в адрес образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (письмо от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России N 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России N АК-552/06), разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, направлены для оказания методической помощи указанным организациям, не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций предлагается устанавливать минимальный срок освоения Дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций.
При этом согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Вместе с тем Методические рекомендации не несут нормативного характера, и сроки обучения, указанные в пунктах 2.3 и 2.4 Методических рекомендаций, не являются обязательными к применению.
В свою очередь, согласно части 23 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий может иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Пунктом 12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Соответственно, срок обучения для различных категорий обучающихся специалистов устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с разрабатываемыми ими согласно пункту 1.1 Методических рекомендаций Программами самостоятельно.
Таким образом, если сотрудники отдела закупок имеют действующие удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации по государственным и муниципальным закупкам в объеме 72 академических часов, то дополнительное обучение до объема 108 академических часов не является обязательным.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями но разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем, что частью 3 статьи 195.3 ТК РФ определено, что правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов наделен Минтруд России.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минтрудом России были утверждены профстандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок". Даны разъяснения по вопросу их применения.
Так, указано, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В части иных требований профстандарты применяются как рекомендательные документы.
Работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных функций, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей.
Установление уровня квалификации работникам, в равной степени выполняющим все трудовые функции, или контрактному управляющему также является полномочием работодателя. Возможно установить работнику наиболее высокий уровень квалификации по фактически выполняемым действиям.
В 2015 г. в адрес организаций высшего, дополнительного профессионального образования были направлены методические рекомендации. Предложено устанавливать срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением некоторых случаев.
Минобрнауки России установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются программой и (или) договором об образовании. При этом допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Если сотрудники отдела закупок имеют действующие удостоверения (свидетельства) о повышении квалификации по государственным и муниципальным закупкам в объеме 72 академических часов, то дополнительное обучение до объема 108 академических часов не является обязательным.
Отмечено, что правом давать разъяснения по вопросам применения профстандартов наделен Минтруд России.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 июня 2016 г. N Д28и-1744 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был