Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2016 г. N 03-07-13/1/41062
Вопрос: Договор финансовой аренды (лизинга) строительной техники заключён на территории РФ между двумя юридическими лицами, резидентами Российской Федерации (далее - РФ), акты на услуги подписываются на территории РФ. АО1 является Лизингодателем и оплачивает НДС 18% с лизинговых платежей в бюджет РФ согласно гл. 21 НК РФ.
В дальнейшем Лизингополучатель - АО2 перемещает лизинговое имущество в свое представительство в Республике Беларусь (далее - РБ), предварительно согласовав новое место эксплуатации предмета лизинга с Лизингодателем. Изменения в договор лизинга не вносились, белорусское представительство Лизингополучателя не участвует во взаимоотношениях с Лизингодателем.
Налоговый орган РБ, руководствуясь письмом МНС РБ, считает, что местом реализации услуг по передаче в лизинг строительной техники признается территория РБ, и, соответственно, взимание НДС осуществляется на территории РБ, так как в соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., место реализации услуг определяется по месту нахождения покупателя таких услуг. В рассматриваемой ситуации, по мнению МНС РБ, фактическим потребителем услуг выступает организация, осуществляющая деятельность на территории РБ через постоянное представительство, соответственно, и местом реализации услуг будет РБ.
АО1 считает, что при перемещении Лизингополучателем имущества в свое представительство в РБ, покупателем лизинговых услуг остаётся юридическое лицо - резидент РФ, ни о каком фактическом потребителе услуг при определении места реализации в Протоколе не сказано.
На основании вышеизложенного прошу разъяснить, кто является плательщиком НДС с лизинговых платежей с момента перемещения имущества Лизингополучателем в свое белорусское представительство:
- АО1 по законодательству РФ, перечисляя НДС - 18% в бюджет РФ;
- представительство Лизингополучателя в РБ за АО1 по законодательству РБ, перечисляя НДС - 20% в бюджет РБ?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых на основании договора, заключенного между двумя российскими налогоплательщиками, по предоставлению в финансовую аренду (лизинг) строительной техники, в дальнейшем передаваемой российской организацией - лизингополучателем своему представительству, находящемуся на территории Республики Беларусь, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Таким образом, услуги по предоставлению в финансовую аренду (лизинг) строительной техники, оказываемые одним российским налогоплательщиком - лизингодателем другому российскому налогоплательщику - лизингополучателю, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и подлежат налогообложению по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса, независимо от факта дальнейшей передачи указанной техники лизингополучателем своему филиалу, находящемуся на территории иностранного государства.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с территории другого государства - члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.
Учитывая изложенное, при импорте на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации строительной техники, импорт которой осуществляется в связи с ее передачей в пределах одного юридического лица, налог на добавленную стоимость не уплачивается.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Услуги по предоставлению в финансовую аренду (лизинг) строительной техники, оказываемые одним российским налогоплательщиком - лизингодателем другому российскому лицу - лизингополучателю, облагаются НДС по ставке 18%. При этом не имеет значения факт дальнейшей передачи указанной техники лизингополучателем своему филиалу, находящемуся на территории иностранного государства.
Также разъяснено следующее. При вывозе в Беларусь из России строительной техники, импорт которой осуществляется в связи с ее передачей в пределах одного юрлица, НДС не уплачивается.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 июля 2016 г. N 03-07-13/1/41062
Текст письма официально опубликован не был