Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
Положения Закона N 223-Ф3 не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Частью 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ определены отношения, которые не регулируются указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Из существа правоотношений, возникающих при заключении договора банковского вклада, следует, что указанный договор является возмездным, поскольку банк выплачивает своим вкладчикам в виде дохода по вкладу только часть прибыли, полученной от размещения привлеченных денежных средств, остальная часть остается в его распоряжении в виде платы за оказанную услугу.
Согласно пункту 2 статьи 779 ГК РФ договор банковского счета не относится к договорам возмездного оказания услуг.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 845 ГК РФ банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства клиента. Таким образом, банк вправе размещать привлеченные денежные средства и распоряжаться полученной от размещения прибылью.
Из существа правоотношений, возникающих при заключении договора банковского счета, следует, что указанный договор является возмездным.
Таким образом, по мнению Департамента, заключение договора банковского вклада и договора банковского счета являются закупкой товаров, работ, услуг в понимании Закона N 223-ФЗ.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положения Закона о закупках отдельными видами юрлиц не регламентируют процедуры осуществления юрлицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Разъяснено, что из существа правоотношений, возникающих при заключении договоров банковского вклада и банковского счета, следует, что указанные договоры являются возмездными.
Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, заключение договора банковского вклада и договора банковского счета являются закупкой в понимании Закона о закупках отдельными видами юрлиц.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 июня 2016 г. N Д28и-1488 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был