Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 30 июня 2016 г. N 440н
Примерная дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад со сроком освоения 72 академических часа по теме: "Санитарно-авиационная эвакуация"
I. Общие положения
1.1 Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, со сроком освоения 72 академических часа по теме "Санитарно-авиационная эвакуация" (далее - Программа) - в совершенствовании и получении новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад*(1).
1.2 Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации*(2).
1.3 Трудоемкость освоения Программы - 72 академических часа (0,5 месяца).
1.4 Основными компонентами Программы являются*(3):
1) общие положения;
2) планируемые результаты обучения;
3) учебный план Программы;
4) календарный учебный график;
5) рабочая программа: "Санитарно-авиационная эвакуация";
6) организационно-педагогические условия реализации Программы;
7) формы аттестации;
8) оценочные материалы;
9) формы реализации Программы.
1.5 В содержании Программы предусмотрены необходимые знания и практические навыки по санитарно-авиационной эвакуации.
1.6 Содержание Программы является учебным модулем по теме: "Санитарно-авиационная эвакуация". Структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1) , на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.
1.7 В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.
1.8 Для формирования профессиональных навыков, необходимых слушателям, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).
ОСК состоит из двух компонентов:
1) ОСК, направленного на закрепление имеющихся общепрофессиональных умений и навыков;
2) ОСК, направленного на формирование специальных профессиональных умений и навыков.
1.9 Планируемые результаты обучения по Программе направлены на получение новых компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в специфических условиях использования различных видов воздушных судов*(4).
1.10 Учебный план Программы определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия, обучающий симуляционный курс), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базовых знаний, актуальность задач подготовки врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад изменения могут быть внесены в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами Программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
1.11 Рабочая Программа "Санитарно-авиационная эвакуация" формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, с современными специфическими условиями предстоящей профессиональной деятельности, связанными с использованием различных видов воздушных судов.
1.12 Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию по всем разделам;
б) материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- комплект манекенов, для отработки практических навыков обучающихся;
- учебный полигон, оборудованный макетом-тренажером воздушного судна, оснащенный реально работающим портативным медицинским оборудованием, документ-камерами и монитором для проведения текущего дебрифинга;
- модуль медицинский самолетный, вертолетный.
в) профессорско-преподавательский состав, состоящий из специалистов со стажем работы не менее 5 лет в качестве врачей в составе авиамедицинской бригады и стажем работы на соответствующих должностях профессорско-преподавательского состава*(5).
1.13 Программа может реализовываться частично в форме стажировки*(6). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Характер стажировки и виды деятельности, предусмотренные стажировкой определяются с учетом предложений организаций, направляющих на стажировку врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад.
1.14 При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение*(7).
1.15 Формы аттестации. Текущий контроль осуществляется в форме тестирования. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения зачета и выявляет уровень теоретической и практической подготовки обучающихся в соответствии с целями Программы и планируемыми результатами ее освоения.
II. Планируемые результаты обучения
2.1 Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования, и в получении (совершенствовании) компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности - санитарно-авиационной эвакуации.
2.2 Характеристика профессиональных компетенций врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы
У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее - УК):
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических наук в своей профессиональной деятельности (УК-1);
- способность к логическому и аргументированному анализу, ведению дискуссии, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности при общении с коллегами, пациентами и их родственниками (УК-2);
- готовность находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (УК-3);
- способность осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики и врачебную тайну (УК-4).
У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК):
- использование имеющихся навыков по организации и оказанию медицинской помощи в экстренной форме пациентам в пределах знаний, полученных в результате подготовки по программам высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования по основной специальности (ОПК-1);
- оказание необходимой медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи*(8) (ОПК-2);
- определение необходимости применения и выполнения специальных методов исследования с учетом экстренности, объема, содержания и последовательности диагностических, лечебных и реанимационных мероприятий (ОПК-3).
2.3 Характеристика новых профессиональных компетенций врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, формирующихся в результате освоения Программы
У обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):
- использование знаний по организации и проведению санитарно-авиационной эвакуации пациентов, в том числе детей, с использованием различных видов воздушных судов медицинского назначения и приспособленных воздушных судов, включая воздушные суда, выполняющие регулярные авиарейсы (ПК-1);
- осуществление санитарно-авиационной эвакуации при помощи вертолета, соблюдая правила провоза, расположения и эксплуатации медицинского оборудования на борту вертолета (ПК-2);
- осуществление санитарно-авиационной эвакуации, проводимой с использованием самолета с учетом знания принципов проведения длительной санитарно-авиационной эвакуации, соблюдая правила провоза, расположения и эксплуатации медицинского оборудования на борту самолета (ПК-3);
- осуществление многоэтапной медицинской эвакуации с использованием различных видов воздушных судов медицинского назначения и приспособленных воздушных судов, включая воздушные суда, выполняющие регулярные авиарейсы, и санитарного автотранспорта, включая санитарно-авиационную эвакуацию из зарубежных стран (ПК-4);
- организация работы выездной авиамедицинской бригады при чрезвычайных ситуациях, в условиях вооруженного конфликта (ПК-5);
- организация работы выездной авиамедицинской бригады при подозрении у пациента наличия особо опасной инфекции, применение в своей работе специальной защитной одежды, защитной капсулы (ПК-6);
- использование в работе врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, современных телемедицинских технологий для оказания пациентам медицинской помощи в экстренной форме и проведения медицинской эвакуации (ПК-7);
- оказание медицинской помощи в экстренной форме детям и осуществление санитарно-авиационной эвакуации детей разного возраста с учетом специфических особенностей (ПК-8).
2.4 Перечень знаний, умений и навыков врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций
По окончании обучения врачи и медицинские работники со средним профессиональным образованием, работающие в составе выездных авиамедицинских бригад, должны знать:
I. Общие знания:
- основы организации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи взрослым и детям, и проведения санитарно-авиационной эвакуации.
II. Специальные знания:
- общее устройство воздушных судов медицинского назначения и приспособленных воздушных судов, включая воздушные суда, выполняющие регулярные авиарейсы (далее - различные виды воздушных судов), необходимое для проведения санитарно-авиационной эвакуации;
- организация транспортировки на носилках пациента, в том числе ребенка, к различным видам воздушных судов с привлечением посторонних лиц, подвоза пациента, в том числе ребенка, к различным видам воздушных судов при помощи других транспортных средств;
- организация зоны безопасности около различных видов воздушных судов;
- вопросы изменения физиологического состояния человека в полетах на различных высотах в норме и при патологии;
- правила пользования портативной диагностической и лечебной аппаратурой, находящейся на оснащении выездной авиамедицинской бригады;
- устройство модуля медицинского вертолетного, самолетного, правила эксплуатации;
- техника безопасности и тактику при работе с особо опасными инфекциями;
- принципы проведения медицинской сортировки;
- правила охраны труда при работе с медицинской аппаратурой и медицинскими газами на борту различных видов воздушных судов;
- такие понятия, как: время получения вызова, время взлета, время нахождения над местом происшествия, посадка на месте происшествия, взлет с места, посадка возле медицинской организации, посадка на базовую площадку;
- различия между базовой, приспособленной, подобранной площадками;
- определение нахождения предмета (препятствия) по отношению к вертолету по часовой шкале;
- параметры зоны безопасности вокруг вертолета, опасные зоны, при подходе и отходе от вертолета, учитывая уклон, характер почвы в месте посадки, наличие других опасных факторов;
- радиопозывные диспетчера отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации, авиадиспетчера, выездной авиамедицинской бригады;
- правила общения по внутренней связи различных видов воздушных судов;
- сигналы управления взлетом и посадкой вертолета;
- техника безопасности при работе с тросом и корзиной вертолетной лебедки;
- правила проведения длительной санитарно-авиационной эвакуации самолетом;
- правила эксплуатации различных видов воздушных судов;
- критерии и оптимальные сроки транспортабельности пациентов, в том числе детей, с различной патологией;
- правила провоза, расположения и эксплуатации медицинского оборудования на борту различных видов воздушных судов;
- принципы взаимодействия с сотрудниками пограничной, таможенной служб, службы безопасности и медицинских пунктов аэропортов;
- правила оформления документации по перевозке медицинского оборудования и лекарственных препаратов;
- правила проведения многоэтапной эвакуации пациентов, в том числе детей;
- медицинская этика; психология профессионального общения, принцип работы в команде.
III. Знание сопутствующих и смежных дисциплин:
- профилактика, клиническая картина, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов с соматическими заболеваниями;
- профилактика, клиническая картина, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов с психическими заболеваниями;
- клиническая картина, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов при острых и неотложных состояниях на догоспитальном этапе.
2.5 По окончании обучения врачи и медицинские работники со средним профессиональным образованием, работающие в составе выездных авиамедицинских бригад, должны уметь:
- организовать своевременный вылет выездной авиамедицинской бригады при получении задания от руководителя (ответственного дежурного) отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи;
- своевременно сообщать о своих действиях и принятых решениях руководителю (ответственному дежурному) отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи;
- принимать решение о транспортабельности пациентов, в том числе детей, санитарным автотранспортом или с использованием различных видов воздушных судов;
- организовать транспортировку на носилках пациента, в том числе ребенка, к различным видам воздушных судов с привлечением посторонних лиц, подвоз пациента к различным видам воздушных судов при помощи других транспортных средств, организовать зону безопасности около различных видов воздушных судов;
- координировать работу спасательных медицинских и немедицинских формирований на месте происшествия;
- проводить медицинскую сортировку;
- устанавливать предварительный диагноз, план и тактику ведения пациента, в том числе ребенка, при подготовке и проведении санитарно-авиационной эвакуации;
- осуществлять мониторинг и поддержание витальных функций организма во время проведения санитарно-авиационной эвакуации с учетом знания вопросов изменения физиологических показателей при полетах на различных высотах;
- рационально использовать в своей работе портативную диагностическую и лечебную аппаратуру;
- использовать в своей работе модуль медицинский вертолетный, самолетный, защитную капсулу;
- соблюдать правила охраны труда при работе с медицинской аппаратурой и медицинскими газами на борту различных видов воздушных судов;
- общаться по внутренней связи различных видов воздушных судов с использованием специального переговорного устройства;
- организовывать и проводить подготовку пациента, в том числе ребенка, к межбольничной эвакуации, включая сбор медицинских укладок, наборов и портативного медицинского оборудования, подготовку сопроводительной документации;
- оказывать необходимую медицинскую помощь в пределах своей специальности и квалификации в процессе проведения санитарно-авиационной эвакуации;
- взаимодействовать с сотрудниками пограничной, таможенной служб, службы безопасности и медицинских пунктов аэропортов.
2.6 По окончании обучения врачи и медицинские работники со средним профессиональным образованием, работающие в составе выездных авиамедицинских бригад, должны владеть навыками:
- подготовки пациента, в том числе ребенка, к санитарно-авиационной эвакуации;
- проведения искусственной вентиляции легких (далее - ИВЛ), в том числе длительной, с использованием портативного оборудования в процессе проведения санитарно-авиационной эвакуации;
- обмена оперативной информацией с членами выездной авиамедицинской бригады, командиром воздушного судна, диспетчером, своим руководством в процессе оказания скорой специализированной медицинской помощи и проведении санитарно-авиационной эвакуации;
- клинического осмотра пациента при подозрении на наличие особо опасной инфекции;
- организации действий врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад при работе на месте происшествия с пациентами при подозрении на наличие особо опасной инфекции;
- организации действий врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, при работе с массовым числом пациентов, в том числе детей;
- оформления медицинской документации;
- использования телемедицинских технологий в работе врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад;
- организации рабочего места врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад на борту различных видов воздушных судов;
- размещения пациента, в том числе ребенка, на борту различных видов воздушных судов;
- организации работы выездной авиамедицинской бригады при выполнении санитарно-авиационной эвакуации из зарубежных стран;
- организации и проведения межбольничных санитарно-авиационных эвакуаций;
- оказания медицинской помощи в экстренной форме детям и осуществления санитарно-авиационной эвакуации детей разного возраста с учетом специфических особенностей;
- согласованной работы в команде.
III. Учебный план Программы
Код |
Наименование разделов дисциплин и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
Лекции |
ОСК |
ПЗ*, СЗ** |
||||
1 |
Задачи и организация деятельности Всероссийской службы медицины катастроф - функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
2 |
1 |
|
1 |
Промежуточный контроль (зачет) |
1.1 |
Задачи и организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийской службы медицины катастроф. Роль и место санитарной авиации в системе службы медицины катастроф |
|
1 |
|
|
Текущий контроль (тестовый контроль) |
1.2 |
Задачи и порядок функционирования отделений экстренной консультативной скорой медицинской помощи в структуре службы Медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации |
|
|
|
1 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
2 |
Санитарная авиация: исторические аспекты, современные тенденции |
6 |
|
|
6 |
Промежуточный контроль (зачет) |
2.1 |
История развития санитарной авиации в России |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
2.2 |
Международный и отечественный опыт использования различных видов воздушных судов для оказания медицинской помощи в экстренной форме и проведения санитарно-авиационной эвакуации |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
2.3 |
Современные тенденции развития санитарно-авиационной эвакуации в Российской Федерации и за рубежом |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
3 |
Организационные основы оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации |
8 |
|
|
8 |
Промежуточный контроль (зачет) |
3.1 |
Современное нормативное правовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и санитарно-авиационной эвакуации |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
3.2 |
Организация работы отделений экстренной консультативной скорой медицинской помощи территориальных центров медицины катастроф и других медицинских организаций |
|
|
|
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
3.3 |
Использование телемедицинских технологий при оказании скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведении санитарно-авиационной эвакуации |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
4 |
Различные виды воздушных судов для санитарно-авиационной эвакуации |
20 |
|
|
13 |
Промежуточный контроль (зачет) |
4.1 |
Воздушные суда медицинского назначения. Общее устройство салона, организация рабочего места выездной авиамедицинской бригады, размещение пациентов, в том числе детей, на борту воздушных судов медицинского назначения. Использование модулей медицинских самолетных и вертолетных. Портативное медицинское оборудование |
|
|
|
7 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
4.2 |
Воздушные суда, приспособленные для проведения санитарно-авиационной эвакуации. Организация рабочего места выездной авиамедицинской бригады и размещение пациентов, в том числе детей, на борту воздушных судов, приспособленных для проведения санитарно-авиационной эвакуации |
|
|
|
3 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
4.3 |
Воздушные суда, выполняющие регулярные авиарейсы. Организация рабочего места выездной авиамедицинской бригады и размещение пациентов, в том числе детей, на борту воздушных судов, выполняющих регулярные авиарейсы |
|
|
|
3 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5 |
Организация и проведение санитарно-авиационной эвакуации |
32 |
|
12 |
27 |
Промежуточный контроль (зачет) |
5.1 |
Организация и проведение санитарно-авиационной эвакуации в догоспитальном периоде |
18 |
|
8 |
10 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.1.1 |
Мероприятия, проводимые выездной авиамедицинской бригадой в ситуациях с большим количеством пациентов, в том числе детей. Организация и проведение медицинской сортировки |
|
|
4 |
5 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.1.2 |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам, в том числе детям, на территории крупного населенного пункта с применением вертолетов. Система связи и взаимодействия служб при организации оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием вертолетов |
|
|
4 |
5 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.2 |
Организация и проведение санитарно-авиационной эвакуации в госпитальном периоде |
14 |
|
4 |
10 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.2.1 |
Межбольничные санитарно-авиационные эвакуации. Правила подготовки пациента к проведению санитарноа-виационной эвакуации. Критерии транспортабельности |
|
|
2 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.2.2 |
Общие принципы медицинского сопровождения пациента, в том числе ребенка во время длительной санитарно-авиационной эвакуации. Особенности проведения ИВЛ, реанимационного пособия и других элементов интенсивной терапии на борту различных видов воздушных судов |
|
|
2 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.2.3 |
Авиационная физиология |
|
|
|
2 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
5.3 |
Техника безопасности. Нештатные ситуации при проведении санитарно-авиационной эвакуации, пути решения. Эвакуация инфекционных пациентов с применением защитных костюмов и защитных капсул |
|
|
|
7 |
Текущий контроль (тестовый контроль) |
Итоговая аттестация |
4 |
|
|
4 |
Зачет |
|
Всего |
72 |
1 |
12 |
59 |
|
______________________________
* Практическое занятие
** Семинарское занятие
IV. Календарный учебный график
Разделы программы |
Месяц |
|||
1-7 |
8-14 |
15-21 |
22-28 |
|
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
|
Задачи и организация деятельности Всероссийской службы медицины катастроф - функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
2 |
|
|
|
Санитарная авиация: исторические аспекты, современные тенденции |
6 |
|
|
|
Организационные основы оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации |
8 |
|
|
|
Различные виды воздушных судов для санитарно-авиационной эвакуации |
20 |
|
|
|
Организация и проведение санитарно-авиационной эвакуации |
|
32 |
|
|
Итоговая аттестация |
|
4 |
|
|
V. Рабочая программа: "Санитарно-авиационная эвакуация"
Раздел 1
5.1 Задачи и организация деятельности Всероссийской службы медицины катастроф - функциональной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Раздел 2
5.2 Санитарная авиация: исторические аспекты, современные тенденции
Раздел 3
5.3 Организационные основы оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации
Раздел 4
5.4 Различные виды воздушных судов для санитарно-авиационной эвакуации
Раздел 5
5.5 Организация и проведение санитарно-авиационной эвакуации
VI. Организационно-педагогические условия реализации Программы
6.1 При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки.
6.2 Программа должна соответствовать требованиям штатного расписания кафедры "Медицина катастроф". Основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать разбор и обсуждение выбранной тактики и выполненных действий при оказании помощи пациенту, в том числе ребенку, в конкретной ситуации. Предпочтение следует отдавать активным методам обучения (разбор нештатных ситуаций, обсуждение, ролевые игры). Для усиления интеграции профессиональных знаний и умений следует поощрять контекстное обучение.
6.3 В процессе обучения необходимо освещение специфических вопросов использования различных видов воздушных судов для оказания медицинской помощи в экстренной форме и проведения санитарно-авиационной эвакуации. Этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы Программы. С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, например, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов, прямые вопросы и клинические примеры, а также опросники для оценки отношения и профессиональных навыков.
6.4 Примерная тематика лекционных занятий
6.6 Примерная тематика практических занятий
6.7 Примерная тематика ОСК
VII. Формы аттестации
7.1 Текущий контроль осуществляется в форме тестирования.
7.2 Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад.
7.3 Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.
7.4 Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации*(9).
VIII. Формы реализации Программы
8.1 Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее разделов должно быть направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.
8.2 Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе Учебного центра Всероссийского центра медицины катастроф (далее - ВЦМК "Защита"); выездных учебных циклов на базе учебных центров территориальных центров медицины катастроф (далее - ТЦМК) субъектов Российской Федерации; очно-заочное обучение с использованием предцикловой самоподготовки (дистанционные технологии) с последующей стажировкой.
8.3 Примерная тематика дистанционного обучения
1. Задачи и организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Всероссийской службы медицины катастроф. Роль и место санитарной авиации в системе службы медицины катастроф.
2. Задачи и порядок функционирования отделений экстренной консультативной скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации в структуре СМК Минздрава России.
3. История развития санитарной авиации в России.
4. Международный и отечественный опыт использования различных видов воздушных судов для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации пациентов, в том числе детей.
5. Современные тенденции развития санитарно-авиационной эвакуации в России и в зарубежных странах.
6. Современное нормативное правовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации.
7. Организация работы отделений экстренной консультативной скорой медицинской помощи и территориальных центров медицины катастроф и других медицинских организаций.
8. Использование телемедицинских технологий при организации скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации.
8.4 Программа может реализовываться частично или полностью в форме стажировки.
8.5 Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков и умений при использовании различных видов воздушных судов для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, и проведения санитарно-авиационной эвакуации. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:
- самостоятельную работу с учебными изданиями;
- приобретение профессиональных навыков;
- изучение организации и методики работ;
- участие в совещаниях, деловых встречах.
8.6 Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания Программы.
8.7 Содержание реализуемой Программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок должно быть направлено на достижение целей Программы, планируемых результатов ее освоения.
8.8 Освоение Программы в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся, порядок проведения которой определяется образовательной организацией, реализующей программы дополнительного профессионального образования самостоятельно.
______________________________
*(1) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72) (далее - Федеральный закон N 273-Ф3)
*(2) Части 1, 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ
*(3) Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 20.08.2013, регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.11.2013 N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.01.2014 N 31014)
*(4) Самолеты и вертолеты
*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2011, регистрационный N 20237)
*(6) Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-Ф3 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 1, ст. 24, 72)
*(7) Часть 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53)
*(8) Статья 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 48, ст. 6724; 2015, N 10, ст. 1425)
*(9) Часть 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. N 440н "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной... |