Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы охраны РФ
от 31 мая 2016 г. N 246
Административный регламент
исполнения Федеральной службой охраны Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности и объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, заказчиком которых выступают органы государственной охраны
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
Наименование государственной функции
1. Осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства*(1) (далее именуется - государственная функция, если не оговорено иное).
Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
2. Государственную функцию по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства исполняет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России).
3. Государственную функцию в ФСО России осуществляет отдел государственного строительного надзора и государственной экспертизы Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - уполномоченный орган).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
4. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты Российской Федерации, если не оговорено иное):
Градостроительный кодекс Российской Федерации*(2);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях*(3);
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(4);
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(5);
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(6);
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(7);
Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*(8);
Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации"*(9);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"*(10);
постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 702 "Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности"*(11);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"*(12);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"*(13);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)"*(14);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"*(15);
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702) и от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264);
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9050), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 октября 2015 г. N 428 (зарегистрирован в Минюсте России 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41138);
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9053), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 июля 2015 г. N 273 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2015 г., регистрационный N 39707);
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9051);
приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 192 "Об утверждении Перечня должностных лиц ФСО России, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 мая 2012 г., регистрационный N 24054).
Предмет федерального государственного строительного надзора
5. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в отношении подразделений ФСО России и Академии ФСО России, а также организаций, находящихся в ведении ФСО России, являющихся застройщиками и (или) техническими заказчиками строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее именуются - застройщики (технические заказчики), и лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на основании договоров с застройщиками (техническими заказчиками) (далее именуются - лица, осуществляющие строительство, реконструкцию).
Федеральный государственный строительный надзор осуществляется:
при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе работ по сохранению культурного наследия, подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
6. Предметом федерального государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов (изделий) в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа при осуществлении федерального государственного строительного надзора
7. Должностные лица уполномоченного органа при осуществлении федерального государственного строительного надзора имеют право:
1) беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
2) требовать от застройщика (технического заказчика), лица, осуществляющего строительство, реконструкцию:
представления результатов выполненных работ, в том числе отдельно выполненных работ, возведения строительных конструкций, прокладки участков сетей инженерно-технического обеспечения, монтажа инженерных систем и оборудования (далее именуются - выполненные работы), общего и (или) специального журналов*(16), исполнительной документации*(17), актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов применяемых материалов;
проведения обследований, лабораторных и иных испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий), если их проведение было предусмотрено проектной документацией и (или) требовалось при проведении строительного контроля*(18), но не было осуществлено;
3) составлять по результатам проведенной проверки акт проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее именуется - акт проверки) (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту). При выявлении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, выдавать предписание об устранении таких нарушений (далее именуется - предписание) (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту);
4) вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
5) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществлять действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения;
6) осуществлять иные права, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Должностные лица уполномоченного органа при осуществлении федерального государственного строительного надзора дополнительно к обязанностям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обязаны:
1) в течение 7 рабочих дней с даты получения извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (приложение N 3 к настоящему Административному регламенту) с прилагаемыми к нему документами, указанными в части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разработать программу проведения проверок (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту), согласовать ее с заместителем начальника уполномоченного органа и представить на утверждение начальнику уполномоченного органа;
2) перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения уведомлять лицо, подлежащее проверке (застройщика (технического заказчика) или лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию), о проведении проверки посредством почтового отправления, телефонной, факсимильной, электронной или иной связи (в случае возникновения аварийной ситуации проверка проводится без уведомления);
3) рассматривать представленные для проведения проверки застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, документы, связанные с выполнением работ и применением строительных материалов (изделий);
4) производить осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий);
5) осуществлять иные обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по федеральному государственному строительному надзору
9. Застройщик (технический заказчик) или лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, в отношении которого осуществляются мероприятия по федеральному государственному строительному надзору (проверка), имеет право:
1) присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от уполномоченного органа и должностных лиц уполномоченного органа информацию, относящуюся к предмету проверки, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) ознакамливаться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц уполномоченного органа;
4) обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) на возмещение вреда, причиненного им должностными лицами уполномоченного органа при осуществлении проверки.
10. Застройщики (технические заказчики), а также лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, в отношении которых проводятся проверки, обязаны:
1) обеспечивать осуществление строительного контроля на объекте капитального строительства;
2) обеспечивать присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок;
3) обеспечивать доступ должностных лиц уполномоченного органа на объект капитального строительства и территорию, на которой осуществляются строительство и (или) реконструкция объекта капитального строительства, и представление им необходимой документации;
4) извещать уполномоченный орган о каждом случае возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства (приложение N 5 к настоящему Административному регламенту).
11. Застройщики (технические заказчики), в отношении которых проводятся проверки, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Административного регламента:
1) организуют и координируют работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
2) извещают уполномоченный орган о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
3) обеспечивают лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, проектно-сметной и разрешительной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства;
4) обеспечивают соблюдение требований проектной документации, технических регламентов и техники безопасности в процессе выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства;
5) обеспечивают необходимые условия для проведения экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, проводимых при осуществлении федерального государственного строительного надзора;
6) организуют контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
12. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, в отношении которых проводятся проверки, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Административного регламента:
1) осуществляют строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика (технического заказчика), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка и технических регламентов;
2) обеспечивают безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранность объектов культурного наследия;
3) осуществляют совместно с застройщиком (техническим заказчиком) контроль за выполнением работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, который в соответствии с технологией строительства, реконструкции объектов капитального строительства не может быть осуществлен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, если устранение выявленных в процессе строительного контроля недостатков невозможно без демонтажа или повреждения других строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования;
4) ведут исполнительную документацию;
5) извещают застройщика (технического заказчика), уполномоченный орган о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а также о несоблюдении сроков окончания работ, указанных в программе проведения проверок;
6) устраняют выявленные нарушения и приступают к продолжению работ только после составления акта об устранении выявленных нарушений;
7) осуществляют контроль за качеством применяемых строительных материалов (изделий).
13. Застройщики (технические заказчики), а также лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, в отношении которых осуществляются проверки, имеют иные права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Описание результата исполнения государственной функции
14. Результатом исполнения государственной функции является:
1) выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее именуется - заключение о соответствии) (приложение N 6 к настоящему Административному регламенту);
2) выдача решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее именуется - решение об отказе в выдаче заключения о соответствии) (приложение N 7 к настоящему Административному регламенту);
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
15. Местонахождение уполномоченного органа: г. Москва, ул. Пруд Ключики, владение 2.
Почтовый адрес уполномоченного органа: 109012, г. Москва.
Справочный телефон (факс) уполномоченного органа: 8-495-910-38-20.
Адрес электронной почты уполномоченного органа: gsn@fso.gov.ru.
График работы уполномоченного органа:
понедельник - 09.00 - 18.00 (перерыв - 12.00 - 12.45)
вторник - 09.00 - 18.00 (перерыв - 12.00 - 12.45)
среда - 09.00 - 18.00 (перерыв - 12.00 - 12.45)
четверг - 09.00 - 18.00 (перерыв - 12.00 - 12.45)
пятница - 09.00 - 16.45 (перерыв - 12.00 - 12.45)
суббота, воскресенье: выходные дни.
16. Информация о местонахождении уполномоченного органа, адресе его электронной почты, справочных телефонах, графике работы, процедурах исполнения государственной функции размещается:
1) на информационных стендах в помещениях уполномоченного органа;
2) на официальном сайте Федеральной службы охраны Российской Федерации (www.fso.gov.ru);
3) в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
17. Основными требованиями к информированию заинтересованных лиц являются достоверность представляемой информации, четкость ее изложения, полнота информирования, наглядность форм представляемой информации, удобство, доступность и оперативность ее получения.
18. Заинтересованные лица могут получить информацию по вопросам исполнения государственной функции посредством индивидуального информирования (на личном приеме или по телефону - в устной форме, путем направления ответа на обращение почтовым отправлением - в письменной форме или в форме электронного сообщения (в зависимости от способа обращения заинтересованного лица за информацией или способа доставки ответа, указанного в обращении заинтересованного лица), а также посредством публичного информирования в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
19. Должностные лица уполномоченного органа, осуществляющие индивидуальное устное информирование, должны принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы.
20. Продолжительность индивидуального устного информирования каждого заинтересованного лица составляет не более 10 минут. В случае если должностное лицо уполномоченного органа, к которому обратилось заинтересованное лицо, не может ответить на вопрос самостоятельно или подготовка ответа требует продолжительного времени, должностное лицо уполномоченного органа, осуществляющее индивидуальное устное информирование, может предложить заинтересованному лицу обратиться за необходимой информацией в письменном виде.
21. Мотивированный ответ на обращение заинтересованного лица дается с указанием должности, фамилии, имени, отчества, номера телефона должностного лица уполномоченного органа, осуществляющего информирование.
22. При индивидуальном письменном информировании ответ направляется заинтересованному лицу в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения в уполномоченном органе.
23. Публичное письменное информирование осуществляется путем публикации информационных материалов на официальном сайте Федеральной службы охраны Российской Федерации (www.fso.gov.ru).
Сведения о размере платы за исполнение государственной функции
24. Исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
Срок исполнения государственной функции
25. Срок исполнения государственной функции исчисляется от даты получения уполномоченным органом извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства до даты выдачи заключения о соответствии. Общий (максимальный) срок исполнения государственной функции зависит от параметров объекта капитального строительства, норм продолжительности строительства, реконструкции объекта капитального строительства и определяется по формуле:
,
где:
- общий (максимальный) срок исполнения государственной функции, рабочих дней;
- время, отведенное на организацию мероприятий в соответствии с подпунктом 1 пункта 66 настоящего Административного регламента, рабочих дней;
N - количество проверок, определенных программой проверок в соответствии с подпунктом 2 пункта 66 настоящего Административного регламента;
- время, отведенное на одну проверку в соответствии с подпунктом 2 пункта 66 настоящего Административного регламента, рабочих дней;
N* - количество внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 40 настоящего Административного регламента;
- время, отведенное на одну внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 2 пункта 66 настоящего Административного регламента, рабочих дней;
- время, отведенное на проведение проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства в соответствии с подпунктом 3 пункта 66 настоящего Административного регламента, рабочих дней;
- время, отведенное на подготовку и выдачу заключения о соответствии согласно пункту 59 настоящего Административного регламента, рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий)
26. Исполнение государственной функции включает в себя последовательность следующих административных процедур (действий):
1) подготовка к проведению проверок;
2) проведение проверок;
3) проведение проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства и выдача заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
27. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении N 8 к настоящему Административному регламенту.
Подготовка к проведению проверок
28. Застройщик (технический заказчик) заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства направляет в уполномоченный орган извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства;
2) проектная документация в полном объеме, а в случае выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции объекта капитального строительства - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства, реконструкции;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (указание на применение типовой проектной документации или ее модификации, включенной в реестр типовой проектной документации);
6) положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе.
29. Извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 28 настоящего Административного регламента, направляется в уполномоченный орган по почте либо представляется непосредственно в уполномоченный орган. В случае если извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства представляется непосредственно в уполномоченный орган, должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за прием документов, регистрирует извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства и делает отметку о получении на втором экземпляре извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства с указанием даты его представления. Первый экземпляр извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства передается начальнику уполномоченного органа. Второй экземпляр извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства с отметкой о получении передается представителю застройщика (технического заказчика).
30. Застройщик (технический заказчик) вправе не представлять документы, предусмотренные подпунктами 1 и 5 пункта 28 настоящего Административного регламента. В этом случае уполномоченный орган самостоятельно запрашивает указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
31. Должностное лицо уполномоченного органа обязано в течение одного рабочего дня провести проверку наличия и комплектности документов, приложенных к извещению о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Если в результате проверки представленных документов должностным лицом уполномоченного органа установлено отсутствие отдельных документов и (или) документы представлены не в полном объеме (за исключением документов, указанных в подпунктах 1 и 5 пункта 28 настоящего Административного регламента), то застройщику (техническому заказчику) в течение 3 рабочих дней направляется уведомление с указанием перечня недостающих документов и сроков их представления.
32. После рассмотрения извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства начальник уполномоченного органа определяет в соответствующем приказе должностных лиц уполномоченного органа, ответственных за осуществление федерального государственного строительного надзора на объекте капитального строительства, указанном в извещении о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
33. Количество должностных лиц уполномоченного органа, требуемое для осуществления федерального государственного строительного надзора, определяется начальником уполномоченного органа. При осуществлении федерального государственного строительного надзора двумя и более должностными лицами уполномоченного органа из их числа определяется старший (руководитель группы), а программа проведения проверок разрабатывается должностными лицами уполномоченного органа совместно.
34. После издания начальником уполномоченного органа приказа, указанного в пункте 32 настоящего Административного регламента, должностное лицо уполномоченного органа выполняет следующие мероприятия:
1) формирует дело по объекту капитального строительства, реконструкции;
2) заполняет журнал регистрации копий разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, извещений застройщика (технического заказчика) о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектной документации объектов капитального строительства, а также общий и (или) специальный журналы;
3) регистрирует общий и (или) специальный журналы;
4) изучает проектную документацию;
5) разрабатывает программу проведения проверок с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации.
35. В программе проведения проверок указываются:
1) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства, реконструкции объекта капитального строительства (с учетом работ, подлежащих государственному пожарному надзору, санитарно-эпидемиологическому надзору и государственному экологическому контролю);
2) предмет каждой проверки;
3) примерная дата проведения каждой проверки, определяемая на основании данных проекта организации строительства, реконструкции объекта капитального строительства;
4) ориентировочные затраты времени должностного лица уполномоченного органа на проведение каждой проверки;
5) перечень документов, подлежащих предъявлению при проведении проверок;
6) сведения о должностных лицах застройщика (технического заказчика), работниках лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, присутствие которых при проведении проверок, предусмотренных программой, является обязательным.
36. Программа проведения проверок составляется в двух экземплярах, первый из которых остается в деле уполномоченного органа, а второй направляется (вручается) застройщику (техническому заказчику).
Второй экземпляр программы проведения проверок вручается представителю застройщика (технического заказчика) на основании соответствующего документа о представительстве. В случае отказа от получения на руки или подписания экземпляра программы проведения проверок представителем застройщика (технического заказчика) программа проведения проверок направляется застройщику (техническому заказчику) по почте заказным письмом с уведомлением.
Застройщик (технический заказчик) доводит до лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, сведения о проверках, предусмотренных программой проведения проверок.
37. Застройщик (технический заказчик) или лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, направляет в уполномоченный орган извещение о сроках завершения работ, подлежащих проверке при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (приложение N 9 к настоящему Административному регламенту), или извещает об изменении указанных в программе проведения проверок сроков окончания работ, подлежащих проверке.
При получении извещения об изменении сроков окончания предусмотренных проектной документацией работ должностное лицо уполномоченного органа вносит соответствующие изменения в программу проведения проверок в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты получения такого извещения.
Изменения в ранее разработанную программу проведения проверок вносятся приказом начальника уполномоченного органа, в котором указываются основания для внесения изменений, сведения о должностном лице уполномоченного органа, которое будет вносить соответствующие изменения, и сроки внесения изменений.
После внесения изменений программа проведения проверок направляется застройщику (техническому заказчику) в порядке, предусмотренном пунктом 36 настоящего Административного регламента.
Проведение проверок
38. Должностное лицо уполномоченного органа заблаговременно, но не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения проверки уведомляет застройщика (технического заказчика) о проведении проверки посредством направления копии приказа начальника уполномоченного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Необходимость уведомления застройщика (технического заказчика) о проведении проверки не распространяется на случаи проведения проверок по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае проведения проверки членов саморегулируемой организации - лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, должностное лицо уполномоченного органа обязано письменно уведомить саморегулируемую организацию о проведении проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки. Рекомендуемый образец уведомления о проведении проверки индивидуального предпринимателя или юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, приведен в приложении N 10 к настоящему Административному регламенту.
39. Должностное лицо уполномоченного органа при проведении проверки соответствия выполняемых работ, строительных материалов (изделий), применяемых в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, и результатов выполненных работ требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации осуществляет:
1) при строительстве объектов капитального строительства - проверку соблюдения требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по устройству (монтажу) фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, прокладке сетей инженерно-технического обеспечения, монтажу инженерных систем и оборудования;
2) при реконструкции объектов капитального строительства - проверку соблюдения требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства к реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также соблюдения требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которые влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования объектов, или работ, требующих изменения границ полос отвода и (или) охранных зон объектов;
3) проверку соблюдения порядка проведения строительного контроля, ведение общего и (или) специального журналов, исполнительной документации, а также составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования, систем автоматической противопожарной защиты;
4) проверку устранения выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении федерального государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации, а также соблюдения запрета приступать к продолжению работ до составления акта об устранении нарушений.
40. При проведении проверок, не включенных в программу проверок (далее именуются - внеплановые проверки), должностное лицо уполномоченного органа заблаговременно, но не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки любым доступным способом уведомляет застройщика (технического заказчика), лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, о дате проведения внеплановой проверки. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:
1) получение от лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, извещения об устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (далее именуется - извещение об устранении нарушений) (приложение N 11 к настоящему Административному регламенту);
2) получение обращений (предложений, заявлений или жалоб) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направленные лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, в соответствии с частью 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
3) истечение срока исполнения застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, предписания, выданного уполномоченным органом;
4) наличие приказа начальника уполномоченного органа о проведении проверки, изданного во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
41. Предварительного уведомления застройщика (технического заказчика), лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, о проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 40 настоящего Административного регламента, не требуется.
42. Внеплановые проверки проводятся должностным лицом уполномоченного органа на основании приказа начальника уполномоченного органа.
43. Должностное лицо уполномоченного органа при проведении проверки должно иметь документ, удостоверяющий личность, а в случае доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, справку установленного образца и предписание на выполнение задания*(19).
44. При проведении проверки должностное лицо уполномоченного органа осуществляет следующие действия:
1) рассматривает представленные застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, необходимые для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ, а также применением строительных материалов (изделий);
2) проводит визуальный осмотр выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий);
3) оформляет результаты проверки выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий);
4) в порядке и в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
45. Должностным лицом уполномоченного органа проверяются следующие документы:
1) общий и (или) специальный журналы;
2) исполнительная документация, в том числе акты освидетельствования выполненных работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, контроль за выполнением которых не может быть осуществлен после выполнения других работ, а также без демонтажа или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, инженерных систем и оборудования;
3) акты об устранении нарушений, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении федерального государственного строительного надзора;
4) документы, содержащие результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий), проведенных в процессе строительного контроля;
5) документы, подтверждающие осуществление контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающие соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
7) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных органом государственного строительного надзора.
46. Должностное лицо уполномоченного органа посредством визуального осмотра проверяет:
1) соответствие выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий) требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации;
2) устранение выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении федерального государственного строительного надзора нарушений требований технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации и проектной документации при выполнении работ;
3) соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении федерального государственного строительного надзора.
47. Продолжительность проверки в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не может превышать сроков, указанных в части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
48. По результатам проведения проверки должностное лицо уполномоченного органа составляет акт проверки в порядке, установленном в статье 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Указанный акт в случае выявления нарушений является основанием для выдачи застройщику (техническому заказчику) или лицу, осуществляющему строительство, реконструкцию (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания и протокола об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В предписании указывается вид нарушения, дается ссылка на технический регламент, нормативный правовой акт Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Акт проверки и выданное на его основании предписание составляются в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы.
Первый экземпляр акта, а также копии указанных документов подлежат передаче лицу, в отношении которого осуществляется проверка. Первый экземпляр предписания направляется (вручается) застройщику (техническому заказчику) или лицу, осуществляющему строительство, реконструкцию (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).
49. В ходе проверки при необходимости уполномоченным органом проводятся экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и примененных строительных материалов (изделий).
Экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания проводятся уполномоченным органом с привлечением лиц, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, и применением средств измерений, прошедших и метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При необходимости проведения сложных и (или) длительных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний на основании мотивированных предложений должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих проверку, срок проведения проверки может быть продлен на основании части 3 статьи 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не более чем на 20 рабочих дней.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки, и вручается под расписку представителю застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле уполномоченного органа.
Вторые экземпляры акта проверки и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы, в том числе вторые экземпляры документов (отчетов), оформляемых по результатам проведенных экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, остаются в деле уполномоченного органа.
Результаты проверки заносятся должностным лицом уполномоченного органа в соответствующий раздел общего журнала работ, в котором ведется учет выполненных работ, и журнал учета проверок (при его наличии) застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, реконструкцию.
50. Информация о выявленных нарушениях, а также результаты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
51. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований должностное лицо уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в саморегулируемую организацию сведения о выявленных нарушениях с учетом требований, указанных в пункте 50 настоящего Административного регламента.
52. После устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом, лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию и допустившее нарушения, направляет в уполномоченный орган извещение об устранении нарушений.
По истечении срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании, уполномоченный орган в установленном порядке проводит внеплановую проверку устранения нарушений.
53. В случае выявления при проведении проверки должностным лицом уполномоченного органа нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за соблюдением которых не относится к компетенции уполномоченного органа, материалы, свидетельствующие о нарушениях, направляются в соответствующий надзорный орган или прокуратуру.
54. Установление причин нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, повлекших причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, осуществляется уполномоченным органом в порядке, предусмотренном статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 702 "Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности".
Проведение проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства и выдача заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии
55. Дата начала проведения проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства определяется должностным лицом уполномоченного органа (основанием для начала проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства является приказ начальника уполномоченного органа) в течение 7 рабочих дней после получения извещения об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства (приложение N 12 к настоящему Административному регламенту). Указанное извещение направляется в уполномоченный орган застройщиком, (техническим заказчиком) после фактического окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства и применением строительных материалов (изделий).
О проведении проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства застройщик (технический заказчик) уведомляется должностным лицом уполномоченного органа в соответствии с пунктом 38 настоящего Административного регламента.
56. При проведении проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства соблюдается порядок проведения проверки при осуществлении федерального государственного строительного надзора, предусмотренный настоящим Административным регламентом, в том числе осуществляются:
1) визуальный осмотр построенного, реконструированного объекта капитального строительства в полном объеме (включая выполненные работы и примененные строительные материалы (изделия);
2) проверка устранения нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного строительного надзора и строительного контроля, отмеченных в актах проверок, предписаниях, извещениях об устранении нарушений;
3) проверка наличия и содержания исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства и применением строительных материалов (изделий);
4) проверка выполнения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
57. Результат проведенной проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства оформляется актом итоговой проверки, который составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства.
58. На основании акта итоговой проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства уполномоченным органом принимается решение о выдаче заключения о соответствии либо об отказе в выдаче заключения о соответствии*(20).
59. Заключение о соответствии выдается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего обращения застройщика (технического заказчика). При отсутствии оснований для выдачи заключения о соответствии выдается решение об отказе в выдаче заключения о соответствии.
60. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом уполномоченного органа, проводившим проверку законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства, и утверждается приказом начальника уполномоченного органа. Дата подписания приказа является датой выдачи заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии.
61. Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче заключения о соответствии направляется уполномоченным органом застройщику (техническому заказчику), второй экземпляр остается в деле уполномоченного органа.
62. Принятие уполномоченным органом решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика (технического заказчика) о выдаче заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом указанного решения.
63. Дата выдачи заключения о соответствии является датой прекращения осуществления федерального государственного строительного надзора на объекте капитального строительства.
64. Уполномоченный орган по запросу федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке безвозмездно представляет информацию о выданных заключениях о соответствии, содержащую сведения о лице, которому выдано заключение, дату утверждения заключения, наименование и адрес (почтовый или строительный) объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся федеральный государственный строительный надзор, или информацию о решении об отказе в выдаче заключения о соответствии.
65. После выдачи заключения о соответствии уполномоченный орган производит подготовку дела по объекту капитального строительства к хранению и обеспечивает его хранение.
66. Отдельные административные процедуры, необходимые для исполнения государственной функции, осуществляются в следующие сроки:
1) прием, регистрация и рассмотрение извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства с приложенными документами, издание приказа о назначении ответственных за осуществление федерального государственного строительного надзора на объекте капитального строительства, формирование дела объекта капитального строительства, утверждение программы проверок - в течение 7 рабочих дней;
2) проведение проверок при исполнении государственной функции - согласно утвержденной программе проверок, но не более 20 рабочих дней на каждую проверку;
3) проведение проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения, - в течение 20 рабочих дней.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами уполномоченного органа положений настоящего Административного регламента и нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений
67. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами уполномоченного органа положений настоящего Административного регламента и нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, за принятием решений должностными лицами уполномоченного органа осуществляет начальник уполномоченного органа, а также должностные лица, уполномоченные в соответствии с правовыми актами ФСО России.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
68. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами уполномоченного органа требований законодательства Российской Федерации в сфере федерального государственного строительного надзора и настоящего Административного регламента и включает в себя выявление и устранение нарушений прав и законных интересов лиц, в отношении которых исполняется государственная функция, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на их обращения, содержащие жалобы на решения или действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа.
69. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, и периодичность плановых и внеплановых проверок соблюдения и исполнения должностными лицами уполномоченного органа положений настоящего Административного регламента устанавливаются правовыми актами ФСО России.
Ответственность должностных лиц за решения или действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
70. Должностные лица уполномоченного органа несут ответственность за решения или действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
71. Граждане, их объединения и организации имеют право на предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации формы контроля за деятельностью уполномоченного органа по исполнению государственной функции.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа, исполняющих государственную функцию
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
72. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель застройщика (технического заказчика), лица, осуществляющего строительство, реконструкцию (далее именуются - заявители), имеют право обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, принимаемые или осуществляемые ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
73. Жалоба должна содержать:
1) наименование уполномоченного органа, сведения о должностном лице, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии), почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) должностных лиц уполномоченного органа;
4) доводы, на основании которых заявитель выражает несогласие с решением и действиями (бездействием) должностных лиц уполномоченного органа. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
74. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, нарушение положений настоящего Административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
75. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
76. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:
1) не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
2) обжалуется судебное решение (в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного решения);
3) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (жалоба остается без ответа по существу поставленных в ней вопросов, при этом заявителю, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом);
4) текст не поддается прочтению (жалоба не подлежит рассмотрению, о чем в 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, если его фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также почтовый адрес поддаются прочтению);
5) содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. Начальник уполномоченного органа вправе принять решение о безосновательности подачи очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что все жалобы направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу, о чем уведомляется заявитель, направивший жалобу;
6) содержится вопрос, ответ на который не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений).
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
77. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы.
78. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме в ФСО России или в уполномоченный орган.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru), а также передана заявителем лично.
Права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
79. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, представление которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
80. Заявитель может обжаловать решение и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа руководству ФСО России или в уполномоченный орган.
Сроки рассмотрения жалобы
81. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации в уполномоченном органе.
В исключительных случаях (в частности, при необходимости направления запросов о представлении дополнительных документов и материалов в другие органы и организации) руководство ФСО России или начальник уполномоченного органа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока ее рассмотрения.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
82. По результатам рассмотрения жалобы руководство ФСО России или уполномоченный орган удовлетворяет жалобу (полностью или частично) или отказывает в удовлетворении жалобы.
83. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в удовлетворении жалобы, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
______________________________
*(1) Под объектами капитального строительства в настоящем Административном регламенте следует понимать объекты обороны и безопасности и объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, заказчиком строительства, реконструкции которых выступают органы государственной охраны.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 16; 2015, N 29 (ч. I), ст. 4378.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2015, N 45, ст. 6205.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2015, N 10, ст. 1393.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2015, N 45, ст. 6206.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2015, N 29 (ч. I), ст. 4372.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2015, N 29, (ч. I), ст. 4359.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4775; 2015, N 22, ст. 3206.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314; 2015, N 14, ст. 2107.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 774.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5033;
*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2016, N 5, ст. 698.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762; 2016, N 13, ст. 1833.
*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1807; 2015, N 45, ст. 6247.
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3365.
*(16) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9051).
*(17) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9050), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2015 г. N 428 (зарегистрирован в Минюсте России 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41138).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 428 следует читать как "26 октября 2015 г."
*(18) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства)).
*(19) Формы справки и предписания на выполнение задания приведены в Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".
*(20) Пункт 16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.