Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 июля 2016 г. N 03-01-18/42315
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Кодекса, и сообщает.
Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. При этом бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В соответствии с пунктом 25 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве объектов основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
Согласно пункту 5 статьи 105.1 Кодекса прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания указанных в названном пункте организаций взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным статьей 105.1 Кодекса.
Для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса к иным основаниям признания российских организаций взаимозависимыми лицами относится, в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации (подпункт 4 пункта 2 указанной статьи).
Вышеуказанные полномочия Фонда в отношении руководства его региональных отделений предусмотрены пунктом 21 Положения.
Вместе с тем принимая во внимание, что председатель Фонда назначается Правительством Российской Федерации (пункт 20 Положения)., назначение председателем Фонда управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда (наряду с прямым участием Фонда в формировании имущества его территориальных отделений) возможно рассматривать как форму государственного контроля за деятельностью территориальных отделений Фонда (участие Российской Федерации в территориальных отделениях Фонда), которые вместе с Фондом образуют единую централизованную систему органов управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Учитывая изложенное, полагаем, что назначение председателем Фонда управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда возможно приравнять к косвенному участию Российской Федерации в территориальных органах Фонда и, соответственно, не рассматривать в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми лицами для целей пункта 5 статьи 105.1 Кодекса.
Таким образом, по мнению Департамента, Фонд и его региональные и центральные отраслевые отделения не признаются взаимозависимыми лицами для целей применения Кодекса, в том числе для целей пункта 25 статьи 381 Кодекса.
В то же время, в случае если передача движимого имущества региональным отделениям Фонда (филиалам региональных отделений) осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц, то в силу положения пункта 25 статьи 381 Кодекса налоговая льгота по налогу на имущество организаций не применяется.
Вр. и.о. директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц; передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Согласно НК РФ прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, ее субъектов, муниципалитетов в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми, что не исключает признания их взаимозависимыми по иным основаниям.
К указанным иным основаниям относится в том числе наличие у организации полномочий по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа другой организации.
Вышеуказанные полномочия ФСС РФ в отношении руководства его региональных отделений предусмотрены Положением о Фонде.
Вместе с тем председатель Фонда назначается Правительством РФ. Поэтому назначение председателем Фонда управляющих региональных и центральных отраслевых отделений (наряду с прямым участием Фонда в формировании имущества его территориальных отделений) можно рассматривать как форму госконтроля за деятельностью территориальных отделений ФСС РФ (участие Российской Федерации в территориальных отделениях Фонда).
Как пояснил Минфин России, назначение председателем ФСС РФ управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда можно приравнять к косвенному участию Российской Федерации в территориальных органах Фонда. Соответственно, это не рассматривается в качестве иного основания признания российских организаций взаимозависимыми.
Таким образом, Фонд и его региональные и центральные отраслевые отделения не признаются взаимозависимыми лицами.
В то же время если передача движимого имущества региональным отделениям Фонда (филиалам региональных отделений) осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией юрлиц, то налоговая льгота по налогу на имущество организаций не применяется.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 июля 2016 г. N 03-01-18/42315
Текст письма официально опубликован не был