Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Приближенные методы
вычисления уровней звука
Приближенные методы определения значения допускают использование в качестве исходной информации результатов расчетов или измерений максимальных уровней звука при отдельных воздействиях шума, а также измерений эквивалентных уровней звука за отдельные промежутки времени вместо непрерывных измерений в течение установленного стандартом дневного и ночного времени суток.
Метод 1. Измеряют максимальные уровни звука при каждом воздействии. При этом в протоколе измерений отмечают тип самолета (турбореактивный или турбовинтовой) и этап полета (взлет, набор высоты, снижение на посадку, полет в зоне ожидания). Для каждого пролета в зависимости от значения по таблице А.1 определяют параметр .
Эквивалентный уровень звука за период вычисляют по формуле
,
(А.1)
где Т - регламентируемый интервал времени, равный 57600 с для дневного времени и 28800 с для ночного времени;
N - число воздействий за рассматриваемый период.
Таблица А.1
Максимальный уровень звука , дБ А |
Параметр для |
||
реактивных самолетов при |
винтовых самолетов |
||
взлете |
посадке |
||
70 |
|||
71 |
|||
72 |
|||
73 |
|||
74 |
|||
75 |
|||
76 |
|||
77 |
|||
78 |
|||
79 |
|||
80 |
|||
81 |
|||
82 |
|||
83 |
|||
84 |
|||
85 |
|||
86 |
|||
87 |
|||
88 |
|||
89 |
|||
90 |
|||
91 |
|||
92 |
|||
93 |
|||
94 |
|||
95 |
|||
96 |
|||
97 |
|||
98 |
|||
99 |
|||
100 |
|||
101 |
- |
- |
|
102 |
- |
- |
|
103 |
- |
- |
|
104 |
- |
- |
|
105 |
- |
- |
Метод 2. Измеряют максимальные уровни звука при каждом воздействии, а также время воздействия (за время воздействия принимают значение, равное времени звучания "верхних" 10 дБ А, т.е. время превышения уровня звука на 10 дБ А ниже максимального измеренного значения).
Эквивалентный уровень звука , дБ А, вычисляют по формуле
,
(А.2)
где Т - регламентируемый интервал времени, равный 57600 с для дневного времени и 28800 с для ночного времени;
N - число воздействий за рассматриваемый период;
- максимальный уровень звука при i-м воздействии;
- эффективное время i-го воздействия шума, равное /2 при пролетах и при опробовании двигателей.
Допускается определять время воздействия при пролетах по формуле
,
(А.3)
где K - постоянная, равная 3,4 для реактивных и 2,5 для винтовых ВС;
R - кратчайшее расстояние до источника шума, м;
V - скорость полета ВС, м/с.
Также можно использовать:
- осредненные зависимости времени воздействия от высоты и режима пролета для каждого типа ВС, предоставленные его изготовителем или компетентной организацией заказчика;
- известное время звучания "верхних" 10 дБ А для заданного удаления, когда пересчет этого времени для другого удаления осуществляют с использованием поправки, равной 7,5 дБ А при каждом 10-кратном изменении удаления (метод ИКАО).
Разновидностью метода является случай, когда измеренные в данной точке максимальные уровни звука осредняются для однородных операций (взлет, посадка, опробование двигателей) каждого типа эксплуатируемого в аэропорту ВС (по данным не менее чем пяти измерений) с последующим использованием этой информации для расчета ожидаемого эквивалентного уровня для дневного и ночного времени. Осреднение выполняется по формуле
,
(А.4)
где - максимальный уровень звука ВС j-го типа при i-м воздействии.
Зная интенсивность полетов по расписанию каждого типа ВС и маршруты их движения, значение можно вычислить по формуле:
,
(А.5)
где М - число эксплуатируемых в аэропорту типов ВС;
- эффективное среднее время воздействия ВС j-го типа, причем ;
- эффективное время воздействия шума при i-м воздействии ВС j-го типа;
Kj - число воздействий ВС j-го типа за рассматриваемый период наблюдения по расписанию.
Метод 3. Измеряют уровни звуковой экспозиции LAE при каждом воздействии с последующим суммированием измеренных уровней отдельно для дневного и ночного времени суток. Уровень звуковой экспозиции в общем виде выражается формулой
,
(А.6)
где t0 - исходная длительность, равная 1 с;
t2-t1 - выбранный временной интервал;
LA(t) - текущее значение уровня звука.
Расчет эквивалентного уровня вычисляют по формуле
.
(A.7)
Разновидностью метода является случай использования в качестве исходной информации для определения уровня звуковой экспозиции измеренного максимального уровня звука LAi:
= 1,41 - 30,18.
(А.8)
Метод 4. Измеряют эквивалентный уровень звука за время при каждом воздействии с последующим суммированием измеренных уровней отдельно для дневного и ночного времени суток по формуле
,
(А.9)
где - время измерения значения при i-м воздействии.
Метод 5. Максимальные уровни звука для каждого типа самолета определяются по расчетно-экспериментальным зависимостям "максимальный уровень звука - наклонное удаление - режим работы двигателей", предоставленным для самолета данного типа его изготовителем или компетентной организацией заказчика. Определение времени воздействия шума и эквивалентных уровней звука выполняют в соответствии с методом 2 настоящего приложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.