Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.
"Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"
31 марта 2005 г., 28 июня, 27 сентября 2007 г., 31 января, 30 октября 2008 г.
Новосибирский областной Совет депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы" (прилагается).
2. Администрации области ежеквартально информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения указанной программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 октября 2008 г. N 179 в настоящую программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"
(утв. постановлением 24 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г.)
31 марта 2005 г., 28 июня, 27 сентября 2007 г., 31 января, 30 октября 2008 г.
1. Паспорт
Наименование Программы Областная целевая программа "Государственная
поддержка малого и среднего предпринимательства в
Новосибирской области на 2004-2008 годы"
(далее - Программа)
Наименование, дата и номер Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 88-ФЗ
нормативного акта о "О развитии малого и среднего
разработке Программы предпринимательства в Российской Федерации";
Закон Новосибирской области от 02.07.2008
N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Новосибирской области
Государственный заказчик Департамент развития промышленности и
предпринимательства Новосибирской области
Программы
Исполнитель Программы Департамент развития промышленности и
предпринимательства Новосибирской области
Руководитель Программы Руководитель департамента развития
промышленности и предпринимательства
Новосибирской области
Основные разработчики Департамент развития промышленности и
Программы предпринимательства администрации области.
Цель и задачи Программы, Цель - создание благоприятных экономических,
важнейшие целевые правовых и организационных условий для
показатели развития и территориального выравнивания
потенциала развития малого
предпринимательства в Новосибирской области.
Задачи:
совершенствование нормативно-правовой
базы государственной поддержки малого
предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и
внедрение финансовых технологий,
направленных на развитие малого
предпринимательства;
расширение круга субъектов малого
предпринимательства, в т.ч. в
производственной сфере;
обеспечение подготовки кадров для
деятельности в сфере малого
предпринимательства;
поддержка выставочно-ярмарочной
деятельности, продвижение продукции
субъектов малого предпринимательства на
региональные, межрегиональные и международные
рынки;
Важнейшие целевые показатели:
количество занятых в сфере малого
предпринимательства в процентном отношении от
всего работающего населения области;
общий объем продукции (работ, услуг),
произведенной организациями, являющимися
субъектами малого предпринимательства;
объем инвестиций в основной капитал
организаций, являющихся субъектами малого
предпринимательства.
Сроки реализации Программы 2004-2008 годы.
Исполнители основных Департамент развития промышленности и
мероприятий предпринимательства администрации области;
Государственное учреждение "Новосибирский
областной фонд поддержки малого
предпринимательства".
Объемы Всего Источники финансирования
финансирования (млн. руб.)
(с расшифровкой 89,18 из
по годам и них:
источникам) 4,0 Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства (ФФПМП)
(на условиях софинансирования)
60,28 областной бюджет
24,90 средства Новосибирского областного
фонда поддержки малого
предпринимательства (далее -
НОФПМП)
(на условиях софинансирования)
в том числе:
2004 г.
4,0 ФФПМП
5,998 областной бюджет
7,7 средства НОФПМП
2005 г.
8,0 областной бюджет
8,6 средства НОФПМП
2006 г.
13,0 областной бюджет
8,6 средства НОФПМП
2007 г.
15,0 областной бюджет
2008 г.
18,282 областной бюджет
Ожидаемые конечные В результате реализации Программы (к концу
результаты 2008 года):
увеличение выручки (нетто) от продажи
товаров, работ, услуг (без НДС и акцизов и
аналогичных обязательных платежей), произведенных
организациями, являющимися субъектами малого
предпринимательства, в два раза по сравнению
с 2003 г.;
увеличение инвестиций в основной капитал
организаций, являющихся субъектами малого
предпринимательства, до 2,5 млрд. руб.
Сумма финансовых затрат на
разработку проекта -
Программы и источники их
финансирования
2. Общие положения
Сфера действия Программы: социально-экономическая.
Предмет регулирования Программы: комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В целях настоящей Программы под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Настоящая Программа разработана в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Новосибирской области от 02.07.2008 N 245-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области", Законом Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. N 166-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В России основной причиной становления и развития малого предпринимательства явились экономические и политические кризисы, приведшие к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращению рабочих мест и, как следствие, повышению уровня безработицы. Малое предпринимательство способствовало, прежде всего, эффективному решению проблемы обеспечения занятости населения путем создания новых рабочих мест.
Малое предпринимательство показало себя как эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности и на сегодняшний день занимает существенную долю в рыночной структуре, является одним из ее важных элементов. Кроме того, малое предпринимательство содействует развитию конкурентоспособности (либо путем использования ценовых преимуществ, либо путем повышения качества, новизны производимой продукции).
По данным за 2003 год на территории Новосибирской области действовало 26732 малых предприятия (3% от числа малых предприятий России и 76,6% от действующих предприятий Новосибирской области). В расчете на 1000 человек постоянного населения Новосибирской области приходится в среднем 34,5 субъектов малого предпринимательства.
На малых предприятиях по итогам 2003 года работало на постоянной основе 143240 человек (16% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Постоянно работали в промышленности и строительстве 34,6% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в торговле и общественном питании - 41,8%.
В 2003 г. на малые предприятия привлечено на условиях вторичной занятости 20352 человека, что составляет 14,2% от штатного состава.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в этот период занималось 69968 человек.
Всего в 2003 году в сфере малого предпринимательства было занято 22,2% трудоспособного населения области (с учетом временно занятых).
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Малое предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается не в достаточной мере.
По данным за 2004 год на территории Новосибирской области действовало 25590 малых предприятия.
На малых предприятиях по итогам 2004 года работало на постоянной основе 119163 человека (13,2% занятых на предприятиях всех отраслей экономики области). Постоянно работали в промышленности и строительстве 38,7% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в торговле и общественном питании - 35,1%.
В 2004 году на малые предприятия привлечено на условиях вторичной занятости 8742 человека, что составляет 7,3% от штатного состава.
Предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в этот период занималось 36061 человек.
Всего в 2004 году в сфере малого предпринимательства было занято 13,4% трудоспособного населения области (с учетом временно занятых).
Выручка от реализации субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в 2004 году составила 116749,8 млн. рублей; инвестиции в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, составили 2409,7 млн. рублей.
Динамика развития малого предпринимательства показывает, что после бурного роста 1990-1995 гг., за последние несколько лет рост числа малых предприятий и занятых на них, рост числа индивидуальных предпринимателей был незначительным.
Основным сдерживающим фактором развития малого предпринимательства является проблема недостатка у субъектов малого предпринимательства собственных финансовых средств, как на стадии становления, так и на стадии дальнейшего развития. Причины этой проблемы заключаются в сложной процедуре получения банковских кредитов и высоких процентах за кредит, неразвитости иных механизмов финансово-кредитной поддержки.
Другими существенными проблемами субъектов малого предпринимательства являются: низкий уровень информированности субъектов малого предпринимательства (прежде всего в районах области) по вопросам становления и развития бизнеса; недостаточный уровень квалификации субъектов малого предпринимательства в вопросах ведения бизнеса, правовой защиты своих интересов; ограниченные возможности у субъектов малого предпринимательства по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов исполнительной власти, от степени их участия в решении проблем субъектов малого предпринимательства. Даже в странах с развитой экономикой существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.
Настоящая Программа направлена на решение ранее названных проблем в деятельности субъектов малого предпринимательства. Предлагаемый к реализации в настоящей программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей программы поддержки малого предпринимательства, реализация которой позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства.
4. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития и территориального выравнивания потенциала развития малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем:
совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
расширение круга субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в производственной сфере;
обеспечение подготовки кадров для деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на региональные, межрегиональные и международные рынки.
5. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена двумя направлениями: информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Перечень конкретных мероприятий указанных направлений представлен в Приложении 1.
5.1. Информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Мероприятия данного направления нацелены на:
- совершенствование действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства для более рационального использования средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства, и получения возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- развитие системы информационного обеспечения (создание информационных центров, баз данных по субъектам малого и среднего предпринимательства в районах и городах области, внедрение современных информационных технологий, проведение информационных мероприятий, методическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.);
- содействие обмену опытом и деловыми предложениями между субъектами малого и среднего предпринимательства, продвижению выпускаемой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции на региональные, межрегиональные и международные рынки;
- защиту интересов субъектов малого и среднего предпринимательства (правовое консультирование по различным проблемам предпринимательской деятельности).
5.2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Мероприятия данного направления призваны оказывать помощь субъектам малого и среднего предпринимательства для решения проблемы нехватки собственных финансовых средств как на стадии становления бизнеса, так и на стадии дальнейшего развития и обеспечить им упрощенный доступ к финансовым ресурсам. Мероприятия данного направления представляют собой различные виды финансовой помощи, которые будут содействовать росту производства продукции (работ, услуг); сохранению существующих и созданию дополнительных рабочих мест; созданию новой конкурентоспособной продукции.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе в порядке, определенном в Приложении 3 к Программе.
Условия и порядок предоставления определенным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки приведены в Приложении 4 к Программе.
Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области, осуществляется в порядке и на условиях, определенных в Приложении 5 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение
Основные источники финансирования Программы:
- средства ФФПМП;
- средства областного бюджета;
- средства Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства (средства, поступившие в НОФПМП в качестве возврата ранее выданных субъектам малого предпринимательства заемных средств и процентов по ним).
На реализацию Программы необходимо 89,18 млн. руб. (4,0 млн. - средства ФФПМП, областной бюджет - 60,28 млн. руб. и средства НОФПМП - 24,90 млн. руб.). Сводные финансовые затраты приведены в Приложении 2.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2008 года получить следующие результаты:
- увеличить общий объем продукции (работ, услуг), произведенной организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, в два раза по сравнению с 2003 г.;
- увеличить объем инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, до 2,5 млрд. руб.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы, использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Выполнение мероприятий Программы регулярно рассматривается на заседаниях комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства при департаменте развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области.
Заказчик и ответственные исполнители мероприятий Программы информируют общественные объединения предпринимателей и средства массовой информации о ходе выполнения мероприятий Программы и использовании средств, направленных на их финансирование. Ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, подготавливается и предоставляется в Новосибирский областной Совет депутатов отчет о ходе выполнения Программы.
Постановлением двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 октября 2008 г. N 179 в настоящий перечень внесены изменения
Таблица 1
Перечень программных мероприятий
областной целевой программы "Государственная поддержка малого
предпринимательства в Новосибирской области на 2004-2008 годы"
28 июня, 27 сентября 2007 г., 31 января, 30 октября 2008 г.
млн. руб.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ед. изм. |
Количество | Стои- мость ед. |
Сумма затрат | Источник финанси- рования |
Испол- нитель |
Примечание | ||||||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Всего | Млн. руб. |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Всего | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
I. Информационно-методическая и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||||||||||||||
1.1. | Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринима- тельства и единой системы информационного обеспечения для СМиСП на территории Новосибирской области в том числе обеспечение деятельности бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово Новосибирской области |
2,0 - 2,5 |
- 6,1 - |
- 8,6 - |
- 3,64 - |
- 3,2 - |
2,0 21,54 2,5 |
ФФПМП Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.2. | Пропаганда через СМИ идеологии предпринима- тельства и освещение передового опыта развития малого предпринима- тельства |
- 0,2 |
- 0,2 |
0,3 - |
0,5 - |
0,6 - |
1,4 0,4 |
Обл. бюд. НОФПМП |
||||||||||
1.3. | Информационно- аналитические исследования и издание справочной литературы для СМиСП, в т.ч. отраслевых справочников по ведению бизнеса |
- 0,3 |
- 0,3 |
0,3 - |
0,5 - |
0,6 - |
1,4 0,6 |
Обл. бюд. НОФПМП |
||||||||||
1.4. | Обеспечение подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы малого предпринима- тельства |
- 0,5 |
- 0,3 |
0,4 - |
0,6 - |
1,0 - |
2,0 0,8 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.5. | Поддержка выставочно- ярмарочной деятельности, проведение "Дней предпринимателя" на зональных ярмарках и ОАО "Сибирская ярмарка" |
0,150 1,0 |
0,8 1,0 |
1,0 1,0 |
1,46 | 2,382 | 5,792 3,0 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.6. | Проведение круглых столов, семинаров, конференций, в т.ч. международных, по проблемам СМиСП |
- 0,3 |
- 0,3 |
- 0,2 |
0,2 - |
0,2 - |
0,4 0,8 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
1.7. | Поддержка и проведение конкурсов среди СМиСП: "Сибирская марка", "За успешное развитие бизнеса в Сибири" и других |
- 0,2 |
- 0,4 |
0,3 - |
0,5 - |
0,5 - |
1,3 0,6 |
Обл. бюд. НОФПМП |
ДРПиП | |||||||||
1.8. | Защита интересов СМиСП |
- | 0,1 | 0,1 | - | - | 0,2 | Обл. бюд. | ДРПиП | |||||||||
II. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства | ||||||||||||||||||
2.1. | Предоставление целевых займов |
5,348 0,7 |
- 2,1 |
- 3,4 |
- - |
- - |
5,348 6,2 |
Обл. бюд. НОФПМП |
НОФПМП | |||||||||
2.2. | Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам; субсидирование части лизинговых платежей; субсидирование арендных платежей; субсидирование затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства между субъектами малого предпринима- тельства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга; субсидирование затрат на внедрение международных стандартов и сертификации продукции. субсидирование части затрат на обновление основных средств; субсидирование части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предприниматель- ства к электрическим сетям территориа- льных сетевых организаций Новосибирской области |
- | 1,0 | 2,0 | 7,6 | 9,8 | 20,4 | Обл. бюд. | ДРПиП НОФПМП |
|||||||||
2.3. | Развитие системы микрокредитования |
2,0 0,5 2,0 |
- - 4,0 |
- - 4,0 |
- - - |
- - - |
2,0 0,5 10,0 |
ФФПМП Обл. бюд. НОФПМП |
НОФПМП | |||||||||
Итого: | 17,698 | 16,6 | 21,6 | 15,0 | 18,282 | 89,18 | ||||||||||||
из них: | ||||||||||||||||||
4,0 | 4,0 | ФФПМП | ||||||||||||||||
5,998 | 8,0 | 13,0 | 15,0 | 18,282 | 60,28 | Обл. бюд. | ||||||||||||
7,7 | 8,6 | 8,6 | 0 | 0 | 24,9 | НОФПМП |
Список используемых сокращений
ДРПиП - департамент развития промышленности и предпринимательства
Новосибирской области
СМиСП - субъекты малого и среднего предпринимательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.
Основной целью принятой программы является создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития и территориального выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в Новосибирской области.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Постановление двадцать четвертой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 11 декабря 2003 г. "Об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Новосибирской области на 2004 - 2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление двадцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 30 октября 2008 г. N 179
Постановление двадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 января 2008 г. N 16
Постановление шестнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27 сентября 2007 г. N 179
Постановление четырнадцатой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 28 июня 2007 г. N 123
Постановление сорок первой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 31 марта 2005 г.