Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 1018453-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Звагельским и Е.Л. Николаевой
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается расширить полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее - Уполномоченный и уполномоченные в субъектах).
Законопроектом предлагается предоставить Уполномоченному и уполномоченным в субъектах полномочия по обеспечению гарантий соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными учреждениями, созданными государством или муниципальными образованиями фондами, государственными компаниями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) в уставных капиталах которых принадлежит государству или муниципальным образованиям, и иными органами, организациями, наделенными в установленном порядке отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации признается принцип равенства участников отношений, к числу которых относятся в том числе организации, учредителями и (или) участниками которых являются государство (субъект Российской Федерации), муниципальное образование.
Законопроектом предусмотрено право Уполномоченного и уполномоченных в субъектах отказаться от дачи свидетельских показаний в рамках уголовного, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением своих полномочий. При этом положения соответствующих процессуальных кодексов уже предоставляют возможность уполномоченным быть допущенными к участию в деле в качестве защитника, который не подлежит допросу в качестве свидетеля. Использование свидетельского иммунитета в иных случаях может препятствовать законному расследованию дела.
Необходимо отметить, что законопроектом предлагается предоставить Уполномоченному и уполномоченным в субъектах ряд новых полномочий и прав, в частности, по обращению с административным исковым заявлением о признании муниципального нормативного правового акта не действующим полностью или в части, по ознакомлению с материалами уголовных, гражданских и административных дел на основании полученных жалоб. Вместе с тем такими полномочиями и правами не наделены другие категории уполномоченных, в связи с чем внесение таких изменений в законодательство Российской Федерации представляется необоснованным.
Аналогичное замечание касается обязанности направлять для сведения Уполномоченному проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и охраняемые законом интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Законопроектом также предлагается дополнить полномочия и права уполномоченных в субъектах. Вместе с тем согласно статье 9 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем внесение предлагаемых изменений не может быть поддержано.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.