1. По вопросу об установлении требований к участнику закупки, порядка оценки заявок на участие в конкурсе, а также внесения изменений в контракт.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении конкурсов на оказание услуг по обеспечению функционирования, эксплуатации ИС.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсных документациях неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации у исполнителя государственного контракта, а не участника закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Предметом Конкурсов является "оказание услуг по обеспечению функционирования, эксплуатации ИС.
В Конкурсных документациях Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурсов.
На заседании Комиссии установлено, что в объект закупки (услуги по обеспечению функционирования, эксплуатации ИС) включены различные услуги, в том числе те, при оказании которых не требуется лицензия.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в целях недопущения ограничения количества участников закупок и на основании Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" в Конкурсных документациях установлено требование к исполнителю, а именно: "обладание исполнителем действующей лицензией ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации" в части, касающейся оказания услуг, связанных с обработкой персональных данных, содержащихся в ИС "Администрирование доходов бюджета", а также с проектированием в защищенном исполнении средств и систем информатизации ИС.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсных документациях неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации у исполнителя государственного контракта, а не участника закупок, не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе следующие критерии: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с Конкурсными документациями Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок и величины значимости указанных критериев:
1) "Цена контракта" - 30%;
2) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - 40%;
3) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 30%.
Согласно положениям Конкурсной документации N 1 Заказчиком установлен следующий порядок оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по показателю "Качество работ":
"Для определения рейтинга заявки КачРi устанавливается показатель "качество работ" (КачБi).
По каждой заявке оцениваются технические предложения выполнения работ с учетом улучшения предложенных участниками открытого конкурса условий, заданных в Техническом задании с точки зрения достижения наилучшего результата.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками открытого конкурса. Более высокий балл соответствует более высокому качеству выполнения предлагаемой работы.
Максимальное значение по данному показателю не должно превышать100 баллов.
Количество баллов, присваиваемое i-той заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке.
Рейтинг заявки по данному критерию оценки определяется как количество баллов, присваиваемых по показателю "качество работ" с учетом коэффициента значимости критерия оценки по формуле:
КачРi = (КачБi х 40) / 100
Для расчетов рейтинга применяется коэффициент значимости критерия оценки, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100".
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации N 1, 2 порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупки сведений в составе заявок на участие в конкурсах.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом порядок оценки заявок на участие в конкурсах по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Согласно части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 14.12.2015 размещен на Официальном сайте 18.12.2015.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего Протокол вскрытия конвертов позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, нарушают часть 7 статьи 52 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 14.06.2016 N П-118/16)
2. По вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации N 102.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку питательных сред.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении Аукциона надлежащим образом не применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержат в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление N 102, которым утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Частью 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений).
Питательные среды селективные и неселективные (ОКПД2 20.59.52.140), являющиеся объектом закупки, входят в указанный Перечень.
Представители Заказчика заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N 102.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника закупки, признанная аукционной комиссией Заказчика соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, в соответствии с пунктом 2 Постановления N 102, указанное Постановление N 102 не применяется.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 27.06.2016 N П-122/16)
3. Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 102.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товаров для лабораторий (халаты медицинские, бахилы, маски и т.д.).
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком не правомерно не установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Согласно письменным пояснениям Заказчика при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В целях реализации части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление N 102, которым утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Вместе с тем, халат женский (ОКПД 18.21.30.412) и хирургическая форма женская (ОКПД 18.21.21.111), являющиеся объектом закупки, входят в Перечень.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе должны быть установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с положениями Постановления N 102.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе не установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с положениями Постановления N 102.
Таким образом, указанные действия Заказчика противоречат части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 27.06.2016 N П-123/16)
4. По вопросу размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного исполнителя, а также информации о заключении контракта.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при заключении контракта с единственным исполнителем на оказание почтовых услуг.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 27.02.2015 по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя заключен контракт на оказание услуг почтовой связи.
Вместе с тем, извещение об осуществлении Закупки у единственного исполнителя не размещено Заказчиком в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС извещение об осуществлении Закупки у единственного исполнителя, нарушают часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком заключен контракт N 6 с ООО.
Вместе с тем, сведения об указанном контракте размещены Заказчиком на Официальном сайте только 14.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего вышеуказанные сведения с нарушением регламентированного срока, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 14.06.2016 N П-118/16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики проведения внеплановых проверок соблюдения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, затронуты вопросы об установлении требований к участнику закупки, внесении изменений в контракт, об ограничении допуска отдельных видов медизделий, происходящих из иностранных государств, о размещении в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного исполнителя.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России