1. Контракты, размещаемые должностными лицами заказчиков на официальном сайте и подписываемые на бумажных носителях, должны иметь одинаковой содержание.
Заказчик осуществил закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на исполнение танцевальным коллективом спектакля "Кармен".
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении Заказчиком Закупки у единственного исполнителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться в том числе информация о кратком изложении условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о Закупке у единственного исполнителя, размещенном на Официальном сайте, указана стоимость услуг 3 787 500 рублей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчик сообщил, что контракт с единственным исполнителем по цене, указанной в Извещении о Закупке у единственного исполнителя, не заключен, так как Заказчик принял решение об увеличении стоимости оказываемых услуг и заключил контракт с единственным исполнителем на сумму 4 292 500 рублей (пункт 7.1 контракта) через 5 дней после публикации еще одного извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте извещение о Закупке у единственного исполнителя, содержащее сведения, не соответствующие сведениям, указанным в контракте, нарушают пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "На заседании Комиссии установлено, что в извещении N 0373200008415000008 о Закупке у единственного исполнителя, размещенном на Официальном сайте, указана стоимость услуг 3 787 500 руб..
На заседании Комиссии Заказчик сообщил, что контракт с единственным исполнителем по цене, указанной в Извещении о Закупке у единственного исполнителя, не заключен, так как Заказчик принял решение об увеличении стоимости оказываемых услуг и заключил контракт с единственным исполнителем на сумму 4 292 500 рублей (пункт 7.1 контракта) через 5 дней после публикации еще одного извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, суд соглашается с выводами ФАС России, что действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте извещение о Закупке у единственного исполнителя, содержащее сведения, не соответствующие сведениям, указанным в контракте, нарушают п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2016 г. по делу N А40-47284/2016-145-406)
2. Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, представившую в составе заявки банковскую гарантию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик проводил закупку на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно признала заявку ООО "А" соответствующей требованиям Конкурсной документации, в связи с тем, что банковская гарантия, представленная в составе заявки ООО "А" в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, не соответствует требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 12.10.2015.
При этом Комиссией установлено, что срок действия банковской гарантии, представленной в составе заявки ООО "А" для целей обеспечения заявки на участие в Конкурсе - 04.12.2015, что составляет менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, банковская гарантия представленная в составе заявки
ООО "А" для целей обеспечения заявки на участие в Конкурсе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
При этом, комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 06.11.2015 N П заявка ООО "А" на участие в Конкурсе признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Учитывая, что банковская гарантия, представленная
в составе заявки ООО "А" для целей обеспечения заявки на участие в Конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном признании заявки ООО "А" соответствующей требованиям Конкурсной документации не соответствуют части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
При этом, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 06.11.2015 N ПРЕ1 заявка ООО "А" на участие в Конкурсе признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Поскольку банковская гарантия, представленная в составе заявки ООО "А" для целей обеспечения заявки на участие в Конкурсе, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, то действия комиссии по осуществлению закупок заявителя, выразившиеся в неправомерном признании заявки ООО "Альянс- 2005" соответствующей требованиям Конкурсной документации нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2016 г. по делу N А40-32262/2016-21-274)
3. В документации о закупке заказчики должны установить штрафные санкции в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку элементов праздничного оформления зданий и сооружений Заказчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.6, 10.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
10.2 "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.3 В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара,
Поставщик уплачивает штраф в размере за каждый факт
поставки Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара.
10.4 В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема- передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
10.6 В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
10.8 В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера просроченного авансового платежа (размера окончательного расчета за поставленный Товар) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе .
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, поддержал выводы ФАС России и оставил решение в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2016 г. по делу N А40-79506/16-139-688)
4. Заказчик не вправе объединять в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города.
Заказчик проводил аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, необходимо осуществить выполнение работ на различных дорогах, расположенных в различных административных округах города Иркутск (Правобережный административный округ, Октябрьский административный округ, Свердловский административный округ, Ленинский административный округ).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах, расположенных в разных административных округах города Иркутск, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе требования по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах, расположенных в разных административных округах города Иркутск, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, необходимо осуществить выполнение работ на различных дорогах, расположенных в различных административных округах города Иркутск (Правобережный административный округ, Октябрьский административный округ, Свердловский административный округ, Ленинский административный округ).
В связи с чем, объединение в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в 4 административных округах влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Указанные действия Заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Объединение нескольких районов в один лот исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном округе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект ремонта привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот различных участков работ, обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном участке в определенном районе г. Иркутска, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.
Объединение нескольких районов г. Иркутска, а также нескольких участков в один лот лишает лицо, заинтересованное в приобретении права на выполнение государственного контракта в одном административном районе, возможности реализации такого права, навязывая ему приобретение всех участков, подлежащих ремонту, путем формирования лота. Навязывание приобретения лишних объектов ремонта является принуждением к заключению договора и нарушает установленную статьей 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации свободу договора.
Размещение государственного заказа укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Именно по этой причине лишаются возможности участвовать в аукционах, например: субъекты малого и среднего предпринимательства самостоятельно, без привлечения их в качестве субподрядчиков, - участники рынка ремонтно-строительных работ (услуг), что способствует ограничению доступа к участию в закупке указанных лиц.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в связи с объединением в один предмет закупки выполнение работ в 4 административных округах города Иркутска начальная максимальная цена контракта составляет 2 389 244 176 рублей. Соответственно, согласно информационной карты Конкурсной документации размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 119 462 208, 80 рублей, что также влияет на количество участников закупки.
Таким образом, для того чтобы осуществить организацию работ, одному участнику необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. С учетом того, что такой возможностью обладают не все потенциальные участники, ФАС России считает, что установление Заказчиком требования о выполнения работ в 4 административных округах города Иркутска нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с чем в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требования к выполняемым работам, ограничивающие количество участников закупки, содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки путем объединения в один лот выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах, расположенных в разных административных округах города Иркутск, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе требования по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города Иркутска в 2016 - 2017 годах, расположенных в разных административных округах города Иркутск, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2016 г. по делу N А40-30610/16-144-262)
5. Для участия в электронном аукционе участник закупки должен подписать заявку электронной цифровой подписью.
Электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу (транспортировке) и размещению отходов производства и потребления, для нужд Заказчика.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 22 статьи 68 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 Закона о контрактной системе, независимо от времени окончания такого аукциона. При этом в соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку.
В соответствии с частью 8 статьи 66 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Согласно пункту 10.9 Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при формировании (редактировании) карточки заявки на участие в Аукционе пользователю необходимо подписать электронной цифровой подписью и отправить карточку заявки.
Представитель Оператора электронной площадки на заседание Комиссии представил документы и сведения, в соответствии с которыми Заявитель создал и сохранил заявку на участие в Аукционе, при этом данной заявке Оператором электронной площадки присвоен номер "3276812".
Вместе с тем, представитель Оператора электронной площадки пояснил, что Заявителем не подписана электронной цифровой подписью и не направлена заявка на участие в Аукционе Оператору электронной площадки с помощью функционала электронной площадки.
Таким образом, учитывая, что Заявитель не направил заявку Оператору электронной площадки, заявка Заявителя находилась в статусе "формирование".
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства того, что Оператором электронной площадки 11.11.2015 не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств электронной площадки, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Аукционе.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Как установлено ответчиком и нашло свое подтверждение в суде, третье лицо представило документы и сведения, в соответствии с которыми заявитель создал и сохранил заявку на участие в Аукционе, при этом данной заявке ООО "РТС-Тендер" присвоен номер "3276812", однако, заявителем не выполнено требование пункта 10.9 Регламента ООО "РТС-Тендер", а именно: карточка заявки не подписана электронной цифровой подписью.
Таким образом, заявителем не выполнено требование части 2 статьи 60 Закона о контрактной системе и пункта 10.9 Регламента ООО "РТС-Тендер".
В соответствии с пунктом 10.10 Регламента ООО "РТС-Тендер" АС Оператора не позволяет пользователю отправлять заявку на участие в ЭА в случае её несоответствия требованиям настоящего регламента и действующего законодательства РФ.
На основании допущенных заявителем нарушений, заявка не направлена ООО "РТС-Тендер" заказчику для участия в Аукционе.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В настоящем случае, как верно отмечено судом первой инстанции, Заявителем не представлено надлежащих доказательств недобросовестного поведения оператора электронной площадки, а также, доказательств совершения им каких- либо действий, по исправлению сложившейся, по его мнению, ситуации.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
В данном случае, заявитель не указал, какое именно его право было нарушено, оспариваемым актом ответчика, и не представил доказательств фактического нарушения его прав, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 г. по делу N А40-1263/16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд.
В частности, указано, что контракты, размещаемые должностными лицами заказчиков на официальном сайте и подписываемые на бумажных носителях, должны иметь одинаковое содержание.
Комиссия заказчика не вправе допускать до участия в закупке организацию, представившую в составе заявки банковскую гарантию, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В документации о закупке заказчики должны установить штрафные санкции в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик не вправе объединять в один лот выполнение работ по содержанию автодорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений города.
Также отмечается, что для участия в электронном аукционе участник закупки должен подписать заявку электронной цифровой подписью.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.