1. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающий перечень документов, представляемых участником закупки в составе заявки.
Заказчик проводил открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию и ремонту транспортных средств (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) комиссии Заказчика, Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В Документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена единицы продукции (Ц): значимость критерия - 30%". "Размер скидки на запасные части, аксессуары, расходные материалы и оборудование (С): значимость критерия - 30%". "Опыт оказания услуг/ выполнения работ (О): значимость критерия - 10%". "Удаленность сервисного предприятия/ подразделения от места нахождения заказчика (У): значимость критерия - 30%".
Согласно Документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Опыт оказания услуг/ выполнения работ":
"Критерий "Опыт оказания услуг/ выполнения работ" (Оi) - оценивается исходя из представленных участником конкурса документов в составе конкурсной заявки, в отношении каждого лота отдельно, в соответствии с пп. 1.3. п. 17 информационной карты конкурса.
Показатель критерия "Опыт оказания услуг/ выполнения работ" в зависимости от лота: |
Кол-во |
Кол-во баллов |
По лоту N 1: наличие у участника конкурса/субподрядчика/ соисполнителя опыта оказания услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию, гарантийному и текущему ремонту автомобилей марки Мерседес за период 2012-2015 с приложением договоров, актов оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающих факт оказания/выполнения таких услуг/работ на сумму исполненных обязательств не менее1 000,00 тыс. руб. в год. |
1 |
10 |
2 |
50 |
|
3 и более |
90 |
|
По лоту N 2: наличие у участника конкурса/ субподрядчика/соисполнителя опыта оказания услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию, гарантийному и текущему ремонту автомобилей марки Вольво за период 2012-2015 с приложением договоров, актов оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающих факт оказания/выполнения таких услуг/работ на сумму исполненных обязательств не менее 500,00 тыс. руб. в год. |
1 |
10 |
2 |
50 |
|
3 и более |
90 |
|
По лоту N 3: наличие у участника конкурса/ субподрядчика/соисполнителя опыта оказания услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию, гарантийному и текущему ремонту автомобилей марки Ауди за период 2012-2015 с приложением договоров, актов оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающих факт оказания/ выполнения таких услуг/работ на сумму исполненных обязательств не менее |
1 |
10 |
2 |
50 |
|
3 и более |
90 |
|
По лоту N 4: наличие у участника конкурса/ субподрядчика/соисполнителя опыта оказания услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию, гарантийному и текущему ремонту автомобилей марки Ниссан за период 2012-2015 с приложением договоров, актов оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающих факт оказания/выполнения таких услуг/работ на сумму исполненных обязательств не менее 2 500,00 тыс. руб. в год. |
1 |
10 |
2 |
50 |
|
3 и более |
90 |
|
По лоту N 5: наличие у участника конкурса/ субподрядчика/соисполнителя опыта оказания услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию, гарантийному и текущему ремонту автомобилей марки Фольксваген за период 2012-2015 с приложением договоров, актов оказанных услуг/выполненных работ, подтверждающих факт оказания/выполнения таких услуг/работ на сумму исполненных обязательств не менее 500,00 тыс. руб. в год. |
1 |
10 |
2 |
50 |
|
3 и более |
90 |
Услуги/ работы, оказание/ выполнение которых не подтверждено прилагаемыми документами (исполненные участником конкурса/соисполнителем договоры, акты подтверждающие факт оказания/ выполнения таких услуг/ работ по данным договорам), в расчет показателя не принимаются.
Дополнительно участнику конкурса, являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства, присуждается 10 (десять) баллов".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки по критерию "Опыт оказания услуг/ выполнения работ" в связи с тем, что не установлен предмет оценки по критерию "Опыт оказания услуг/ выполнения работ", а именно не представляется возможным сделать вывод о том, какие сведения подлежат оценке по указанному критерию, а также отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участниками закупки.
Кроме того, согласно Документации установлен следующий критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Удаленность сервисного предприятия/ подразделения от места нахождения заказчика (У): значимость критерия - 30%".
Согласно Документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Удаленность сервисного предприятия/ подразделения от места нахождения заказчика":
"Критерий "Удаленность сервисного предприятия/подразделения участника конкурса от места нахождения заказчика" (Уi) - оценивается исходя из представленной участником конкурса информации в конкурсной заявке, в отношении каждого лота отдельно, (Приложение 1).
Расстояние рассчитывается в километрах путем использования сервиса "Маршрут, на машине" (кратчайший маршрут) на сайте http://maps.yandex.ru/, где точка А устанавливается по адресу: пр-т Академика Сахарова, д. 9, Москва, точка Б: по адресу сервисного предприятия/подразделения.
Уmin
БУi = ---------------- * 100, где:
Уi
БУi - оценка по критерию "Удаленность сервисного предприятия/ подразделения участника конкурса от места нахождения заказчика" i-го участника конкурса, баллы;
Уi - расстояние до сервисного предприятия/ подразделения участника конкурса, рассчитанное исходя из представленных сведений i-ым участником конкурса, в отношении каждого лота отдельно, км;
Уmin - минимальное расстояние до сервисного предприятия/ подразделения участника конкурса, рассчитанное исходя из сведений, представленных участниками конкурса, км.
Информация о местонахождении сервисного предприятия/ подразделения участника конкурса не подтвержденная прилагаемыми документами (договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности), в расчет показателя не принимаются".
Вместе с тем, порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее условие, содержащееся в предложении участника Конкурса по критерию "Удаленность сервисного предприятия/ подразделения от места нахождения заказчика", поскольку указанный критерий не является характеристикой оказания услуг, свидетельствующей о качестве оказания услуг.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.2 Документации "Претендент или участник процедуры закупки в порядке, определенном регламентом ЭТП вправе направить заказчику запрос на разъяснение положений конкурсной документации в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Заказчик по средствам функционала ЭТП направляет разъяснения положений конкурсной документации лицу, направившему запрос, а также размещает в течение трех дней со дня предоставления указанных разъяснений текст таких разъяснений (без указания наименования лица, от которого был получен запрос на разъяснения положений конкурсной документации) в ЕИС".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен в пункте 1.3.2. Положения: "При закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется следующими принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Заказчиком в Документации установлены, в том числе следующие требования:
по Лоту N 1 - наличие у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Мерседес сервисного предприятия/подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта;
по Лоту N 2 - наличие у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Вольво сервисного предприятия/подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта;
по Лоту N 3 - наличие у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Ауди сервисного предприятия/подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта;
по Лоту N 4 - наличие у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Ниссан сервисного предприятия/подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта;
по Лоту N 5 - наличие у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Фольксваген сервисного предприятия/подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта.
Кроме того, согласно пункту 17 Информационной карты Документации участник закупки в составе заявки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к участникам Конкурса, в том числе:
По лоту N 1 - справка о наличии у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Мерседес сервисного предприятия/ подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта с приложением договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности.
По лоту N 2 - справка о наличии у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Вольво сервисного предприятия/ подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта с приложением договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности.
По лоту N 3 - справка о наличии у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Ауди сервисного предприятия/ подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта с приложением договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности.
По лоту N 4 - справка о наличии у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Ниссан сервисного предприятия/ подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта с приложением договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности.
По лоту N 5 - справка о наличии у участника процедуры закупки/ субподрядчика/ соисполнителя авторизированного и сертифицированного для автомобилей марки Фольксваген сервисного предприятия/ подразделения в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги для прохождения технического обслуживания, дооборудования, гарантийного и текущего ремонта с приложением договора аренды помещений/ договора субаренды или свидетельства о праве собственности.
Вместе с тем, из Документации не следует, к кому предъявляется вышеуказанное требование, а именно: к участнику закупки или субподрядчику/ соисполнителю или в равной мере как к участнику закупки, так и к субподрядчику/ соисполнителю.
Кроме того, установление указанных требований влечет ограничение количества участников закупки, в связи с тем, что участникам закупки на момент подачи заявок на участие в Конкурсе необходимо иметь договор аренды помещений/ договор субаренды или свидетельство о праве собственности на авторизированное и сертифицированное для автомобилей соответствующей марки сервисное предприятие/ подразделение в г. Москве в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги.
Вышеуказанные действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам закупки, противоречащие пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Извещению и пункту 1 Информационной карты Документации предметом договора является оказание услуг по техническому обслуживанию, дооборудованию и ремонту транспортных средств.
Вместе с тем, Извещение, Документация не содержат информации о количестве и моделях транспортных средств.
Учитывая вышеизложенное, из Извещения, Документации не представляется возможным определить объем оказываемых услуг, что нарушает требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, признал решение ФАС России законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2016 г. по делу N А40-53071/2016-84-458)
2. В документации о закупке должен быть установлен порядок оценки заявок, позволяющий отобрать победителя закупки, предложившего лучшие условия исполнения договора.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения договора на строительство объекта: "Административно-деловой центр с выставочным комплексом особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории г. Москвы".
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) комиссии Заказчика, Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 21 Информационной карты Документации оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критериям "цена" договора (значимость - 30%); "качество работ и квалификация участника конкурса" (значимость - 40%); "срок выполнения работ" (значимость - 30%).
Пунктом 2 Раздела II Документации установлено, что "...при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" комиссия оценивает предложение участника о качестве работ и квалификацию участника конкурса, деловую репутацию участника конкурса, опыт выполнения участником конкурса работ, являющихся предметом договора, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов, наличие сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества участника закупки требованиям стандарта ИСО 9001. Для оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов.
При оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, по мнению комиссии, предложением о качестве работ и квалификации участника конкурса.
Оценка осуществляется экспертным методом.
2.1. Рейтинг, присуждаемый заявке на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
2.2. Для получения оценки (значения в баллах) по критерию для каждой заявки на участие в конкурсе вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию.
2.3. Для получения итогового рейтинга по заявке на участие в конкурсе, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", умножается на соответствующую указанному критерию значимость...".
При этом, из Порядка оценки следует, что при оценки заявки по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" учитываются сведения, отраженные в Форме N3 Приложения N 2 к Заявке на участие в конкурсе "Предложение о качестве работ и сведения о квалификации участника конкурса" (далее - Форма N 3).
Формой N3 установлено, что "...сведения о квалификации участника конкурса, деловой репутации участника конкурса, наличии у участника конкурса опыта выполнения работ, наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, соответствии системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001 (сведения представляются в виде справки* с информацией по каждому параметру и подтверждаются документально, в подтверждение данных сведений прикладываются копии документов согласно пп. 15 п. 13 раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации)...".
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно показателей Конкурсная комиссия производит оценку по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с конкурсной документацией при оценке заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, по мнению комиссии, предложением о качестве работ и квалификации участника конкурса.
Исходя из содержания конкурсной документации апелляционный суд полагает, что установленный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора.
Конкурсной документацией не установлено, на основании каких конкретно показателей комиссия производит оценку по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса".
Конкурсной документацией не определен алгоритм присвоения баллов в диапазоне между минимальным и максимальным количеством.
Следовательно, обществом допущено нарушение п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 г. по делу N А40-205504/15)
3. Требования к коллективному участнику, установленные в документации о закупке, должны применяться как к одному участнику закупки.
Заказчик проводил открытый запрос предложений на право организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) комиссии Заказчика, Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 15 Информационной карты Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников Запроса предложений.
Согласно критерию "Квалификация участника" закупочной комиссией оцениваются следующие показатели участника: "...1. Размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2014; 2.Размер чистой прибыли на 31.12.2014; 3. Размер уставного капитала; 4. Рейтинги финансовой устойчивости (при оценке учитываются значение рейтинга, а также количество и статус (международный/национальный) рейтинговых агентств...". Рейтинг заявки каждого участника на участие в Запросе предложений определяется по формуле.
В соответствии с пунктом 14 Информационной карты Документации в случае если на стороне Претендента/Участника выступают несколько лиц, то Общим требованиям должны соответствовать все лица. Соответствие Дополнительным требованиям и Специальным требованиям считается соблюденным, если им соответствует хотя бы одно лицо, из выступающих на стороне Претендента, если иное прямо не следует из условий настоящей Документации.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.
Согласно пояснениям представителя Заявителя в адрес Заказчика направлен запрос разъяснения Документации о порядке оценки коллективной заявки (далее - Запрос).
В соответствии с ответом Заказчика на Запрос, размещенным на официальном сайте "...в подпункте 9 пункта 28 Информационной карты Документации о закупке установлено, что в случае, если на стороне одного претендента выступает несколько физических/юридических лиц, то заявка должна содержать соглашение таких лиц, содержащее ряд обязательных условий, указанных в данном пункте. Если на стороне одного участника будет выступать несколько физических/юридических лиц, то общим требованиям, указанным в пункте 14 Информационной карты Документации о закупке, должны будут соответствовать все лица, указанные в заявке. Для целей оценки и сопоставления заявок в этом случае будут использоваться сведения только заявки того участника, который подал заявку от имени нескольких физических/юридических лиц".
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу от 28.07.2015 N 31502551722/2 закупочной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Учитывая изложенное, проведение оценки и сопоставление заявок противоречит нормам части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 31 Информационной карты Документации по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Запросе предложений в том числе, в случае:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 14 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям Документации;
г) цена Технического решения, предложенного Участником по результатам второго этапа Закупки превышает начальную (максимальную) цену Технического решения, установленную для второго этапа Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услуга, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.
Таким образом, установленные в Документации условия допуска к участию в Запросе предложений нарушает часть 6 статьи 3 Закона о Закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с ответом заказчика на запрос, размещенным на официальном сайте "...в подпункте 9 пункта 28 Информационной карты документации о закупке установлено, что в случае, если на стороне одного претендента выступает несколько физических/юридических лиц, то заявка должна содержать соглашение таких лиц, содержащее ряд обязательных условий, указанных в данном пункте. Если на стороне одного участника будет выступать несколько физических/юридических лиц, то общим требованиям, указанным в пункте 14 Информационной карты документации о закупке, должны будут соответствовать все лица, указанные в заявке. Для целей оценки и сопоставления заявок в этом случае будут использоваться сведения только заявки того участника, который подал заявку от имени нескольких физических/юридических лиц".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, сто суд первой инстанции правомерно указал в решении, что антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что заказчик фактически уровнял содержание коллективной заявки и индивидуальной заявки, поскольку оценке и сопоставлению по критериям закупки подлежит не совокупность критериев всех участников коллективной заявки, а лишь участника-подписанта. Таким образом, формально заявка от нескольких юридических лиц может быть подана, однако оцениваться она будет как заявка лишь одного участника, при том, что услуги будут оказываться всеми участниками коллективной заявки. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу от 28.07.2015 N 31502551722/2 закупочной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Учитывая изложенное, проведение оценки и сопоставление заявок противоречит нормам части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 31 Информационной карты документации по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия имеет право не допустить претендента к участию в запросе предложений в том числе, в случае: несоответствия претендента требованиям, установленным пунктом 14 раздела II "Информационная карта" документации; непредставления требуемых согласно настоящей документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах; несоответствия заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям документации; цена технического решения, предложенного участником по результатам второго этапа закупки превышает начальную (максимальную) цену технического решения, установленную для второго этапа Закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услуга, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам.
Таким образом, судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции о том, что установленные в документации условия допуска к участию в Запросе предложений нарушает часть 6 статьи 3 Закона о Закупках, обоснованным."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 г. по делу N А40-219484/15)
4. Заказчик не вправе ограничивать право исполнителя по договору привлекать субподрядчика.
Заказчик проводил запрос предложений на право заключения договора на организацию осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) комиссии Заказчика, Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2.1.6 Положения о закупках участник - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Участника, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Участника.
В соответствии с Разделом I Документации "Претендент на участие в закупке (далее также - Претендент) - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного Претендента, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного Претендента, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного Претендента, который подал (которые подали) Заявку".
Согласно пункту 18 Раздела II Документации не допускается привлечение со стороны участника субподрядчиков, соисполнителей.
Таким образом, отсутствие возможности привлечения субпоставщиков, соисполнителей противоречит пункту 2.1.6 Положения о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты Документации "В случае если Извещение о закупке и Документация о закупке были размещены на Официальном сайте не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты окончания срока предоставления Заявок, то заявление лица о разъяснении положений Документации о закупке должно быть получено Заказчиком не позднее чем за 3 (три) дня до даты окончания срока предоставления Заявок (включительно). Разъяснения положений Документации о закупке направляются Заказчиком в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего заявления лица в письменной форме или в форме электронного документа.".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Протокол составлен и подписан 07.12.2015.
Комиссией ФАС России установлено, что Протокол размещен на официальном сайте 11.12.2015, то есть на 4 день.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Поскольку участник закупки, отвечающий установленным документацией о закупке требованиям является субъектом предпринимательской деятельности он праве привлекать для выполнения работ третьи организации (субподрядчиков), в связи с чем установление в документации об аукционе запрета на привлечение при исполнении работ субподрядных организаций ограничивает генподрядчика в осуществлении им свободной предпринимательской деятельности.
Кроме того, положениями Закона о закупках не предусмотрена возможность установления в закупочных документациях требования о выполнении работ по контракту лично.
Таким образом, вопрос привлечения третьих лиц - субподрядных организаций решается самостоятельно генеральным подрядчиком - поставщиком.
Формируя таким образом закупочную документацию, заказчик фактически установил требования, под которые подпадает чрезмерно ограниченный круг поставщиков услуг, что противоречит пункту 2.1.6 Положения о закупках, части 1 статьи 2 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.06.2016 г. по делу N А40-60408/16-120-362)
5. Объединение в один лот строительных работ и поставки оборудования приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения договора на выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта "Строительство кузнечно-штамповочного цеха" в соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе и условиями, указанными в проекте контракта документации об электронном аукционе.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) комиссии Заказчика, Заказчика при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на охранные услуги (далее - Запрос предложений).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с Техническим заданием документации, приложением N 1 "Технические и функциональные характеристики оборудования" к техническому заданию Заказчиком установлены требования соответствия стандартам, в том числе:
ГОСТ 2121-83;
ГОСТ 5761-74.
Согласно письменным возражениям Заказчика стандарты, утратившие силу, установлены исходя из проектной документации, утвержденной в установленном законом порядке и получившей положительные заключения Государственной экспертизы (N 0113-15/КГЭ-0291/03 от 26.02.2015, N 0115-15/КГЭ-0291/05 от 26.02.2015).
Таким образом, указанные Заказчиком в Техническом задании документации, приложении N 1 "Технические и функциональные характеристики оборудования" требования установлены в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация в полном объеме на Официальном сайте не размещена.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте проектно - сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.13.110 "Выполнение работ подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта "Строительство кузнечно-штамповочного цеха", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 2 081 627 050 рублей, в связи с чем проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В соответствии с пунктом 1.6.4 Информационной карты Документации (далее - Информационная карта) установлены дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе, установленное в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 г. N 99. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 3.1 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе в электронном форме должна содержать информацию, в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если Участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит предусмотренных частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показатели, которые не могут изменяться.
Следовательно, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в документации об Аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также их максимальных и (или) минимальных значений, значений показателей, которые не могут изменяться, не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, установленная в документации об Аукционе не содержит указания на конкретный раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Согласно общим требованиям к выполнению работ раздела 4 "Техническое задание" в рамках производства работ по предмету электронного аукциона необходимо выполнить работы подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта "Строительство кузнечно-штамповочного цеха" в полном объеме "под ключ" в соответствии с проектной документацией, в соответствии со сметной документацией, требованиями Заказчика, Техническим заданием, в том числе:
- подготовка территории к выполнению строительно- монтажных работ;
- строительно-монтажные работы;
- доставка и пуско-наладка инженерного и технологического оборудования;
- проведение технологических испытаний оборудования с непосредственным выпуском продукта с соответствии с ТУ;
- проведение инструктажей при работе на оборудовании;
- подготовка и оформление исполнительной технической документации;
- разработка рабочей документации, авторский надзор, строительный контроль и т.п.;
- ввод в эксплуатацию Объекта капитального строительства.
Требования к основным материалам, оборудованию, изделиям, используемым при выполнении работ содержат, в том числе:
- Станок ленточнопильный автоматический;
- Станок широкоуниверсальный обдирочно-шлифовальный;
- Виброгалтовочный станок.
Следовательно, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом технологического обслуживания, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно объединившего в один предмет закупки работы подряда, для которых используется товар, по реализации инвестиционного проекта "Строительство кузнечно-штамповочного цеха", а также поставку оборудования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к выводу о законности всех выводов, сделанных комиссией ФАС России. Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2016 г. по делу N А40-133585/2015-92-1058)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Представляется важным отметить следующие выводы.
Требования к коллективному участнику, установленные в документации о закупке, должны применяться как к одному участнику. Разъяснено, что при подаче заявки группой лиц установленным требованиям должна в совокупности отвечать такая группа, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
Заказчик не вправе ограничивать право исполнителя по договору привлекать субподрядчика. Вопрос о привлечении третьих лиц - субподрядных организаций решается самостоятельно генеральным подрядчиком - поставщиком.
Объединение в один лот строительных работ и поставки оборудования приводит к ограничению количества участников закупки.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2016)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.