Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2016 г. N АКПИ16-442
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Поляковой К.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор"
о признании недействующим пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, установил:
согласно пункту 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии:
в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня;
в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии:
при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго данного пункта;
при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети.
Для потребителей на территории субъекта Российской Федерации, энергопринимающие устройства которых присоединены в порядке, предусмотренном вторым и четвертым абзацем этого пункта к электрическим сетям сетевой организации и объем электроэнергии (мощности) которых, отпущенный таким потребителям с энергетических установок производителя электрической энергии, в 2007 г. не учитывался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете тарифа на оказание услуг по передаче, устанавливается переходный период по оплате услуг по передаче.
Оплата за услуги по передаче по ставке тарифа на содержание производится такими потребителями с коэффициентом, применяемым к объему заявленной мощности, не учтенному при расчетах в 2007 г., в 2008 г. - 0,25; в 2009 г. - 0,5; в 2010 г.-0,75; с 2011 г. - 1,0.
Данные особенности поэтапного перехода к полной оплате услуг по передаче должны учитываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете и установлении соответствующих тарифов.
ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 55 Методических указаний, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, пунктам 87, 96, 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, абзацу 3 пункта 2, пункту 10(1) Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1179, ограничивает хозяйственную деятельность ПАО "Электроприбор", связанную с правом расчета за потребленную электрическую энергию в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. по первой ценовой категории предельных уровней нерегулируемых цен, в период с 1 июля 2013 г. по 5 августа 2014 г. - по третьей ценовой категории предельных уровней нерегулируемых цен, необоснованно возлагает на административного истца обязанность по расчету в период с 1 января 2013 г. по 5 августа 2014 г. цен за оказание услуг по передаче электрической энергии по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии и, тем самым, нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Административный истец извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ПАО "Тамбовский завод "Электроприбор".
Представители Федеральной антимонопольной службы Кыров Д.Н., Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей ФАС России Кырова Д.Н., Минюста России Кузнецова М.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332, было предусмотрено право ФСТ России принимать методические указания по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 941).
Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, действуют в редакции приказа ФСТ России от 14 апреля 2014 г. N 625-э, с изменениями, внесенными приказом ФСТ России от 16 сентября 2014 г. N 1442-э.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2004 г., регистрационный номер 6076, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 44, 1 ноября 2004 г., "Российской газете" 2 ноября 2004 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе.
Методические указания предназначены для использования регулирующими органами, органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Пункт 55 Методических указаний предусматривает установление регулирующим органом тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройств которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Абзац второй пункта 55 Методических указаний предусматривает установление тарифов в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии.
Абзацы третий, четвертый и пятый пункта 55 Методических указаний предусматривают установление тарифов для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поскольку потребители, к числу которых относится административный истец, самостоятельно выбирают вариант тарифа на услуги по передаче электрической энергии, являются несостоятельными.
Пункты 87, 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии определяют порядок применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию, их структуру, а также право потребителей осуществить выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений пункта 97. Оспариваемые положения нормативного правового акта вопросы выбора потребителем ценовой категории в расчетах за электрическую энергию не регулируют.
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определяет полномочия Правительства Российской Федерации, в области государственного регулирования цен (тарифов) и относит к его полномочиям утверждение основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющих принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы) (статья 24).
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, в разделе VII определяют вопросы ценообразования в отношении услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 750 внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1179.
Из содержания абзаца 25 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике следует, что для расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии.
Потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, в соответствии с абзацами 30-33 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;
нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Что касается доводов административного истца о незаконности пункта 55 Методических указаний при правоприменительной практике, то они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку законность и обоснованность судебных постановлений арбитражных судов проверятся в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества "Тамбовский завод "Электроприбор" о признании недействующим пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной Форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2016 г. N АКПИ16-442
Текст решения официально опубликован не был