Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Местные напряжения в ездовых балках
Представлены методики расчета ездовых балок в зонах местного влияния ходовых колес. Рассмотрены балки трех типов:
- коробчатые балки с рельсом, расположенным на верхнем поясе между стенками;
- двутавровые и коробчатые балки с опиранием колес на нижний пояс;
- двутавровые и коробчатые балки с рельсом, расположенным на верхнем поясе над стенкой.
А.1 Балки с рельсом между стенками
А.1.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов:
а) Расчет рельса на прочность по условию (1), (2), где , (А.1);
б) Расчет узла соединения диафрагмы с поясом на прочность. Если использована конструкция по рисунку А.1, б, то рассчитывается сварное соединение по методике 6.3 при = . Если использована конструкция в, на прочность рассчитывается диафрагма по условию (1), (2), = (А.2).
А.1.2 Максимальные напряжения в рельсе при расположении колеса между диафрагмами вычисляются по формуле (рисунок А.1, положение 1)
,
(А.1)
где - момент сопротивления сечения рельса относительно главной оси у (рисунок А.1).
Максимальные сжимающие напряжения на уровне верхней кромки диафрагмы от вертикальной нагрузки вычисляются по формуле
,
(А.2)
где - толщина диафрагмы;
;
- ширина подошвы рельса;
- толщина верхнего пояса.
Рисунок А.1 - Схемы к расчету ездовой балки с рельсом между стенками
А.2 Балки с катанием колес по нижнему поясу
Дана методика расчета балок двух типов:
- балок, нижняя часть которых представляет собой тавр, по поясу которого движутся колеса (рисунок А.2, а);
- коробчатых балок с увеличенными свесами нижнего пояса, по которым движутся колеса (рисунок А.2, б).
Рисунок А.2 - Схемы ездовых балок
А.2.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов:
а) Расчет нижнего пояса на прочность в зонах 1, 2 и 3 (рисунок А.3) по условию (1), (2), в котором расчетное напряжение вычисляется с учетом местных напряжений в i-й расчетной зоне по формуле (5), которая в данном случае имеет вид
(А.3)
б) Расчет нижнего пояса в зонах 1 и 3 на сопротивление усталости производится по методике, приведенной в 8. Расчетное напряжение в зоне 1 , в зоне 3 . Здесь напряжение от общего изгиба балки в расчетной зоне, действующее одновременно с местным напряжением . - минимальное значение напряжения в расчетной зоне, возникающее тогда, когда колесо ушло из расчетной зоны. Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений в зоне 1 для прокатных двутавров принимается равным = 100 МПа, для составных балок со сварным соединением пояса со стенкой =80 МПа. Нормативный предел выносливости для зоны 3 - =140 МПа.
Рисунок А.3 - Схема местного нагружения ездовых балок с катанием по нижнему поясу
в) Расчет сварного соединения нижнего пояса со стенкой (если таковое имеется) на сопротивление усталости производится по методике 8. Расчетное напряжение (А.2.3, А.2.4.). Для ездового тавра = 0. Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений принимается по таблице Ж.1 для сварного таврового соединения с учетом его конструкции.
А.2.2 Максимальные местные напряжения в i-й точке пояса ездовой балки при симметричном приложении двух сил Р вычисляются следующим образом (рисунок А.3, i = 1, 2, 3)
,
(А.4)
где Р - нагрузка, создаваемая одним ходовым колесом;
- толщина пояса;
, - расчетные коэффициенты для каждой расчетной точки, зависящие от конструкции ездовой балки и положения точки контакта колеса с поясом.
Для ездового тавра (рисунок А.3, а) при расчетные коэффициенты в указанных точках вычисляются по формулам:
|
; |
; |
|
; |
. |
|
; |
Здесь
Для коробчатой балки (рисунок А.3, б) при и 1,0 расчетные коэффициенты в формуле (А.4) вычисляются по формулам:
|
; |
; |
|
; |
; |
|
; |
Здесь
А.2.3 Нормальные напряжения от местного растяжения и изгиба стенки ездовой балки в зоне соединения с нижним поясом и могут быть вычислены по методике [3].
А.2.4 Коэффициент вычисляется по формуле
,
(А.7)
где = 0,75 для сталей с МПа, = 0,85 для сталей с МПа, = 0,95 для сталей с МПа, = 1,0 для сталей с > 550 МПа;
= 20 мм.
А.3 Балки с рельсом над стенкой
А.3.1 Подтверждение работоспособности балки в зоне местного влияния ходовых колес требует выполнения следующих расчетов (рисунок А.4):
а) Расчет сварного соединения стенки с поясом на прочность по методике 6.3 при (А.11);
б) Расчет сварного соединения стенки с поясом на сопротивление усталости производится по методике 8. Расчетное напряжение (А.7), (А.8), (А.9). Нормативный предел выносливости по размаху нормальных напряжений принимается по таблице Г.1 для сварного таврового соединения с учетом его конструкции.
в) Расчет стенки на местную устойчивость по условию (70), (71).
А.3.2 Максимальные напряжения в стенке от местной нагрузки.
Местные сжимающие напряжения в стенке вычисляются по формуле (рисунок А.4, в)
,
(А.8)
где - толщина стенки;
;
- суммарный момент инерции рельса и пояса.
Если рельс не приварен к поясу, то момент вычисляется как = , где момент инерции рельса относительно оси ; момент инерции пояса. Для двутавровых балок следует считать , а для коробчатых балок , где , ширина поясного свеса, но не более чем . Если же рельс приварен, то момент инерции вычисляется относительно общей оси (рисунок А.4, в).
А.3.3 Местные напряжения от изгиба стенки вычисляются по формуле
,
(А.9)
где - суммарный крутящий момент, приложенный к рельсу;
- суммарный момент инерции при кручении рельса и верхнего пояса.
Момент инерции при кручении пояса двутавровой балки вычисляется как , для пояса коробчатой балки , для рельса прямоугольного сечения (и отношение значений большей стороны сечения рельса к меньшей). Значения моментов инерции при кручении для крановых рельсов приведены в таблице А.1.
Рисунок А.4 - Схемы к расчету ездовых балок с рельсом над стенкой
Таблица А.1 - Значения моментов инерции при кручении для крановых рельсов,
Тип рельса |
КР50 |
КР60 |
КР70 |
КР80 |
КР100 |
КР120 |
КР140 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.