Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ризалит" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВНИГНИ" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству лабораторного корпуса N 2 с кернохранилищем, производственно-складского корпуса , проходной, контрольно-пропускного пункта, газовой котельной, внутриплощадочных сетей электроснабжения 0,4 кВ, внутриплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения, канализационных насосных станций, вертикальной планировки, по реконструкции лабораторного корпуса N 1 с кернохранилищем на объекте "Реконструкция базового кернохранилища Федерального фонда кернового материала, палеонтологических и литологических коллекций и коллекций нефтей нефтегазоносных провинций России", по адресу: Россия,143363, г. Апрелевка, Московская область, Наро-Фоминский район, 1-я ул. Кетрица, дом 1 (Филиал "Апрелевское отделение ВНИГНИ") (номер извещения 0373100135316000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
2. Требования к содержанию и составу заявки, установленные Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.
3. Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 342 330 256,54 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.06.2016;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участи в Конкурсе - 27.06.2016;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки, а именно:
- требования к ряду товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установленные в техническом задании Конкурсной документации противоречат проектно-сметной документации;
- сметы содержат ссылки на товарные знаки без указания слов "или эквивалент".
- в отношении ряда товаров (материалов), используемых при выполнении работ, при установлении требований к показателям не установлены единицы измерения;
- к ряду товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлены требования о соответствии ТУ, вместе с тем, указанным ТУ могут соответствовать только товары конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, работы по контракту должны выполнятся в соответствии с проектно-сметной документацией, при этом в ходе выполнения работ будут использоваться товары (материалы), функциональные и технические характеристики которых непосредственно влияют на результат выполняемых работ, в связи с чем требования к таким товарам, используемым при выполнении работ, установлены в приложении А к техническому заданию Конкурсной.
Кроме того, в отношении довода Заявителя о том, что в локальных сметах имеются указания на товарные знаки без сопровождения слов "или эквивалент", представители Заказчика сообщили, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, в отношении которых участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели установлены в приложении А к техническому заданию Конкурсной документации, а не в проектно-сметной документации.
При этом, в приложении А к техническому заданию Конкурсной документации отсутствуют ссылки на товарные знаки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Как следует из жалобы Заявителя, к товару по позиции 11 приложения А к техническому заданию Конкурсной документации не установлена единица измерения по показателю "средняя плотность зерен крупного заполнителя бетона". Кроме того, по позиции 28 приложения А к техническому заданию Конкурсной документации установлено, что товар должен соответствовать ТУ 2248-021-40270293-2005, что соответствует только одному производителю.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что не установление единицы измерения, а также указание ссылки на ТУ является технической ошибкой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, действия Заказчика установившего ненадлежащее описание объекта закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.
2. Согласно доводу Заявителя, требования к содержанию и составу заявки, установленные Заказчиком в документации, требуют указывать конкретные значения показателей в случаях, когда указание конкретного показателя невозможно (например у товаров по позициям 14, 20, 23).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация, в том числе должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно инструкции по заполнению заявок, установленной в Конкурсной документации "участник закупки указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией с учетом взаимосвязи показателей, установленных в конкурсной документации, и других показателей, характеризующих указанный товар.
Если в наименовании и описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и (или) нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", ">", "", "", "<", а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", при указании диапазона с использованием символа "-", а также если верхний и нижний предел диапазона установлены символом "*", участником закупки в предложении устанавливается единственное конкретное значения, если иное не следует из данной инструкции.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что к некоторым товарам (например по позициям 14, 20, 23) при описании объекта закупки не установлены значения показателей с сопровождением слов "в интервале", "в диапазоне", вместе с тем согласно представленным на заседании Комиссии техническим документам, например такие показатели как "рабочая температура", "оптимальная рабочая температура", "химическая стойкость", "расход смеси", "теплоизоляционных плит" не могут быть указанные конкретно, поскольку указанные показатели имеют диапазонные значения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено, доказательств свидетельствующих об обратном.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в документации ненадлежащие требования к составу и содержанию заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурса не отклонялись.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
В соответствии с примечанием N 4 к Перечню (на момент публикации извещения о проведении Конкурса) в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2), за исключением:
- работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,
- а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству лабораторного корпуса N 2 с кернохранилищем, производственно-складского корпуса, проходной, контрольно-пропускного пункта, газовой котельной, внутриплощадочных сетей электроснабжения 0,4 кВ, внутриплощадочных сетей водоснабжения и водоотведения, канализационных насосных станций, вертикальной планировки, по реконструкции лабораторного корпуса N 1 с кернохранилищем на объекте "Реконструкция базового кернохранилища Федерального фонда кернового материала, палеонтологических и литологических коллекций и коллекций нефтей нефтегазоносных провинций России", по адресу: Россия, 143363, г. Апрелевка, Московская область, Наро-Фоминский район, 1-я ул. Кетрица, дом 1 для обеспечения государственных нужд, начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 1 342 330 256,54 рублей.
Таким образом, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не обязан был проводить электронный аукцион при осуществлении закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ризалит" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего описания объекта закупки и ненадлежащих требований к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты проведения Конкурса предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдается.
4. Передать материалы от 29.06.2016 по делу N К-1024/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 июня 2016 г. N К-1024/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был