Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Гранит-Строй" (далее - Заявитель) на действия Государственного казённого учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (далее - Заказчик), Департамента финансов, экономики и имущественных отношений чукотского автономного округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Угаткын на 684 км" (номер извещения 0188200000416000308) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 5 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99
(далее - Постановление Правительства N 99), и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого конкурса в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.
2. В проекте контракта Конкурсной документации содержатся положения, подлежащие изменению при заключении контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3. В проекте контракта Конкурсной документации не установлены условия о порядке и сроках оплаты работ.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно увеличена продолжительность гарантийных сроков.
5. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта установлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
6. В Конкурсной документации установлены излишние требования к объему заявки на участие в Конкурсе.
7. В Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно "предложение участника закупки в отношении объекта закупки", а также "степень детализации и проработанности, полнота описания применяемых технологий, методов, инструментов и способов", что не предусмотрено Постановлением Правительства N 99.
8. В извещении о проведении Конкурса не установлено ограничение допуска к участию в закупке организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 886 222 182 рубля;
4) дата окончания подачи заявок - 30.06.2016.
1. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются следующие требования о:
1) наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
2) о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также пунктом 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно положениям Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 1 886 222 182 рубля, в связи с чем проведение Конкурса относится к случаю, предусмотренному в пункте 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен следующий вид работ наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99: "Наличие опыта исполнения (с учётом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включённых в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием", что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что дополнительные требования к участникам закупки о наличии недвижимого имущества, оборудования, технических средств Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом, поскольку положения Конкурсной документации не позволяют определить исчерпывающий перечень имущества, оборудования, технических средств, подлежащий рассмотрению Конкурсной комиссией, Заказчиком на предквалификационном отборе и соответственно подлежащий представлению участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя в проекте контракта Конкурсной документации в пунктах 4.2, 8.41, 12.2.5, 12.3.1 содержатся положения, подлежащие изменению при заключении контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта содержит в том числе, следующее: "4.2. Заказчик осуществляет финансирование по Контракту в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
Лимиты финансирования по годам: 2016 год - ____ рублей, 2017 год - ________ рублей, 2018 год -__________ рублей, 2019 год - __________рублей. 8.41. Размер обеспечения составляет ______рублей (_______рублей) (_ % (___ процентов) начальной (максимальной) цены Контракта). 12.2.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчику начисляется неустойка (штраф). Размер неустойки (штрафа) устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 0,5 % (ноль целых пять десятых процентов) от цены Контракта и составляет _______рублей _____ копеек.
12.3.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пени).
Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 0,5 % (ноль целых пять десятых процентов) от цены Контракта и составляет _______рублей _____ копеек".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные пункты проекта государственного контракта заполняются Заказчиком при заключении контракта с учетом цены предложенной победителем Конкурса в заявке, а также с учетом необходимости применения антидемпинговых мер предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в разделе 4 проекта контракта Конкурсной документации установлен порядок оплаты работ, при этом указанный раздел содержит, в том числе, следующие требования: "4.6. Текущий платеж за выполненные работы Заказчик осуществляет ежемесячно, в исключительных случаях ежеквартально, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления на лицевой счет Заказчика финансовых средств из окружного бюджета Чукотского автономного округа. Основанием для оплаты являются представленные Подрядчиком и подписанные Заказчиком Акт о приемке выполненных работ (форма NКС-2), Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) и счет-фактура (или счет).
4.7. Окончательный расчёт осуществляется Заказчиком после ввода Объекта в эксплуатацию, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента поступления финансовых средств на лицевой счет Заказчика из окружного бюджета Чукотского автономного округа".
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что исключительными случаями называются случаи, которые в силу климатических или погодных условий могут повлиять на оплату выполненных работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно увеличена продолжительность гарантийных сроков на результат выполненных работ и конструктивные элементы.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в разделе 10 проекта контракта Конкурсной документации установлены гарантии качества на результат выполненных работ, гарантийный срок в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлен в соответствии с пунктом 1 статьи 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, гарантийными обязательствами заводов-изготовителей и является обязательным условием для участника закупки, гарантирующих по завершению строительства объекта достижения указанных в проектной документации показателей и возможность эксплуатации на протяжении установленных гарантийных сроков.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в Конкурсной документации, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
6. Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит, в том числе, следующее положение: "В случае если объем заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием превышает 250 листов, документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием оформляются в виде томов. При этом объем каждого тома заявки не должен превышать 200 листов".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное положение носит исключительно рекомендательный характер, вместе с тем, несоблюдение вышеуказанного положения не является основанием о признании такой заявки несоответствующей требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно "предложение участника закупки в отношении объекта закупки", а также "степень детализации и проработанности, полнота описания применяемых технологий, методов, инструментов и способов", что не предусмотрено Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что "предложение участника закупки в отношении объекта закупки", а также "степень детализации и проработанности, полнота описания применяемых технологий, методов, инструментов и способов" установлены Заказчиком, Уполномоченным органом не в качестве дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного Постановлением Правительства N 99, вышеуказанные положения установлены для оценки заявок на участие в соответствии с Правилами.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктами 2, 8 части 3 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик, в том числе указывает:
- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в извещении о проведении Конкурса установлены единые требования к участникам закупки "(в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Поскольку из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 90 % (далее - Критерий N 1).
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимость критерия 5 % (далее - Критерий N 2).
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 5 % (далее - Критерий N 3).
По показателю "Технологические карты на выполнение дорожно-строительных работ по конструктивным элементам мостового перехода" Критерия N 2 установлен, в том числе, следующий порядок оценки:
Технологические карты представлены на 1 конструктивный элемент мостового перехода 20 баллов
Технологические карты представлены на 2 конструктивных элемента мостового перехода 30 баллов
Технологические карты представлены на 3 конструктивных элемента мостового перехода 40 баллов
Технологические карты представлены на 4 и более конструктивных элемента мостового перехода 100 баллов
Комиссия установила, что порядок оценки заявок по показателю "Технологические карты на выполнение дорожно-строительных работ по конструктивным элементам мостового перехода" Критерия N 2 не позволяет выявить лучшее условие, содержащееся в предложении участника Конкурса, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание понятия "конструктивный элемент".
Кроме того, по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для строительства объекта" Критерия N 3 установлен, том числе, следующий порядок оценки: "Для целей оценки по указанному показателю участники закупки представляют в Таблице 1 "Квалификация трудовых ресурсов (инженерно-технических работников), предлагаемых для строительства объекта" формы 4 "Сведения о квалификации участника закупки" список трудовых ресурсов - инженерно-технического персонала (с указанием стажа в дорожной отрасли не менее 2-х лет). Оценке подлежит только информация об инженерно-технических работниках, имеющих стаж работы в дорожной отрасли не менее 2-х лет.
Оценка по данному показателю производится для каждой заявки отдельно следующим образом: Менее 18 человек со стажем не менее 2-х лет - 0 баллов, 18 человек со стажем не менее 2-х лет - 95 баллов, Более 18 человек со стажем не менее 2-х лет - 100 баллов.
По показателям "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" Критерия N 3 установлен, том числе, следующий порядок оценки: "Для целей оценки по указанному показателю участники закупки представляют в Таблице 2 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (рабочими)" формы 4 "Сведения о квалификации участника закупки" список трудовых ресурсов - рабочих (с указанием сведений о профессии и (или) специальности).
Оценка по данному показателю производится для каждой заявки отдельно следующим образом: Менее 132 человек - 0 баллов, 132 человека - 95 баллов, Более 132 человек - 100 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 3 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными участниками закупки к оценке.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 12.2.5, 12.3.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено:
"12.2.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчику начисляется неустойка (штраф). Размер неустойки (штрафа) устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 0,5 % (ноль целых пять десятых процентов) от цены Контракта и составляет _______рублей _____ копеек.
12.3.1. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пени).
Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 0,5 % (ноль целых пять десятых процентов) от цены Контракта и составляет _______рублей _____ копеек".
Вместе с тем, в проекте контракта Конкурсной документации отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Таким образом, действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранит-Строй" обоснованной в части ненадлежащего установления дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства N 99.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 5, 8 статьи 34, частей 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 29.06.2016 N К-1026/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 июня 2016 г. N К-1026/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был