Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эверест" (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену, город Щербинка, ул. Первомайская, д. 10 (уровень - 2)" (номер извещения 0173200001416000128) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 785 027 257,88 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 30.06.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
7) по результатам проведения Конкурса победителем признано ООО "Технострой" с предложением о цене контракта 745 775 894,99 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен следующий порядок оценки заявок:
"Значимость критерия: 20%
Предметом оценки по критерию является показатель:
1). "Качество работ".
Значимость показателя - 100 баллов.
При оценке заявок (предложений) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю "Качество работ" и определяется в следующем порядке:
Предложение по технологиям, методам, способам производства работ Не представлено 0
Представлено не по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте 1
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте 2
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте и с приложением технологических карт 5
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением технологических карт и графика выполнения работ 7
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением технологических карт, графика выполнения работ и с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства 10
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением технологических карт, графика выполнения работ, с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства и с предложениями (включающими обоснование и/или расчёт*) по уменьшению срока строительства (достижению необходимого результата) 15
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением технологических карт, графика выполнения работ, с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства, с предложениями (включающими обоснование и/или расчёт*) по уменьшению срока строительства (достижению необходимого результата) и включающих зарубежный опыт применительно к предмету закупки 30
Предложение по организации выполнения работ и строительной площадки Не представлено 0
Представлено не по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте 1
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте 2
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, и с приложением строительного генерального плана 5
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте с приложением строительного генерального плана и описанием входного, операционного, приёмного контроля 6
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением строительного генерального плана, описанием входного, операционного, приёмного контроля и строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования 8
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением строительного генерального плана, описанием входного, операционного, приёмного контроля, строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования и расчётом потребности машин, механизмов 10
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением строительного генерального плана, описанием входного, операционного, приёмного контроля, строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования, расчётом потребности машин, механизмов и с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства 15
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением строительного генерального плана, описанием входного, операционного, приёмного контроля, строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования, расчётом потребности машин, механизмов, с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства и с предложениями по уменьшению срока строительства (достижению необходимого результата) 20
Представлено по всем видам работ, указанным в сводном-сметном расчёте, с приложением строительного генерального плана, описанием входного, операционного, приёмного контроля, строительных конструкций, изделий, материалов, оборудования и расчётом потребности машин, механизмов, с применением инновационных технологий, не ведущих к удорожанию стоимости строительства, с предложениями по уменьшению срока строительства (достижению необходимого результата) и включающих зарубежный опыт применительно к предмету закупки 40
Предложения по обеспечению охраны труда, техники безопасности, а также соблюдению экологических требований и природопользовательских мероприятий Не представлено 0
Представлено по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда и техники безопасности 1
Представлено по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда и техники безопасности 5
Представлено по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда, техники безопасности соблюдению экологических требований и природопользовательских мероприятий 10
Представлено по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда, техники безопасности, соблюдению экологических требований и природопользовательских мероприятий, с применением инновационных технологий 15
Представлено по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда, техники безопасности, соблюдению экологических требований и природопользовательских мероприятий, с применением инновационных технологий и включающих зарубежный опыт применительно к предмету закупки 30
* Под расчётом заказчик понимает документальное приложение, находящиеся в составе заявки участника осуществления закупки составленное в письменной форме (в свободной форме), подтверждающие сокращение срока проведения работ (услуг).
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Технология - совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Строительная технология - совокупность процессов по изготовлению изделий и конструкций и превращению их в готовую продукцию строительства - здания и сооружения.
Технологическая карта - представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняют определённый технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.
Технологическая карта должна включать в себя технологическую последовательность и основные принципы организации труда при выполнении всех операций, входящих в состав рассматриваемой работы.
Входной контроль - проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства.
Операционный (или промежуточный) контроль - осуществляется на строительных площадках в процессе выполнения производственных операций или строительных процессов и должен обеспечивать своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие м по их устранению и предупреждению.
Приёмочный контроль - качественный контроль, выполняемый по завершении строительства объекта или его этапов, скрытых работ и других объектов контроля. По его результатам принимается документированное решение о пригодности объекта контроля к эксплуатации или выполнению последующих работ.
Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновационная технология - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим".
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации, не позволяют определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения максимальной оценки по указанному критерию.
Кроме того, по показателю "Предложения по обеспечению охраны труда, техники безопасности, а также соблюдению экологических требований и природопользовательских мероприятий", указанного нестоимостного критерия за предоставление участником предложений "по организации, управлению, надзору, контролю в области обеспечения охраны труда и техники безопасности" одновременно может быть присвоено 1 или 5 баллов, что также не позволяет выявить лучшее условие исполнение контракта.
Также, Комиссией установлено, что в Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий порядок оценки:
"Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27 - 29 Правил:
Оценка в 0 баллов - данные участником не представлены.
Оценка в 10 баллов - от 0,1% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки до 20% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
Оценка в 20 баллов - от 21% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки до 40% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
Оценка в 40 баллов - от 41% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки до 60% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
Оценка в 60 баллов - от 61% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки до 80% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
Оценка в 80 баллов - от 81% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки до 100% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
Оценка в 100 баллов - свыше 100% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупки.
В остальных случаях количество баллов рассчитывается из максимального количества денежных средств, указанных в актах сдачи-приёмки аналогичных работ, предложенных участниками конкурса.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ;), определяется по формуле:
НЦБi=КЗ*100*(Кi/Кmax), где: КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что оценка заявок участников закупки по указанному показателю производится в соответствии с установленной шкалой оценки, однако в случае, если представленные в заявке участников закупки сведения о квалификации не удовлетворяют критериям установленным в вышеуказанной шкале оценки, то оценка таких заявок будет осуществляется по установленной формуле.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленный в Конкурсной документации не позволяет определить лучшее условие исполнение контракта, поскольку согласно пункту 20 Правил оценки заявок, оценка заявок по нестоимостным критериям (показателям), осуществляется в порядке установленном пунктами 21-24 Правил оценки заявок (по формуле) только в случае, когда заказчиком не установлена шкала оценки.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу что в установленной шкале оценки по указанному критерию не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все участники Конкурса по нестоимостным критериям оценки получили максимальные баллы, при этом победителем признан участник закупки предложивший минимальное предложение о цене государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Эверест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы от 30.06.2016 по делу N К-1038/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2016 г. N К-1038/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был