Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ИМУ "Инсталл" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия) при проведении Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Москва, Орликов пер., д. 3А (номер извещения 0273100000716000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 638 128,97 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.05.2016;
4) дата проведения Аукциона - 20.05.2016;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
8) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку все вторые части заявок участников закупки признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.05.2016 N 0273100000716000018-1 участникам закупки с порядковыми номерами заявок 1 (Заявителю), 7 отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
- участники закупки с порядковыми номерами заявок 1, 7 не предоставили конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, в отношении следующего, используемого при выполнении работ товара: " N 3. Шпатлевка масляно-клеевая" по показателям "Массовая доля нелетучих веществ, %", "Степень перетира шпаклевки по методу "Клин" (гриндометром), мкм";
Пунктом 3 раздела 8 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре" части IV Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к шпатлевке масляно-клеевой:
- Массовая доля нелетучих веществ, % - 68-80;
- Степень перетира шпаклевки по методу "Клин" (гриндометром), мкм, - 60-70;
- Малярные свойства шпатлевки - Должна удовлетворительно наноситься шпателем, не образуя комочков;
- Усадка - Не должно быть трещин.
Согласно разделу 8.1 "Инструкция по заполнению первой части заявки" документации об Аукционе "предоставляемые Участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "не должна", "не должны". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "до", "от" то есть должны быть конкретными.
В техническом задании значение показателя установлено со значением "-", например 1-4, Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение соответствующее заявленным требованиям, но без сопровождения символа "-".
Изучив первые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 1, 7, представленные представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявки содержат, в том числе следующее:
Заявка с порядковым номером 1 (Заявитель):
"3. Шпатлевка масляно-клеевая, Без бренда, Россия, Массовая доля нелетучих веществ, % - согласно ГОСТ диапазон 68-80, Степень перетира шпаклевки по методу "Клин" (гриндометром), мкм, - согласно ГОСТ диапазон 60-70";
Заявка с порядковым номером 7:
"3. Шпатлевка масляно-клеевая, Без бренда, Россия, Массовая доля нелетучих веществ, % - 68-80, Степень перетира шпаклевки по методу "Клин" (гриндометром), мкм, - 60-70".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава (Массовая доля нелетучих веществ), результатов испытаний (Потеря посыпки, Степень перетира шпаклевки по методу "Клин" (гриндометром)), а также результатов использования таких товаров (усадка, Малярные свойства шпатлевки). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику с порядковым номером 7 в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Пунктом 3.1. части III "Информационная карта электронного аукциона" установлены, в том числе следующие требования к участникам Аукциона:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующего свидетельства саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (статья 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
При этом пунктом 3.9. части III "Информационная карта электронного аукциона" установлено, что вышеуказанные документы должны быть представлены участниками закупки во второй части заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представителя Заказчика сообщили, что согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту крыши здания Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом техническим заданием документации об Аукционе предусмотрены работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, а также инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не позволяют надлежащим образом определить, наличие какого свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо обладать участникам закупки, а также представить во второй части заявки на участие в Аукционе, для признания такой заявки соответствующей требованиям документации об Аукционе, а также позволяющее выполнить работы, предусмотренные техническим заданием документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ИМУ "Инсталл" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела от 01.06.2016 N К-875/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2016 г. N К-875/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был