Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АНО "НМЦ "СУВАГ" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на создание федерального методического центра по обеспечению реализации инклюзивного профессионального образования и профессионального обучения (номер извещения 0173100003716000090) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно отклонившей заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Единая комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 22 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) количество заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации - 1;
6) победителем Конкурса признано Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" с предложением о цене контракта 18 000 000 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки. При этом в силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.05.2016 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки участника закупки с порядковым номером "Ф-38-03" (Заявитель) положениям Конкурсной документации, в связи с тем, что в столбце 2 "Алгоритм" представлен элемент алгоритма IV.3.81. (Том 2; стр.262), который не является действием Исполнителя, элементом производственной деятельности Исполнителя или отдельной выполняемой Исполнителем функцией ("IV.3.81. Согласование и подписание Заказчиком информационного письма").
В соответствии с пунктом IV.3 таблицы 5 раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг), предъявляемые требования" при проведении Всероссийской конференции должно быть разработано и разослано информационное письмо-приглашение, которое согласовывается и подписывается Заказчиком.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 23.4 статьи 23 раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации участник закупки должен указать только отдельные действия (элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции) совокупность которых позволит выполнить (оказать) детализируемые работы (услуги), указанные в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" и иных частях настоящей Конкурсной документации, в том числе в соответствии с требованиями к качеству работ (услуг). Указание в столбце 2 "Алгоритм" наименования работ, а также иной информации, не являющейся Действием Исполнителя, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе".
Согласно пункту 2 части 23.4 статьи 23 раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации "Действия Исполнителя при выполнении (оказании) каждого наименования работ (услуг) - элементы производственной деятельности, отдельные выполняемые Исполнителем функции, совокупность которых позволит выполнить работы (оказать услуги), необходимые Государственному заказчику, в соответствии с установленными Разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документацией требованиями, в том числе требованиями к качеству работ (услуг)".
Согласно представленной представителем Заказчика заявке Заявителя сведения указаны в следующем порядке, например, по действию IV.3.81 - "Подписание информационного письма о проведении конференции в органы управления образованием 85 субъектов Российской Федерации Заказчиком".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что представленные в составе заявке сведения не относятся действиям исполнителя.
Комиссия приходит к выводу о том, что сведения, представленные Заявителем в составе заявке в качестве предложения в отношении закупки не противоречат положениям раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации, поскольку подписание информационного письма осуществляется Заказчиком в соответствии с разделом IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" Конкурсной документации, в соответствии с которым участником закупки представляется предложение в отношении объекта закупки, а также необходимость исключения сведений, являющихся действиями Заказчика, из предложения в отношении объекта закупки, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, действия Единой комиссии принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации по основанию, не предусмотренному Конкурсной документации не соответствуют части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссией установлено, что по указанному основанию отклонены заявки участников закупки с порядковыми номерами "Ф-38-01", "Ф-38-04".
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявок участников закупки положениям Конкурсной документации, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно абзацу 3 подпункта "в" пункта 2 части 23.4 статьи 23 раздела I "Инструкция участникам закупки (ИУЗ)" Конкурсной документации, установлено, в том числе следующие положения "указание хотя бы одной даты выполнения действий более ранней, чем дата, следующая за последней возможной датой заключения Государственного контракта, влечет признание Заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклонение Заявки на участие в Конкурсе".
В связи с изложенным, Комиссия считает, что в положения инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяют однозначно определить дату, следующую за последней возможной датой заключения государственного контракта - с указанием даты, установленной в разделе IV Конкурсной документации "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)". В Конкурсную документацию вносились изменения, в связи с чем, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе также изменена, что свидетельствует о невозможности надлежащим образом указать дату выполнения действий, поскольку дата рассмотрения и оценки заявок не является неизменной.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. При этом согласно пункту 3 части 10 указанной статьи Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
Согласно представленным представителем Заказчика Протоколу рассмотрения заявок, Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки участника закупки с порядковым номером "Ф-38-04" положениям Конкурсной документации, в связи с тем, что в столбце 2 "Алгоритм" представлен элемент алгоритма IV.3.81. (Том 2; стр.15), который не является Действием Исполнителя, элементом производственной деятельности Исполнителя или отдельной выполняемой Исполнителем функцией ("IV.3.81. Согласование и подписание Заказчиком информационного письма").
Комиссией установлено, что основанием отклонения заявки участника закупки явилось указание действий по элементу IV.3.14.
Таким образом, действия Единой комиссии при составлении Протокола рассмотрения и оценки заявок, нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при составлении Протокола рассмотрения и оценки заявок при указании элемента алгоритма допущена техническая ошибка и основанием отклонения заявки участника закупки явилось указание действий по элементу IV.3.14.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АНО "НМЦ "СУВАГ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 3, 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 06.06.2016 по делу N К-903/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июня 2016 г. N К-903/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был