Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строй-контракт" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "ИНВЕСТОР" (далее - Заказчик), Управления муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Образовательный комплекс "Школа Сколково-Тамбов" (II этап) (номер извещения 0164300016516000361) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе установлены неправомерные требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, а именно, требование о предоставлении сведений о результатах испытаний таких товаров, конкретные показатели веществ, материалов, результатов материалов применяемых при изготовлении таких товаров.
2. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением требований Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок выполнения работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 994 886 500 рублей;
4) на участие в Аукционе поданы 2 заяви от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущены 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 23.06.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Комиссией установлено, что в ряде пунктов
Технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"5. Кирпич керамический: Скорость начальной абсорбции воды постелью, кг/(м2мин), не менее*: 0,10. Класс материала по удельной эффективной активности естественных радионуклидов не ниже 1. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг, не более*: 370.
6. Кирпич силикатный полнотелый: Водопоглощение, %, не менее*: 6. Класс материала по удельной эффективной активности естественных радионуклидов не ниже 1. Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф, Бк/кг*: до 370.
10. Щебень из природного камня для строительных работ: потеря массы при испытании в полочном барабане* не более 35%; потеря массы при соответствующем числе циклов замораживания-оттаивания* не более 5% или потеря массы при соответствующем числе циклов насыщения в растворе сернокислого натрия - высушивании* не более 10%; содержание пылевидных и глинистых частиц*: не более 2% по массе; марка по дробимости не ниже 600; потеря массы при сжатии (раздавливании) в цилиндре* не более 34%; содержание зерен слабых пород*: не более 10% по массе; содержание глины в комках*: не более 0,25% по массе; потеря массы при распаде*: не более 5%; количество зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы*: до 25% по массе; класс материалов по удельной эффективной активности естественных радионуклидов не ниже 1; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов* до 370 Бк/кг; щебень не должен содержать посторонних засоряющих примесей.
12. Бетон тяжелый: содержание пуццолан, золы-уноса, глиежа, обожженного сланца, известняка, микрокремнезема*: не более 20% массы для каждого компонента***; содержание вспомогательных компонентов*: не более 5% массы***; содержание оксида серы (VI) SO3*: не более 4,0% массы цемента***; суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов* до 370 Бк/кг".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку выявленное нарушение Закона о контрактной системе не явились основанием отклонения заявок на участие в Аукционе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением требований Закона о контрактной системе
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлен неисполнимый срок выполнения работ
На заседании Комиссии установлено, что срок выполнения работ составляет 150 календарных дней с момента заключения Контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что исполнению подлежит выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Образовательный комплекс "Школа Сколково-Тамбов" (II этап).
Также представители Заказчика сообщили, что работы по первому этапу данного объекта завершены.
Кроме того, представители Заказчика представили письмо от 29.04.2016 N 106 от АО "Проектный институт "Тамбовгражданпроект" - организации разработавшей документацию по объекту: "Образовательный комплекс "Школа Сколково-Тамбов" (II этап), согласно которому выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Образовательный комплекс "Школа Сколково-Тамбов" (II этап) возможно в течение 150 календарных дней.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил надлежащих доказательств подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положения о сроках осуществления Заказчиком приемки-сдачи выполненных скрытых работ, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строй-контракт" обоснованной в части установления неправомерных требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, а именно, требований о предоставлении сведений о результатах испытаний таких товаров, конкретные показатели веществ, материалов, результатов материалов применяемых при изготовлении таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного нарушение части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.06.2016 по делу N К-942/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2016 г. N К-942/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был