Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИнтерСофт-Дистрибуция" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы хранения данных (номер извещения 0173100000316000085) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к выполнению работ, не являющихся объектом закупки, а именно: монтаж, ввод в эксплуатацию системы хранения данных, проведение обучения администраторов эксплуатации, проведение испытаний системы хранения данных.
2. Документация об Аукционе содержит неправомерное требование к исполнению государственного контракта в части внесения изменений в состав документов Технического проекта единой автоматизированной системы Заказчика (далее - ЕАС).
3. В документации об Аукционе отсутствуют сведения об оборудовании, в которое необходимо осуществить внедрение поставляемой системы хранения данных, а также сведения о наличии рабочих мест для исполнителя.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.06.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к выполнению работ, не являющихся объектом закупки, а именно: монтаж, ввод в эксплуатацию системы хранения данных, проведение обучения администраторов эксплуатации, проведение испытаний системы хранения данных. При этом указанные работы подразумевают требований к участнику закупки о наличии трудовых ресурсов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Пунктом 3.2 ("Условия поставки") Технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
"3.2.2.1. Монтаж и ввод в эксплуатацию СХД. В соответствии с проектной документацией (п. 4 настоящих Требований), должен быть произведен монтаж СХД в стойку и коммутация хранилища с серверами ЕАС Роспечати. По завершении монтажа должны быть проведены разбивка логических дисков хранилища, перенос данных из использующегося на момент поставки хранилища данных ЕАС Роспечати на развернутое хранилище в соответствии с требованиями проектной документации (п. 4 настоящих Требований); 3.2.2.2. Проведение обучения администраторов. Сотрудники Заказчика, которые будут выполнять функции администраторов СХД, должны быть обучены администрированию комплекса. Обучение должно быть произведено на технической площадке Заказчика. Обучение должно быть произведено по согласованным с Заказчиком программам обучения. Общее количество обучаемых составляет не более 2-х человек". 3.2.2.3. Проведение испытаний и передача в эксплуатацию. В соответствии с требованиями ГОСТ 34.601 испытания проводят на стадии "Ввод в действие" с целью проверки соответствия системы с внесенными изменениями в состав аппаратного обеспечения. Для обеспечения проведения испытаний создается комиссия. В состав комиссии входят представители Заказчика и Поставщика. Испытания представляют собой процесс проверки выполнения заданных функций системы, выявления и устранения недостатков в программном обеспечении, оборудовании и документации".
На заседании Комиссии представителя Заказчика пояснили, что требования к выполнению работ по монтажу, вводу в эксплуатацию системы хранения данных, проведению обучения администраторов эксплуатации, а также проведению испытаний системы хранения данных установлены в соответствии с потребностью Заказчика, кроме того являются технологически и функционально связанными с поставкой системы хранения данных.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, и доказательств, подтверждающих обоснованность довода им не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит неправомерное требование к исполнению государственного контракта в части внесения изменений в состав документов Технического проекта единой автоматизированной системы Заказчика (далее - ЕАС).
Пунктом 4 ("Требования к документированию") Технической части документации об аукционе установлено следующее: "Должны быть внесены изменения в состав документов Технического проекта ЕАС Роспечати "Пояснительная записка технического проекта"; "Схема структурная комплекса технических средств", "Ведомость покупных изделий", "Описание комплекса технических средств", "Таблица соединений и подключений".
Вся документация должна предоставляться Заказчику на бумажном и стандартном машинном носителях. Документы на стандартном машинном носителе должны предоставляться в формате PDF".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требования к документированию установлены в соответствии с потребностью Заказчика. При этом исполнителю необходимо внести сведения в Технический проект Заказчика только о поставляемой исполнителем системе хранения данных.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, и доказательств, подтверждающих обоснованность довода, им не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В документации об Аукционе отсутствуют сведения об оборудовании, в которое необходимо осуществить внедрение поставляемой системы хранения данных.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что все необходимые сведения для поставки системы хранения данных указаны в Технической части документации об Аукционе.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, и доказательств, подтверждающих обоснованность довода им не представлено.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Срок исполнения контракта: год 2016 месяц Июль".
Вместе с тем, в пункте 5.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Срок поставки товара по настоящему Контракту - 84 календарных дня, начиная с дня, следующего за днем заключения Контракта".
На основании изложенного, документация об Аукционе, извещение о проведении Аукциона содержат различные сроки оказания услуг.
Вместе с тем, прийти к выводу о том, что выявленное нарушение повлияло, либо могло повлиять на результаты закупки, Комиссии не представляется возможным, поскольку, как пояснил Заказчик, на участие в Аукционе подано 3 заявки. При этом жалоб, обращений или запросов на разъяснение выявленных разночтений не поступало.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом сроки оказания услуг, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
5. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 08.06.2016, а также 17.06.2016 в ЕИС опубликованы разъяснения положений документации об Аукционе. Вместе с тем, указанные разъяснения не содержат предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИнтерСофт-Дистрибуция" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 21.06.2016 по делу N К-961/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2016 г. N К-961/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был