Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "НПП "ФОРТЭКС" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Росморпорт" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности. Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь. Севастополь (номер извещения 0573100002016000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении излишних лицензий.
2. . Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 425 949 150 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.06.2016;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 16.06.2016;
6) дата проведения Аукциона - 20.06.2016;
7) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) в Аукционе приняли участие 2 участника закупки;
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении излишних лицензий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 "Извещение Аукциона" документации об Аукционе установлено, что участник закупки должен соответствовать единым требованиям, в том числе:
"- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), со следующими работами предусмотренными перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313:
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
21. Передача шифровальных (криптографических) средств.
22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
либо
- наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление распространения шифровальных (криптографических) средств (для лицензий, выданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 957
"Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами")".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в объем работ, подлежащих исполнению входит поставка, монтаж, пусконаладочные работы и гарантийное сопровождение информационной системы, защищенной шифровальными (криптографическими) средствами, в связи с чем к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании установлены вышеуказанные требования.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требование к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств неправомерно, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее описание объекта закупки, а именно:
- в пункте 11 Технического задания и в позиции 1781 приложения "ПЭ оборудование Севастополь" к документации об Аукционе установлены противоречивые требования;
- в позициях 317, 350, 351 приложения ПЭ оборудование Севастополь" к документации об Аукционе неправомерно установлены неизменяемые параметры;
- в позициях 370, 393, 422 приложения ПЭ оборудование Севастополь" к документации об Аукционе указаны требования к одинаковому товару, но с разными характеристиками, что не позволяет определит роль указанных товаров в спроектированной системе, а также не позволяет определит количество данных товаров, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требования к товарам, указанные в позициях 317, 350, 351, 370, 393, 422 приложения ПЭ оборудование Севастополь" к документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностями Заказчика, а также в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом в отношении вышеуказанных положений документации об Аукционе в жалобе Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Вместе с тем, пунктом 11 "Условия эксплуатации оборудования и материалов ИТСОТБ" раздела IV "Техническое задание" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: - класс защиты оборудования - не ниже IP66.
При этом в позиции 1781 приложения "ПЭ оборудование Севастополь" к товару "Климатический антивандальный шкаф" установлены следующие требования: "степень защиты IP55".
В отношении изложенного представители Заказчика пояснили, что в отношении требований к товарам, указанных в техническом задании документации об Аукционе участник закупки должен представить согласие, или предложить аналог (эквивалент) в соответствии с требованиями к товарам, установленным в приложении "ПЭ оборудование Севастополь".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения документации об Аукционе могут ввести участников закупки в заблуждение.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно приложению "ТХ Материалы" к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования:
"Шкаф с монтажной панелью:
Материал монтажной панели: листовая нержавеющая сталь 1.4404
(AISI 316L);
Монтажные принадлежности ДКС для кабелей:
Соответствие нормам: ТУ 3449-009-47022248-2010".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования указанные в скобках необходимо читать как "или".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе не позволяет определить каким образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели в случае, если требования к ним указываются в скобках.
Кроме того, как установлено на заседании Комиссии, а также как следует из пояснений представителей Заказчика, требования установленные ТУ 3449-009-47022248-2010 в открытом доступе отсутствуют, и что указанное ТУ 3449-009-47022248-2010 возможно получить обратившись к производителю.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу что установление указанных требований не позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических условий, стандартов и иных документов, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара, при том, что указанные документы возможно получить лишь при обращении к производителю такого товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую по заполнению первых частей заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников Аукциона не отклонялись.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе решила:
1. Признать жалобу ООО "НПП "ФОРТЭКС" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащего описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты проведения Аукциона предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдается.
4. Передать материалы дела от 22.06.2016 по делу N К-963/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июня 2016 г. N К-963/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был