Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТСК ТермоГрупп" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки), Уполномоченным учреждением, Заказчиком, аукционной комиссией Уполномоченного учреждения (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта: "Плавательный бассейн МГСУ по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 26" (номер извещения 0373100017016000025) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного учреждения:
1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок.
2. Проект контракта документации об Аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
3. Пункт 5.7 проекте контракта документации об Аукционе вводит участников закупки в заблуждение, поскольку его положения делают неопределенным срок оплаты выполненных по контракту работ.
4. Проект контракта документации о Аукционе не содержит положения о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечении соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
5. Документация об Аукционе, размещенная в единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности для копирования фрагментов.
Представители Уполномоченного учреждения не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченное учреждение действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС www.zakupki.gov.ru - 31.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 366 336 370 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 23.06.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В Приложении N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"N 1. Песок строительный: Модуль крупности, Мк, должен быть > 2,0 до 2,5. Полный остаток песка на сите N 063 в процентах по массе должен быть > 30 до 45. Содержание в песке зерен крупностью [свыше 10мм] не должно превышать 0,5-5 процентов по массе. Содержание в песке зерен крупностью [свыше 5мм] не должно превышать 5-15 процентов по массе.
N 2. Оконные блоки: Показатели физико-механических свойств профилей должны соответствовать следующим требованиям: Прочность при растяжении, Мпа: от 37. Модуль упругости при растяжении, Мпа: от 2200. Температура размягчения по Вика, °С: от 75".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава (Массовая доля нелетучих веществ), а также результатов использования товаров (Полный остаток песка на сите, Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не должно превышать и т.д.). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки, Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 20.06.2016 N 1483263 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "5" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Первая часть заявки не соответствует требованиям документации об Аукционе и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Товар по позиции N 1 "Песок строительный" предложение участника не соответствует требованиям документации, а именно: "Модуль крупности, Мк, 2,0_ 2,5 Полный остаток песка на сите N 063 в процентах по массе: 30 до 45, тогда как требовалось: Модуль крупности, Мк, должен быть > 2,0 до 2,5. Полный остаток песка на сите N 063 в процентах по массе должен быть > 30 до 45".
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику с порядковым номером 5 в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, ссылка Заявителя о том, что инструкция не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Государственный стандарт), участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара не нашел своего подтверждения, поскольку на заседании Комиссии установлено, что перечень Государственных стандартов, установленный в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об Аукционе имеет указание на соответствующие товары, необходимые при выполнении работ.
Также, довод Заявителя, о том что инструкция по заполнению первых частей заявки на участие в Аукционе содержит противоречивое положение в отношении применения символов, слов таких как, например , "не ниже", не позволяющие участникам закупки предложить в составе заявки показатель товара отвечающего данному требованию, не нашел своего подтверждения, в связи с тем, что на заседании Комиссии представитель Заявителя не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в проекте контракта документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе отсутствуют положения, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, пункт 5.7 проекта контракта документации об Аукционе вводит участников закупки в заблуждение, поскольку его положения делают неопределенным срок оплаты выполненных по контракту работ.
Пунктом 5.7 проекта контракта документации об Аукционе установлены следующие положения:
"5.7. В случае привлечения Государственным заказчиком в соответствии с п. 5.3. Контракта к экспертизе результатов выполнения Генеральным подрядчиком работ эксперта, экспертной организации срок определенный п. 5.4. Контракта увеличивается на время необходимое для организации и проведения такой экспертизы экспертом, экспертной организацией".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения пояснили, что в соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям, в том числе - сроку выполнения работ (оказания услуг). Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным учреждением полностью соблюдены условия статьи 190 ГК РФ. Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в пункте 3.7 проекта контракта документации об Аукционе установлен конкретный срок оплаты, а именно: в течение 20 (Двадцати) банковских дней с даты подписания Государственным заказчиком Акта о приемке выполненных работ (Форма N КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат (Форма N КС-3).
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением в Проекте контракта документации о Аукционе не установлены меры о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства к привлечению соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 7.1.45 проекта контракта документации об Аукционе установлены следующие положения: "Генеральный подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядные организации, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме, составляющем 15% от Цены Контракта. Генеральный подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение данного обязательства".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения пояснили, что пунктом 7.1.45 проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным учреждением установлено условие, в соответствии с которым генеральный подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение данного обязательства. При этом виды мер, случаи наступления, способы, условия и порядок применения мер гражданско-правовой ответственности установлена законом и описана в главе 25 Гражданского кодекса Российской Федерации "Ответственность за нарушение обязательств".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил и не представил надлежащих доказательств и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным учреждением Документация об Аукционе, размещенная в ЕИС содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности для копирования и поиска фрагментов.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС, обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТСК ТермоГрупп" обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, в части отсутствия положения, предусматривающего условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 24.06.2016 по делу N К-981/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 июня 2016 г. N К-981/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был