Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Хатман Групп" (далее - Заявитель) на действия ГУ-Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по реализации технологии организации внешнего взаимодействия (номер извещения 0273100000116000095) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
2. В составе Конкурсной документации отсутствует информация о текущей версии технических и эксплуатационных документов АИС ПФР-2, что не позволяет определить объем выполняемых работ.
3. Заказчиком в Конкурсной документации установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта с нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 23.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 95 320 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "МАГЕЛАН" с предложением о цене контракта 93 618 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией объектом закупки является реализация технологии организации внешнего взаимодействия.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что, так как объектом закупки является не поставка программного обеспечения, а доработка и развитие существующего программного обеспечения Заказчика, запрет в соответствии с Постановлением N 1236 к настоящему Конкурсу не применяется.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в составе Конкурсной документации отсутствует информация о текущей версии технических и эксплуатационных документов АИС ПФР-2, что не позволяет определить объем выполняемых работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что пункты 2.3.1-2.3.5 части 2 раздела III "Наименование и описание объекта закупки" Конкурсной документации содержат все необходимые характеристики для выполнения работ, а также текущего состояния подсистемы "Внешнее взаимодействие".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно: предельные величины значимости критериев оценки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Приложению к Правилам оценки заявок предельные величины значимости критериев оценки при осуществлении закупки на выполнение работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 30, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 70.
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок на участие в Конкурсе производится по следующим критерием: "Цена контракта" - 30% и "Квалификация участника закупки" - 70%.
Пунктом 29 раздела II "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участника закупки":
"Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
Перечень показателей с максимальными значениями показателей по критерию "Квалификация участника закупки" приведен в Таблице 1 настоящего пункта.
1. Участник закупки имеет опыт развития и сопровождения прикладного программного обеспечения, поставки программно-аппаратных комплексов, технических и программных средств ИТ-инфраструктуры, за последние 2 года, предшествующие сроку окончания подачи заявок по настоящему конкурсу, для нужд государственных заказчиков, имеющих территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, в рамках исполненных государственных контрактов, каждый стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки (Копыт).
Наличие в составе заявки Участника закупки 2 (двух) или более документально подтвержденных успешно исполненных государственных контрактов, с даты заключения которых на момент срока окончания подачи заявок по настоящему конкурсу прошло не более 2 лет, с государственными заказчиками, имеющими территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, каждый стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 50 баллов*.
Наличие в составе заявки Участника закупки 1 (одного) документально подтвержденного успешно исполненного государственного контракта, с даты заключения которого на момент срока окончания подачи заявок по настоящему конкурсу прошло не более 2 лет, с государственным заказчиком, имеющим территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 20 баллов*.
*Подтверждается документально - копиями контрактов, договоров, актами сдачи-приемки товаров/ выполненных работ/ оказанных услуг, представленными участником конкурса в составе Заявки на участие в конкурсе, а также информацией из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.
Представленные копии государственных контрактов, в отсутствие актов сдачи-приемки товаров/выполненных работ/оказанных услуг, не будут считаться подтверждением наличия у Участника закупки успешно исполненных государственных контрактов.
Представленные копии актов сдачи-приемки товаров/выполненных работ/оказанных услуг в отсутствие копий государственных контрактов, не будут считаться подтверждением наличия у Участника закупки успешно исполненных государственных контрактов.
В отсутствии информации из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru представленные контракты не будут учитываться при оценке.
Отсутствие в составе заявки Участника закупки документально подтвержденных успешно исполненных государственных контрактов, с даты заключения которых на момент срока окончания подачи заявок по настоящему конкурсу прошло не более 2 лет, с государственными заказчиками, имеющими территориально-распределенную организационную структуру по всем субъектам Российской Федерации, каждый стоимостью не менее начальной (максимальной) цены контракта настоящей закупки - 0 баллов.
Максимальное значение в баллах - 50.
2. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике Postgres Plus 9.0 (или выше) Associate (подтверждается копиями сертификатов).
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня Postgres Plus 9.0 (или выше) Associate, присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл
Кспец1 = КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке Участника, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,05.
Максимальное значение в баллах - 5.
3. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике IBM Certified System Administrator WebSphere Application Server Network Deployment v.6 (или выше) (подтверждается копиями сертификатов).
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня IBM Certified System Administrator WebSphere Application Server Network Deployment v.6 (или выше) присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл:
Кспец2 = КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке Участника, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ-коэффициент значимости показателя равен 0,2.
Максимальное значение в баллах - 20.
4. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематике Red Hat Certified Engineer Red Hat Enterprise Linux v.4 (или выше) (подтверждается копиями сертификатов).
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня Red Hat Certified Engineer Red Hat Enterprise Linux v.4 (или выше), присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл
Кспец3 = КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке Участника, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,2.
Максимальное значение в баллах - 20.
5. Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по Red Hat Certified System Administrator Red Hat Enterprise Linux 4 (или выше) (подтверждается копиями сертификатов).
Заявке, в которой представлено максимальное число специалистов, имеющих сертификат уровня Red Hat Certified System Administrator Red Hat Enterprise Linux 4 (или выше), присваивается максимальное значение показателя критерия в баллах, остальным заявкам присваивается балл
Кспец4 = КЗх100х(Кi/Кmax),
где:
Кi - число специалистов, имеющих требуемый сертификат представленных в Заявке Участника, заявка которого оценивается,
Кmax - максимальное число специалистов, имеющих указанный сертификат представленное участником закупки.
КЗ - коэффициент значимости показателя равен 0,05.
Максимальное значение в баллах - 20.
Итого: 100
Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что предельные величины значимости критериев оценки, установленные в Конкурсной документации, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки по критерию "Квалификация участника закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку для каждого показателя не установлена его значимость (вес оценки, выраженный в процентах), в соответствии с которой будет производиться оценка.
Кроме того, порядок оценки по показателю "опыт развития и сопровождения прикладного программного обеспечения, поставки программно-аппаратных комплексов, технических и программных средств ИТ-инфраструктуры (Копыт)" критерия "Квалификация участника закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению квалификационных характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 50 баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку одним из двух участников в составе заявки на участие в Конкурсе не представлено надлежащим образом документального подтверждения опыта развития и сопровождения прикладного программного обеспечения, поставки программно-аппаратных комплексов, технических и программных средств ИТ-инфраструктуры документов, а именно: не представлены копии успешно исполненных государственных контрактов, представлены первые и последние листы контрактов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Хатман Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты проведения Конкурса предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдается.
4. Передать материалы от 27.06.2016 по делу N К-997/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2016 г. N К-997/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был