Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 59-АПГ16-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 декабря 2014 г. N 173-пр/в "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 - 2015 годы"
по апелляционной жалобе акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" на решение Амурского областного суда от 12 февраля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" обратилось в суд с уточнённым административным исковым заявлением о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 19 декабря 2014 г. N 173-пр/в "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2014 - 2015 годы" (далее - Приказ N 173-пр/в).
В обоснование своих доводов общество указало на то, что названный приказ не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, и принят без учёта экономически обоснованных расчётов общества.
Решением Амурского областного суда от 12 февраля 2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального и процессуального права по неправильно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела, и принять новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещёны о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации указанного выше закона Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Федеральной службой по тарифам 27 декабря 2013 г. издан приказ N 1746-э, которым утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Согласно частям 1 и 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении холодное водоснабжение и водоотведение, в том числе очистка сточных вод, отнесены к регулируемым видам деятельности.
В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, перечень которых приведён в статье 31 названного закона, к числу которых относятся тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Амурской области является управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, к полномочиям которого относится установление упомянутых тарифов, выбор метода регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и издание приказов по вопросам, входящим в его компетенцию (п.п. 1.1, 3.32.1, 3.32.3 и 4.2.4 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 24 ноября 2008 г. N 459).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п.п. 1.1, 3.32.1, 3.32.3 и 4.2.4 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 24 ноября 2008 г. N 459" имеется в виду "п.п. 1.1, 3.32.1, 3.32.3 и 4.2.4 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 г. N 491"
С учётом изложенных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый приказ принят органом регулирования тарифов в пределах предоставленных полномочий.
Также является обоснованным вывод суда о том, что при принятии Приказа N 173-пр/в была соблюдена установленная процедура, в оспариваемой части он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает исходя из следующего.
Приказом N 173-пр/в установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на 2014-2015 гг. согласно приложениям N 17-32 к приказу.
В приложении N 24 к приказу установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей АО "Коммунальные системы БАМа" на 2015 год.
Пунктами 1, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 приложения N 24 к приказу установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для населения и прочих потребителей Тындинского, Селемджинского, Зейского районов Амурской области и города Тынды на два полугодия: с 1 января по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г.
Пунктами 2, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 приложения N 24 к приказу установлены тарифы на водоотведение для населения и прочих потребителей Тындинского, Селемджинского, Зейского районов Амурской области и города Тынды на два полугодия: с 1 января по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г.
Данный приказ является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом и опубликованными в установленном порядке 24 декабря 2014 г. в газете "БАМ", N 52, 30 декабря 2014 г. в газете "Зейский Вестник", N 157, и 26 декабря 2014 г. в газете "Селемджинский Вестник", N 96.
Как видно из материалов дела, АО "Коммунальные системы БАМа" обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении на 2015 год тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, представив свои расчёты и обосновывающие документы с предложением установить тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
На основании этого заявления управлением открыто дело об установлении тарифов N 55/14, проведены экспертизы представленных обществом документов.
Решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области 19 декабря 2014 г.
Суд первой инстанции, исследовав представленные материалы административного и тарифного дел и основываясь на правовом анализе приведённого федерального законодательства, правильно пришёл к выводу о том, что управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, требований действующего законодательства не нарушило и установило экономически обоснованные тарифы.
В соответствии со статьёй 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчёт тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объёма поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Проверяя доводы заявителя, суд установил, что при определении расходов на оплату труда орган регулирования руководствовался Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждёнными приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66, и исходил из фактически выплачиваемой среднемесячной заработной платы в 2013 году с учётом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда 5606,81 руб., определённой в соответствии с Методическими указаниями с учётом фактических значений за 2013 год, прогнозных показателей и основных параметров, определённых в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации (базовый вариант) на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы, одобренным Правительством Российской Федерации, с учётом индексов роста потребительских цен, рекомендованных Минэкономразвития России на 2014/2013 и 2015/2014 годы.
Таким образом, снижение расходов на оплату труда обусловлено корректировкой минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда.
В ходе анализа отчислений на социальные нужды орган регулирования руководствовался Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Так как Управление произвело корректировку фонда оплаты труда, соответственно им скорректированы отчисления на социальные нужды.
Не нашли подтверждения доводы заявителя о том, что управлением необоснованно не в полном объёме принята в тарифе на 2015 год статья расходов "Теплоснабжение объектов водоснабжения", в частности тепловое сопровождение (спутники) водоводов. Как усматривается из экспертных заключений, в составе расходов на приобретение тепловой энергии управлением были учтены затраты на отопление объектов водоснабжения и водоотведения, отапливаемых котельными АО "Коммунальные системы БАМа" (затраты на тепловое сопровождение сетей водоснабжения и водоотведения).
Таким образом, управление, руководствуясь пунктом 21 Основ ценообразования, согласно которому при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учёт одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности, обоснованно исключило дополнительно заявленные АО "Коммунальные системы БАМа" объёмы тепловой энергии, необходимой на тепловое сопровождение сетей водоснабжения и водоотведения, из объёма приобретаемой тепловой энергии.
Судом установлено, что исходя из представленных обществом сведений об объёме реализации за 2012-2014 годы темп изменения (снижения) объёмов отпускаемой воды превышал 5%, в связи с чем управлением правомерно объём отпускаемой воды (пропущенных сточных вод) на период регулирования определён в соответствии с пунктами 4, 5 Методических указаний в размере, не превышающем темп снижения (5%).
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования предельные индексы устанавливаются Федеральной антимонопольной службой с календарной разбивкой. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением тарифов на подключение (технологическое присоединение) устанавливаются в соответствии с указанными предельными индексами с календарной разбивкой по полугодиям при условии непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Как следует из материалов дела, при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения управлением определены величины тарифов с календарной разбивкой по полугодиям:
для тарифов первого полугодия исходя из непревышения величины тарифов в первом полугодии очередного расчётного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря;
для тарифов второго полугодия определены величины исходя из представленных расчётных и обосновывающих материалов с применением дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности (по сопоставимому кругу предприятий), прогноза показателей инфляции и системы цен до 2017 года в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годы с учётом Методических указаний. При этом тарифы установлены с таким расчётом, что годовой объём необходимой валовой выручки, определяемой на календарный год, будет получен за период второго полугодия очередного периода регулирования и первого полугодия периода, следующего за очередным периодом регулирования.
Подлежат отклонению и иные доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и которым дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка обществом фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущено существенное нарушение судом норм права.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 12 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Барулева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 59-АПГ16-6
Текст определения официально опубликован не был