Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 306-ЭС15-10501
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу ответчика - мэрии городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 по делу N А55-15507/2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2016 по тому же делу, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее - общество "ЭРГ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - мэрия) о взыскании 23 369 134 рублей 43 копеек в возмещение затрат, понесенных в связи с осуществлением деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению за период с 01.01.2012 по 31.01.2014, возникших в результате издания ответчиком нормативного правового акта, не соответствующего закону.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015, иск удовлетворен.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 28.05.2015 указанные судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Завод по переработке твердых бытовых отходов".
Арбитражный суд Самарской области решением от 09.11.2015 иск удовлетворил.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 07.04.2016 судебные акты оставил без изменения.
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты, принятые при повторном рассмотрении дела, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
При рассмотрении дела суды установили, что общество "ЭРГ" осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 N 215, от 29.11.2012 N 397, от 01.11.2013 N 226 обществу "ЭРГ" были установлены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов на спорный период, в том числе для населения.
Постановлением от 01.04.2009 N 711-п/1 в соответствии со статьями 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Тольятти, мэрией г.о. Тольятти утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий предусматривал за период с января 2012 г. по июнь 2013 г. 100% возмещение затрат организациям, оказывающим названные услуги, и в период с июля 2013 г. по январь 2014 г. - 70% возмещения затрат организациям, оказывающим услуги.
Судами также установлено, что обществом "ЭРГ" были фактически оказаны услуги по утилизации ТБО и КГМ, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, непосредственным потребителям (управляющим организациям/ТСЖ) за период с января 2012 г. по июнь 2013 г. без взимания платы, и в период с июля 2013 г. по январь 2014 г. истцом взималась плата в размере 30% от объема оказываемых услуг.
Однако в предоставлении субсидии истцу было отказано.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 по делу N А55-21517/2013 удовлетворен иск прокурора Самарской области и Порядок предоставления субсидий признан недействующим в части.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, общество "ЭРГ" указало, что в результате издания незаконного нормативного акта мэрией ему причинен вред, который подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А55-22060/2013 и N А55-21517/2013, суды признали требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы жалобы - с учетом установленных судами фактических обстоятельств - выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать мэрии городского округа Тольятти в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2016 г. N 306-ЭС15-10501 по делу N А55-15507/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7568/16
14.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17895/15
09.11.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22713/13
30.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17854/14
19.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14