Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
от 26 июля 2016 г. N 03-08-05/43572
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дохода, выплачиваемого по займам российской организацией иностранным компаниям - резидентам Германии и Австрии, при квалификации такой задолженности как контролируемой, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 269 Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Кодекса.
При этом согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
На основании положений пункта 1 статьи 10 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. (далее - Соглашение) дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с его законодательством. Налог при этом, однако, не должен превышать:
a) пяти процентов валовой суммы дивидендов, если лицом, фактически обладающим правом собственности на них, является компания, которая непосредственно располагает по меньшей мере десятью процентами уставного или складочного капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 80.000 евро или эквивалентную сумму в рублях;
b) пятнадцати процентов от валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Соглашения употребляемый в статье 10 Соглашения термин "дивиденды" означает доходы по акциям, в том числе акциям горнодобывающей промышленности, по правам или сертификатам на участие в прибыли, учредительским паям или другим, за исключением долговых требований, правам на участие в прибыли, а также прочие доходы, которые по законодательству Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль, приравниваются в налоговом отношении к доходам по акциям.
Аналогичные положения содержит также Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13 апреля 2000 г. (далее - Конвенция). Однако для применения пониженной ставки по дивидендам, предусмотренной подпунктом а) пункта 2 статьи 10 Конвенции, должна быть соблюдена доля участия в размере 100 000 долларов США или эквивалентной суммы в любой другой валюте.
При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует также учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии), на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Так, на основании положений подпункта d) пункта 15 Комментариев к статье 10 в случае, если заем не является капиталом согласно личному закону, но в соответствии с международным законодательством или практикой (в том числе "правилами тонкой капитализации") доход, полученный таким образом, рассматривается как дивиденды для целей статьи 10, величина такого займа считается "капиталом" в смысле подпункта а).
Учитывая вышеизложенное, если доход в виде процентов, получаемый иностранной организацией - займодавцем от источника в Российской Федерации, на основании пункта 4 статьи 269 Кодекса квалифицируется как дивиденды, то он подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном статьями 10 Соглашения и Конвенции: по ставке 5% от общей суммы дивидендов, при соблюдении требований, установленных подпунктом а) пункта 1 статьи 10 Соглашения или, соответственно, подпунктом а) пункта 2 статьи 10 Конвенции. При этом, по мнению Департамента, для определения денежной стоимости доли участия иностранной компании в уставном капитале российской организации в рассматриваемом случае может быть учтена сумма займа, предоставленного этой иностранной компанией российской организации, в части, переквалифицированной в капитал.
При этом согласно положениям пункта 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация получила займы от иностранных компаний - резидентов Германии и Австрии. Задолженность квалифицирована как контролируемая. Возник вопрос о порядке налогообложения дохода указанных иностранных компаний.
Разъяснено, что положительная разница между начисленными и предельными процентами приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с НК РФ.
Ссылаясь на Соглашение между Россией и Германией и на Конвенцию между Россией и Австрией об избежании двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее.
Если доход в виде процентов, получаемый иностранной организацией - займодавцем от источника в России, на основании НК РФ квалифицируется как дивиденды, то он облагается налогом на прибыль по ставке 5% при соблюдении требований, установленных соглашением или конвенцией. При этом, по мнению Минфина России, для определения денежной стоимости доли участия иностранной компании в уставном капитале российской организации в рассматриваемом случае может быть учтена сумма предоставленного займа в части, переквалифицированной в капитал.
При применении положений международных договоров иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен международный договор (соглашение). Помимо этого налоговый агент вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что она имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 июля 2016 г. N 03-08-05/43572
Текст письма официально опубликован не был